Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Великолепная семерка / The Magnificent Seven 1 (1960)


Великолепная семерка
Средняя оценка: оценка: 4
1960. США. 128 минут.
Жанр: вестерн.

Режиссер: Джон Стёрджес.
Сценарий: Уильям Робертс (по сценарию Акиры Куросавы, Синобу Хасимото, Хидэо Огуни),
Оператор: Чарльз Лэнг мл.,
Композитор: Элмер Бернстайн.

В главных ролях: Юл Бриннер, Эли Уоллах, Стив МакКуин, Чарльз Бронсон, Эли Уоллах, Роберт Вон, Хорст Буххольц, Джеймс Коберн.
В ролях: Росенда Монтерос, Владимир Соколов.

Интересные факты о фильме:

Композитор Элмер Бернстайн, написавший музыку к "Великолепной семерке", является также автором музыки к пародии на "Семерку" — фильму Джона Лендиса "Три амиго".

Мексиканские цензоры потребовали от актеров, игравших "мексиканских крестьян", всегда носить чистую одежду.

Стив Маккуин не мог снимать в фильме (хотя и очень хотел), так как был занят в сериале "Wanted: Dead Or Alive". "Ко счастью", он попал в автомобильную катастрофу и пока болел, играл в "Семерке".

В фильме 55 трупов. Больше всего их на счету Маккуина (показано буквально, как он "стреляет и попадает в человека", а вот Брэд Декстер, напротив, явно никого так и "не убил").

Идея сделать римейк фильма Куросавы принадлежит Юлу Бриннеру.

Версия для печати

Владимир Гордеев: Умный римейк

Великолепная семерка оценка: 4

Фабула: представители бедной мексиканской деревушки, которую регулярно грабят разбойники, едут в город, чтобы нанять крутых парней, умеющих стрелять. В кармане у них – сущие копейки. Сжалившись над ними, крутой и благородный парень Крис Адамс начинает собирать команду из опытных стрелков, готовых "работать за еду". Приехав в деревню, крутые ребята начинают сколачивать из местных фермеров ополчение, потому что всемером против 55 бандитов не выстоять…

Без преувеличения, "Великая семерка" — легендарный "советский" фильм. В советском прокате он пользовался не меньшим, а то и большим успехом, нежели в в американском, наконец, в главной роли – это в голливудском-то вестерне – снялся уроженец советского Владивостока Юл Бриннер (кстати, забавно разнятся мнения насчет его рождения: Педивикия считает, что родился Юлий Борисович Бринер на Сахалине, а imdb – что во Владивостоке. Поверим киносайту). Также в эпизодической, но для сюжета немаловажной роли мексиканского Старика мы видим бывшего москвича Владимира Соколова, — впоследствии он сыграет вместе с Бриннером в развесистой клюкве американского производства "Тарас Бульба".

"Великолепная семерка" — пример удачного голливудского римейка. Отличный перенос историко-философско-приключенческой драмы Куросавы "Семь самураев", которая насквозь пронизана эпическим духом, в узкие рамки традиционного американского жанра "вестерн". Джон Старджес не обеднял фильм Куросавы, – он воспользовался чужими идеями и фабулой для того, чтобы обогатить классический вестерн, придать ему психологизма, при этом без ущерба экшну. Не могу сказать, что я смотрел до черта вестернов, но, как правило, в классических американских вестернах интересны лишь сцены перестрелок. Как только дело доходит до "человеческих" взаимоотношений между персонажами, становится скучно. Впрочем, исключения были всегда. Это "Дилижанс", "Ровно в полдень", наверное, что-то еще — сейчас не вспомню — и, конечно, в этот список, попадает "Великолепная семерка".

Куросава четко выписал характеры персонажей, и та же четкость присутствует в "Великолепной семерке". При этом Уильям Робертс не копировал всё подряд. В точности скопированы только два характера: 1). лидер "великолепной семерки". Он рассудителен и великодушен, опыт сочетается с силой и ловкостью. Но и то: Юл Бриннер придумал свой собственный стиль. Я почти уверен, что из его "кошачьей" походки выросла "лунная походка" Майкла Джексона (смайл для непонятливых); 2). "самый лучший стрелок на Диком Западе", который едет в деревню только затем, чтобы "бросить вызов самому себе".

Особенно тщательно Робертсом проработан характер юного Чико, — в нем совмещены черты характера его прототипа, Кацусиро, с эксцентричностью и многими поступками Кикучио, взрослого персонажа, сыгранного Тосиро Мифуне. В результате, Чико в исполнении Хорста Буххольца (внешне — гибрид Пола Ньюмена с Кристианом Слейтером) становится чуть ли не главным героем фильма. И это понятно: в отличие от Куросавы, который снимал серьезный новаторский фильм, авторы "Великолепной семерки" ориентировались в основном на молодую аудиторию.

Разумеется, мрачный натуралистический видеоряд Куросавы, втиснутый в формат 4:3, превращается в "Великолепной семерке" в традиционный для вестернов 50-х годов широкий формат, с голубыми небесами, ярким светом, сочным колоритом. Никакого натурализма здесь нет и в помине; дело дошло даже до того, что мексиканская сторона (фильм целиком снимался в Мексике, и большинство второстепенных ролей исполняли мексиканские актеры) настояла, чтобы у крестьян была чистая белая одежда.

Бандиты у Куросавы представляют собой безликую силу, зловещую стихию, которая волнами накатывается на оборонительные редуты и постепенно эти редуты подтачивает. Разбойники сидят на конях, а самураи с крестьянами – пешие, стоят ногами на земле. Без труда можно провести следующую параллель: деревня – это метафора Японии, кусочка суши, земли, которую атакует стремительный бушующий океан.

Теперь обратим внимание на боевые действия в "Великолепной семерке". Поначалу кажется, что тактика, которую избирает Крис Адамс, не поддается объяснению. Адамс тоже строит оборонительные редуты, но, в отличие от своего прототипа из "Самураев", впускавшего всадников в деревню по одному, чтобы заваливать их толпой по одиночке, Крис Адамс впускает всю банду оптом. Он объясняет это так: "Мы построили эти стены, чтобы впустить вас и не выпустить обратно". Это разве не идиотская самонадеянность со стороны семерых ковбоев? Безусловно — да, если не учитывать то обстоятельство, что все вестерны, где нет индейцев, посвящены уличным боям. Поэтому Адамс и его товарищи встают прямо перед охуевшими от такой наглости бандитами, а дальше все ясно: несколько точек съемки (на уровне земли, на уровне спины, а также высоко сверху – из здания или сверху здания), стрельба с колена, быстрое выхватывание револьвера из кобуры, стоя посреди улицы, и тому подобная классика. Это — логика жанра, а не войны.

По той же причине Старджес и Робертс вводят в сюжет антагониста Адамса — вожака банды Кальверу (видите, у него даже есть имя), колоритную личность со своей философией и своеобразным чувством юмора — отличная, кстати, роль Эли Уоллаха, которую он скопирует потом в "Хорошем, плохом, злом". У Куросавы, как мы помним, образ главаря банды совершенно размыт, он — часть стихии.

Есть другие, не столь значительные отличия, – а надо заметить, что все отличия, какие есть в фильме, оправданы географией, историей и, в первую очередь, законами жанра и вообще – законами Голливуда.

Приведу только один пример: в начале фильма крестьяне прибывают в город, слоняются, не могут понять, кто им нужен, кого нанять. У Куросавы крестьяне разглядели в Канбё нужного человека, когда тот спас ребенка, взятого в заложники вором. Канбё жертвует волосами, постригшись под монаха, применяет хитрость, наконец, не берет платы за оказанную услугу. Старджес и Робертс заменяют эту напряженную, но все-таки мелодраматическую сцену на сцену, которая не уступает по напряженности оригинальной сцене, но приобретает, так сказать, социально-воспитательный характер. В расистском городке на улице помирает индеец, и его не хотят хоронить на кладбище, потому что это кладбище для белых. Лежат там всякие отбросы общества: воры, убийцы и прочее отребье, но вот поди ж ты, индейца хоронить нельзя. Владелец похоронного бюро и готов бы похоронить, но, как и многие здесь, боятся расистов, у которых в руках оружие и власть. Крис Адамс и примкнувший к нему Вин берут эту обязанность на себя, демонстрируя храбрость, выдержку и умение стрелять.

(08.10.2010)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: