Режиссер:
Винченцо Натали. Сценарий: Андре Бьелич, Винченцо Натали, Грем Мэнсон, Оператор: Дерек Роджерс, Композитор: Марк Корвен.
В главных ролях: Николь Де Бур, Никки Гуаданьи, Дэвид Хьюлет, Эндрю Миллер, Джулиан Ричингс, Уэйн Робсон, Морис Дин Винт.
Награды: МКФ фантастики в Каталонии — Sitges — лучший фильм, лучший сценарий. МКФ фэнтезийных фильмов в Брюсселе — "Серебряный ворон" за лучшую режиссуру. Fantasporto — лучший фильм, лучшие спецэффекты, приз зрительских симпатий. Canadian Society of Cinematographers Awards — лучший оператор. Gérardmer Film Festival — Гран-при, приз кинокритиков, приз зрительских симпатий. Puchon International Fantastic Film Festival — приз жюри. Sudbury Cinéfest — лучший фильм, снятый в Онтарио. МКФ в Торонто — лучший канадский фильм..
Интересные факты о фильме:
Все имена в фильме соответствуют названиям тюрем по всему земному шару.
Студия CORE сделала спецэффекты для фильма бесплатно — в знак поддержки киноинститута Торонто.
Винченцо Натали дал торжественную клятву не раскрывать то, что находится за пределами Куба, хотя он это снял, а потом вырезал.
Актер Дэвид Хьюлетт был одноклассником Винченцо Натали.
Фильм был снят за 20 дней, причем в основном — на ручную камеру.
Дебютный фильм талантливого канадского режиссера Винченцо Натали (недавно мы не без удовольствия посмотрели его последнюю работу – "Химера") довольно амбициозен, хотя и снят при мизерном бюджете – 300 000 долларов. Фильм начинается со сверхкрупного плана: показан бликующий человеческий глаз. Таким же планом начинается "Бегущий по лезвию" Ридли Скотта: в зрачке отражается впечатляющая футуристическая панорама Лос-Анджелеса. В "Кубе" бликует белая пустота. В обоих случаях мы как бы видим то, что находится за нашей спиной. Последующие кадры показывают, что эта пустота – опасна. Угрозу несет то, что невидимо: обладателя глаза рассекает на куски вылетевшая из ниоткуда тончайшая проволока. Зритель, обернись, — и ты столкнешься с этой пустотой лицом к лицу.
Камерный сюжет этого психологического sci-fi триллера чрезвычайно прост: несколько людей разных возрастов и профессий оказывается внутри некоего гигантского, как впоследствии выясняется, куба, состоящего из массива однотипных кубических комнат. В каждой плоскости каждой комнаты находится по двери, ведущей в другую комнату. Некоторые комнаты несут угрозу жизни, а некоторые – нет.
Люди не помнят, как очутились здесь, в этой загадочной и смертельно опасной Зоне, но инстинкт выживания побуждает их действовать, преодолевать комнату за комнатой в надежде, что найдется выход.
Куб Винченцо Натали – метафора ада. Мы строим ад собственными руками, не отдавая себе отчета в том, что в этом аду, как и в "настоящем", найдется место для каждого. Более того, мы считаем обязанностью строить ад, и некоторые строят его даже с охотой. Главное в этом деле, — не задавать ни себе, ни другим лишних вопросов. Ты просыпаешься, чистишь зубы, завтракаешь и идешь на работу, где по кирпичику строишь ад. Два раза в месяц ты получаешь денежный перевод на свою карточку и обеспечиваешь свое тело, свое примитивное сознание комфортом. Комфорт – это то, что тебе жизненно необходимо. Но потом, в один прекрасный момент, ты оказываешься лишен не только комфорта, но даже почвы под ногами. Ты оказываешься в аду, потому что он, наконец-то, достроен.
В какой-то мере, если уж с самого начала дается визуальная ссылка на "Бегущего по лезвию", фильм "Куб" можно назвать пояснительным комментарием к фильму Скотта, ведь и там, и там, показан ад, который ждет всех нас. И если так уж любопытен ответ на вопрос "Кто виноват?", то Натали дает вам ответ.
Просчитать, кто сумеет выбраться на волю (иначе говоря, в рай, — поскольку обычная жизнь покажется после испытания Кубом подлинным раем) — не так уж сложно, если, конечно, тебе, зритель, доводилось читать Евангелие. Наконец, человек, которому дано спастись, способен вывести и остальных, если они доверятся ему.
Фильм хорошо поставлен, держит в напряжении, психология героев динамична – их характеры развиваются (либо деградируют) на протяжении всего сюжета. Режиссер пытается донести до зрителя мысль, что если у тебя нет ничего, кроме инстинкта выживания, то ты не просто умрешь, но умрешь как собака. Кроме того, он выражает вотум недоверия грубой силе и сомневается, что лидерские качества в том смысле, в каком мы их понимаем, так уж необходимы в вопросах выживания.