Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Стерео / Stereo (1969)


Стерео
Средняя оценка: оценка: 2.5
1969. Канада. 65 минут.
Жанр: сюрреализм-авангард / фантастика.

Режиссер: Дэвид Кроненберг.
Сценарий: Дэвид Кроненберг,
Оператор: Дэвид Кроненберг.

В главных ролях: Рональд Млодзик, Джек Мессинджер, Айэйн Юинг, Клара Майер, Пол Малхолланд, Арлин Млодзик, Гленн МакКоли.


Версия для печати

Владимир Гордеев: Полнометражный дебют Кроненберга, или Коммуна Телепатов под наблюдением

Стерео оценка: 2.5

Первый из двух полнометражных фильмов Дэвида Кроненберга, снятых им во время учебы в киноинстуте Торонто (о втором фильме, "Преступления времени", можно прочитать здесь).

"Стерео" — черно-белый полу-немой фильм, половинчатая немота которого вызвана невозможностью одновременно записывать изображение и звук из-за громко стрекочущей кинокамеры. В данном случае, недостаток технического оснащения идёт фильму на пользу, придаёт ему изысканную концептуальность, ведь сюжет повествует о Сугубо Научном Эксперименте, в котором исследуется телепатия, то есть, сверхчувство, стоящее в том числе и над слухом.

Эксперимент ставится над шестью добровольцами, запертыми в Доме отдыха на севере Канады и предоставленными самим себе. Однако за ними наблюдает незримое око доктора Лютера Стрингфеллоу. В кадре принципиально не происходит ничего интересного, однако на протяжении фильма дается интереснейший закадровый комментарий, состоящий из псевдонаучной белиберды, которая выглядит правдоподобно из-за ровного, хорошо поставленного, неизменно серьезного голоса комментатора – такими голосами читают речи на научных симпозиумах и иногда озвучивают научно-популярные передачи. Время от времени проскальзывают фрагменты осмысленной речи, но, в основном, это причудливый набор вариаций из "ученых" слов типа "парапсихологический гештальт", из которых извлечь смысл так же сложно, как выловить рыбку в мутной воде. Странные "корпоративные" одеяния добровольцев, состоящие из средневековых колготок, бархатных накидок и блях, неожиданно вызывают ассоциации с Касталией Германа Гессе — замкнутым элитарным мирком интеллектуально продвинутых людей. Философский роман Гессе "Игра в бисер" затруднителен для чтения, но не незатруднителен для понимания. Фильм Кроненберга чрезвычайно затруднителен для просмотра и чрезвычайно затруднителен для понимания, — посему похож на пародию. Однако у меня есть подозрение, что Кроненберг был как минимум на 75% серьёзен. Потому что, например, один из эпизодов (забавно, что на эпизоды делится только закадровый текст, а картинка имеет к тексту отношение постольку-поскольку) дословно пересказывает концепт фильма "Сканеры": у группы телепатов – общее сознание, состоящее из набора индивидуальных сознаний, среди которых есть доминирующие сознания. Еще в одном эпизоде, например, два добровольца "ради науки" соглашаются на ампутацию гортани и той части мозга, которая отвечает за речевые функции: вероятно, в таком случае телепатические возможности возрастут (в "Намертво связанных" братья-хирурги тоже что-то ампутируют друг другу, чтобы избавиться от привязанности к одной и той же женщине). То есть, по сути, Кроненбергу было плевать на картинку, – он декларировал в завуалированной и понятной только ему одному форме те сюжеты и темы, которые впоследствии он намерен реализовать на большом экране. Это не фильм, это некий автоконспект, записная книжка, реализованная в форме фильма. Естественно, что из первых двух фильмов Кроненберга абсолютно невозможно сделать какой-либо вывод о его визионерских талантах, ясно становится лишь то, что он увлечен идеями биомеханики, парапсихологии, вопросами эротизма и насилия. Возможно, что именно поэтому ему пришлось ждать полноценного экранного дебюта с фильмом "Мурашки" целых пять лет.

P.S. Думаю, что Кроненберг смог бы изрядно порадовать своих поклонников (меня, например), издав когда-нибудь dvd-box со своими самыми простыми коммерческими фильмами типа "Мухи" или "Порока на экспорт", но снабженными такими же заумно-зубодробительными "ноучными" комментариями, как "Стерео".

(01.12.2010)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: