Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Ходячий замок Хаула / Hauru no ugoku shiro (2004)


Ходячий замок Хаула
Средняя оценка: оценка: 5
2004. Япония. 119 минут.
Жанр: мультфильм / аниме.

Режиссер: Хаяо Миядзаки.
Сценарий: Хаяо Миядзаки (по одноименному роману Дианы Уинн Джонс),
Оператор: Ацуси Окуи,
Композитор: Джо Хисаиси.

В главных ролях: Тиэко Байсё, Такуя Кимура, Акихиро Мива, Тацуя Гасюин, Рюноскэ Камики.


Награды:
МКФ в Венеции — "Золотая оселла".
Nebula — лучший сценарий.
МКФ фантастики в Каталонии — Приз зрительских симпатий.
San Diego Film Critics Society Awards — лучший анимационный фильм.
New York Film Critics Circle Awards- лучший анимационный фильм.
Mainichi Film Concours — Выбор зрителей.
Los Angeles Film Critics Association Awards — лучшая музыка.
Hollywood Film Festival — анимационный фильм года..

Интересные факты о фильме:

Фильм должен был снимать Мамору Хосода.

В английском варианте озвучки голос Хаула принадлежит Кристиану Бейлу. Тот как раз посмотрел "Унесенных призраками" и с энтузиазмом согласился.

Хотя фильм вышел на английские экраны только 23 сентября 2005, летом 2004-го года Миядзаки отправился в Англию самолично, чтобы на частном показе продемонстрировать фильм писательнице Диане Уинн Джонс.

Версия для печати

Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Ходячий замок Хаула"

Ходячий замок Хаула оценка: 5

Еще один шедевр Хаяо Миядзаки, полнометражный анимационный фильм "Ходячий замок Хаула": захватывающий, забавный, бесконечно трогательный. На сей раз японский мастер взял за основу роман писательницы Дианы Уинн Джонс, — и перед зрителем предстает изобилующая симпатичными деталями пост-викторианская эпоха. Этому "земному времени" соответствует "время" вымышленного фэнтэзийного мира, в котором наряду с освоенной энергией парового котла продолжают активно использоваться магические силы.

Юная шляпница Софи, девочка скромная и благонравная, случайно знакомится с молодым волшебником Хаулом, у которого есть собственный замок, но не обычный, а ходячий. Мимолетная встреча… мимолетная во всех смыслах этого слова (умеющий летать Хаул провожает Софи по воздуху до таверны, где работает ее сестра) переворачивает всю ее жизнь. Злая, мстительная и ревнивая Колдунья Пустоши, похожая на раскормленную кустодиевскую барыню, вышедшую замуж за столичного банкира и обретшую светский лоск, превращает Софи в столетнюю старуху.

Той приходится покинуть родной дом, родной магазинчик. Она ковыляет в сторону пустоши, чтобы найти колдунью, но вместо этого оказывается в ходячем замке Хаула. Она обретает новых друзей: малолетнего помощника Хаула – Маркла; демона огня Кальцифера, которого связывает с Хаулом таинственный, тяготящий обоих договор; разумное, но бессловесное пугало. Софи остается в замке, "наняв сама себя" служанкой. Хаул не догадывается, что старуха – та самая девчушка, которую он случайно повстречал в городе, а она не может ему рассказать о себе, потому что ей запрещает заклятие. С каждым днем Софи все сильнее влюбляется в Хаула, и power of love приводит к тому, что для ее организма время начинает течь вспять: она медленно молодеет. Но в то же время она выясняет, что над Хаулом тоже висит какое-то проклятие, и что он, возможно, чудовище (искаженный, вдвойне усиленный мотив "Красавицы и чудовища").

Но для Миядзаки было бы недостаточно одной лишь истории любви – пусть даже такой волшебной и романтической. В его фильме ярко, мощно выражен антивоенный пафос – сильнее, чем, к примеру, в тех же "Унесенных ветром". Вообще, если проводить аналогии, то в сюжете "Ходячего замка Хаула" можно найти немало общих мотивов с классическими американскими произведениями: от "Унесенных ветром", где ветер войны разлучает героев, сметает прежний уклад как жизни, так и прически, до "Волшебника из Оз" — и дело здесь не только в живом пугале, но и в том урагане, который вырвал героиню из привычной среды обитания и перенес ее в волшебную, сказочную страну. Все три произведения роднит ощущение ветра, а картина Миядзаки и вовсе насквозь пронизана магией воздуха.

Страна, где живут герои фильма, вступает в войну с соседней страной, и тут уже "викторианская" эпоха заканчивается совершенно: на смену ей приходит следующая эпоха – эпоха Первой мировой войны. В частности, широко используется "магическая" авиация — как визуальный атрибут, — но гораздо более важно другое: масштабы бедствий необычайно велики, Эклектичные здания викторианской эпохи, сельские пасторальные домишки и луга полыхают, заваленные бомбами. Даже героям становится трудно укрываться, хотя у них есть сразу четыре места, куда они могут переместиться в мгновение ока, достаточно лишь повернуть дверную ручку (очевидная аллюзия на "Нарнию" Льюиса, — там юные герои, пройдя через шкаф, спасаются в сказочной стране от реалий Второй мировой войны).

Ситуация усугубляется тем, что Хаулу приходит повестка от короля. Он, как и всякий любой маг, обучавшийся в школе магии, в свое время давал присягу и теперь обязан принять участие в войне. Пацифист Хаул решает "закосить", и теперь его преследует всесильная "королевская" колдунья мадам Сулиман.

В конце концов инфантильный Хаул, прежде неизменно бежавший, в облагораживающем присутствии Софи набирается смелости, как бы взрослеет и вступает в войну против всех. Против всех, кто ее развязал. Хаул не делает различий между "своими людьми" и "официальными врагами".

Думаю, о том, как это выглядит на экране, говорить излишне. Естественно, что концепт сделан безупречно, а уровень анимации и отрисовки запредельно высок. Лучше и не сделаешь. Абсолютный шедевр.

Ну и, опять же, может возникнуть вопрос: почему – шедевр? Из-за того, что фильм сделан технично? Из-за того, что музыка Хисаиши — гениальна? О, нет, не только поэтому. Я скажу просто: в фильме есть душа.

(05.10.2010)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: