Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Нога (1991)


Нога
Средняя оценка: оценка: 3
1991. СССР. 93 минуты.
Жанр: военный / драма / экранизация.

Режиссер: Никита Тягунов.
Сценарий: Надежда Кожушаная,
Оператор: Сергей Любченко,
Композитор: Олег Каравайчук.

В главных ролях: Иван Охлобыстин.
В ролях: Пётр Мамонов, Иван Захава, Наталья Петрова, Фархад Махмудов, Шерали Абдулкайсов, Оксана Мысина, Людмила Ларионова и др.

Награды:
Гран-при Потсдамского МКФ; Спецприз МКФ в Карловых Варах; Диплом кинофестиваля "Молодость" (Охлобыстин); лучшая актерская работа в конкурсе "Фильмы для избранных" на кинофестивале "Кинотавр" (Охлобыстин); Приз фирмы "Кан ко кан" с формулировкой "за высокое художественное мастерство и любовь к кино" на московском кинофестивале "Дебют"; "Золотой овен" за сценарий (Кожушаная); Статья "Я — пас" Кожушаной, о фильме и об афганской войне в журнале "Искусство кино", 1993, № 5 была названа лучшей публикацией номера.

данные взяты с википедии.

Интересные факты о фильме:

  • Первый и последний фильм Никиты Тягунова.
  • Вроде бы как дебют Ивана Охлобыстина

    Версия для печати

А. Ботев (и Сладкая N): Пупок

оценка: 3

В общем, это такой как бы рассказ Фолкнера, только вместо первой мировой войны там А фган, а вместо священника — следователь.

Что до рассказа, он написан от лица человека, потерявшего на войне ногу. У этого человек а, несмотря даже и на отсутствие ноги, очень богатый внутренний мир. Он общается со св оим погибшим на той же войне другом; думает, что, поскольку его ногу не похоронили ка к следует, она ходит по свету и сознательно вредит ему. Например, соблазняет девушку, к оторую он видел раз в жизни, и доводит ее до смерти. Ну и, в общем, весь текст о его пере живаниях, ну, в фолкнеровской манере описания хода мысли всяких нищих духом — чере з образы, фиксацию восприятия ощущений от различных органов чувств — крупные, я бы так выразился, ментальные планы. И заканчивается все ударно, после чего никаких сомне ний в безумии героя не остается.

Такие рассказы всегда очень трудно экранизировать, см., напр., неудавшуюся фассбиндер овскую попытку экранизации Набокова. С одной стороны, понятно, что кинематографиче скими средствами показать, что творится в голове у человека, наверно, невозможно. С дру гой стороны, можно все время держать этого человека в кадре, и как-то по мимике или же стам делать выводы о его внутреннем состоянии. В данном конкретном фильме нет или по чти нет крупных планов, соответствующих фолкнеровским фиксациям на ощущениях. Фи льм почти целиком снят средними планами, психологическое состояние героя в таких усл овиях показано довольно мастерски, но все-таки недостаточно и не по-фолкнеровски. Впр очем, подозреваю, что передать именно дух Фолкнера авторы своей задачей не ставили, та к что последняя претензия — это, наверно, и не недостаток…

Так или иначе, для передачи адекватного состояния героя авторам пришлось добавить к со бытиям рассказа кучу дополнительных событий и персонажей: сопалатников в госпитале, сотрудников в военкомате, соседей, и, самое главное, близкого человека, рядом с которым главный герой мог бы немного расслабиться и вести себя "естественно" — брата. Это все создает некоторую атмосферу, работа сценариста в этом месте наиболее творческая, похо жа на работу демиурга — создавать мир, писать всякие мелкие детали, диалоги, которых с овсем не предполагалось в рассказе и т.д. Зачем-то добавлен хвост к окончанию рассказа — герой едет на место, где он встретил ту девушку, встречает там ногу, и все заканчивает ся в лучших традициях русского психологического реализма. Но не это безвозвратно порт ит фильм — а то, что некоторые явления, которые, как предполагалось, происходят только в голове у героя, оставляют следы и в поведении других людей. Это сразу! превращает дос товерную в целом психологическую зарисовку в мистику. Ну, типа, немножко добавляет з омби к "Гордости и предубеждению".

В итоге всего этого могло все-таки в крайнем случае получиться не фолкнеровское безуми е, а почти гоголевское мистико-безумие, не -га, а -с, не "Нога", а "Нос". Однако для Гогол я тема слишком серьезна — это первый советский фильм про афганский синдром, причин ой безумия героя сознательно стала не потеря конечности, а потеря друга и вообще ужасы войны. Так что получилась некоторая не очень удачная с художественной точки зрения хи мера. С гражданской точки зрения все ок, конечно.

Из прочего можно отметить хорошую музыку, хорошего актера Охлобыстина (я его в перв ый раз увидел) и его химический дуэт с Мамоновым. Это все было еще до того, как оба ст али очень православными. Очень прикольный следователь. Лучший в фильме момент, нес омненно — это когда Мамонов приезжает к Охлобыстину и они вместе тусуют. Худшие м оменты — все, когда Охлобыстин двуногий.

P.S. Кстати, тема отдельных от тела ног в русской литературе восходит еще к народным ск азкам. Ссылка для ознакомления — афанасьевский оригинал сказки про репку и лубок на его основе.

(07.12.2010)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: