Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Генрих V / Henry V (1989)


Генрих V
Средняя оценка: оценка: 4.5
1989. Великобритания. 137 минут.
Жанр: экранизация / исторический.

Режиссер: Кеннет Брана.
Сценарий: Кеннет Брана,
Оператор: Кеннет МакМиллан,
Композитор: Патрик Дойл.

В главных ролях: Кеннет Брана.
В ролях: Йен Холм, Джуди Денч, Кристиан Бэйл, Эмма Томпсон, Дерек Джекоби, Саймон Шепард, Джеймс Ларкин, Брайан Блессид, Пол Скофилд, Джеймс Симмонс, Чарльз Кей, Алек МакКоуэн, Фабиан Картрайт, Стивен Симмс, Майкл Мэлоуни, Патрик Дойл.

Награды:
"Оскар" — лучшие костюмы.
BAFTA — лучший режиссер.
Европейский киноинститут — лучший дебют, лучший режиссер, лучший актер (К.Брана).
Sant Jordi Awards — лучший иностранный актер (К.Брана).
National Board of Review, USA — лучший режиссер.
Evening Standard British Film Awards — лучший фильм.
Chicago Film Critics Association Awards — лучший иностранный фильм.
New York Film Critics Circle Awards — лучший режиссер-новичок..

Интересные факты о фильме:

Все сцены снимались последовательно, одна за другой.

В сцене с повешеньем Бардольфа Брана использует флешбек, отсылающий к пьесе Шекспира "Генрих IV" (акт I, сцена 2). Это сделано, чтобы придать сцене большего драматизма.

Костюмы к фильму делала фирма "Angels & Bermans", шившая костюмы для "Генриха V" в постановке Лоуренса Оливье.

Иэн Маккеллен отказался от роли короля Франции.

Роль Монтджоя, французского герольда, расширена по сравнению с пьесой.

Когда фильм дублировали для французского кинопроката, Генриха V озвучивал Жерар Депардье.

Версия для печати

Владимир Гордеев: Дебют Браны

Генрих V оценка: 4.5

Прекрасный режиссерский дебют. Кеннет Брана экранизировал "военно-патриотическую драму" Уильяма Шекспира, посвященную походу 28-летнего английского короля Генриха V с десятитысячной армией на Францию. Кульминацией похода становится битва при Азинкуре (Айзенкуре), во время которой французы, чьи войска были свежи и многочисленны (36 000 человек) потерпели сокрушительное поражение от истощенной походом и болезнями английской армии, насчитывающей в тот момент 6 000 бойцов. Поразительно то, что "Легло французов в поле десять тысяч", тогда как англичане потеряли двадцать девять человек. Цифры, на самом деле, несколько другие, но порядок соблюден верно. Скучные историки приписывают победу "длинным лукам", но Генрих V словами Барда скромно говорит:

"Когда случалось, чтоб в открытой схватке,
В простом бою, без хитростей военных
Такая разница была в потерях
У двух сторон? Прими, господь, победу,
Она — твоя!
...

Пойдемте стройным шествием в селенье;
Пускай войскам объявят: смерть тому,
Кто будет хвастаться победой нашей:
Она — господня".

Брана сделал духоподъемный фильм, грозный, энергичный и героический, наполненный высоким слогом Шекспира и прекрасно этот слог иллюстрирующий. Высокий слог Шекспира-поэта перемежается прозаическими диалогами Шекспира-знатока уличной жизни, – "иллюстративный материал" не подкачал и тут.

В главной роли – роли Генриха V – Брана снял себя, и Брана-актер ничем не уступает Бране-режиссеру. В частности, его речь перед боем, произнесенная дабы вселить в войска боевой дух, восхитительна.

Также обращает на себя постановка сражения при Айзенкуре. В фильме это ключевая сцена. Массовка не слишком велика, но Брана компенсирует ее реалистичными деталями: например, обилием грязи (кажется, до "Генриха V" не было такого количества грязи и слякоти в кадре) и незаметно светлеющим небом, подчеркивающим, что битва продолжается долго. Шорох сотен слаженно летящих стрел составляет своеобразный аккомпанемент в музыке битвы, а в качестве музыкального акцента используются удары кистенем о вражеский щит.

После боя камера долго следует (сверхдлинный план) за Генрихом V, идущим через все поле брани с мертвым Кристианом Бейлом на плече (юный Бейл играет Мальчика) под выразительную и проникновенную "католическую песню", написанную Патриком Дойлом. Эту песню начинает петь а-капелла воин-простолюдин, стоящий с краю поля возле разбитых телег и сломанных копий (его играет, кстати, композитор фильма Патрик Дойл), отсюда же начинает свой маршрут король. По мере того, как он приближается к центру поля брани, шагая между зализывающими ранами бойцами, и приближается к победоносным знаменам английского войска, песня крепнет, обрастает аккомпанементом и хором.

В роли Екатерины, дочери французского короля Карла VI Безумного, снялась жена Браны Эмма Томпсон (в "Экспромте" 1991 года она исполнит подобную роль – роль гиперподвижной наивной аристократки, и лишь благодаря Бране, снявшему ее в нео-нуаре "Умереть снова", и особенно благодаря сэру Ричарду Аттенборо, задействовавшему ее в "Останках дня", ей удастся сменить актерское амплуа).

Актер Дерек Джэкоби, благодаря которому, по собственным словам Браны, он взялся за актерское ремесло, исполняет роль Хора в прологах перед актами. В фильме не может быть авансцен, поэтому человек-хор ходит вдоль заостренных кольев, которыми английская армия намерена остановить французских рыцарей; во время штурма Гарфлера (Арфлера) пригибается к земле, дабы уберечься от вражеских ядер, и т.д. Он же начинает действие картины, сначала включив свет на съемочной площадке, а потом распахнув двери, ведущие в стародавние времена…

Поскольку "Генрих V" — одна из тех немногих шекспировских пьес, что я читал, расскажу о бросающихся в глазах купюрах, которым Брана подверг текст! ) В первом акте сцена 2 собрание вельмож, включая короля, поносит шотландцев. Этого в фильме Браны нет, как нет и в фильме Лоуренса Оливье 1944 года. Ах, тактичность, тактичность… Отсутствует предфинальная сцена, в которой Флюэллен мутузит прапорщика Пистоля за оскорбление порея – национального символа Уэльса (Брана опять сглаживает "национальный вопрос"). Кроме того, в фильме отсутствуют оба монолога Мальчика, хотя они довольно остроумны. Если отсутствие второго монолога понять можно, — он идет в разгар битвы, и Брана пожертвовал им ради сохранения динамичности, то отсутствие первого не столь ясно… Неужто Бейл облажался?

(08.12.2010)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: