Помимо таких специфических штук, как чувство стиля, монтажного ритма, колорита и т.д. и т.п., режиссеры чувствуют, либо не чувствуют, когда им пора остановиться и перестать мучить свою изрядно истаскавшуюся музу. Некоторым режиссерам покровительствует крепкая, выносливая, красивая ("кровь с молоком") муза. Среди таких счастливых режиссеров мы видим Джона Хьюстона, Луиса Бунюэля, Мануэля ди Оливейру. Они снимают до последнего вздоха, и фильмы их – элегантны, трезвы, умны. Другим режиссерам не так везет: со временем они впадают в какое-то подобие творческого маразма (впрочем, подобное утверждение касается только талантливых режиссеров; заурядности пребывают в состоянии творческого маразма всю жизнь). При этом они не могут остановиться и выплескивают на экран жалкую беспомощность: к таким режиссерам относятся Федерико Феллини и Блейк Эдвардс, например. Но и есть и те, которые чувствуют приближение страшных времен и принимают разумное решение: добровольно уходят на пенсию. Жан Ренуар относится к последним.
"Пришпиленный капрал" — фильм самоповтор. Если "Великая иллюзия" повествовал о французских военнопленных во время I Мировой войны, то "Пришпиленый капрал" повествует о французских военнопленных во время II Мировой войны. В отличие от "Иллюзии", в "Капрале" нет "одушевленных" немецких военных, но есть симпатия к французам со стороны обычных немцев: трогательная – со стороны ассистентки зубного врача; комическая – со стороны бюргера-алкаша в финале фильма. Суть же фильма заключается в разном отношении к несвободе. Если капрал совершает побег за побегом (при этом, впрочем, максимальное ему наказание – пара затрещин, да неприятная работа – разгружать говно), то его приятель устраивается на теплое местечко переводчика и даже совершает "репарации", то есть, крадет немецкие посылки с вкусной жратвой. Итак, фильм о лагерной жизни и бесконечных побегах.
"Пришпиленный капрал" — трагикомедия. Умеренно смешная, умеренно трагичная, уверенно поставленная, но лишенная каких-либо откровений. Визуально, конечно, отличается от той же "Великой иллюзии". Это черно-белый широкоэкранный фильм с хорошей постановкой света, визуально похожий на советские фильмы о ВОВ: "Иваново детство" (если изъять оттуда сцены снов) и "Проверку на дорогах"…