Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Дерсу Узала (1975)


Дерсу Узала
Средняя оценка: оценка: 3.5
1975. СССР. 144 минуты.
Жанр: биографический / драма / экранизация.

Режиссер: Акира Куросава.
Сценарий: Акира Куросава и Юрий Нагибин по книге Владимира Арсеньева.

В главных ролях: Юрий Соломин, Максим Мунзук.


Награды:
1975 — При ФИПРЕССИ, Золотой приз — (Московский кинофестиваль)

1976 — Лучший фильм на иностранном языке — (Оскар)

1977 — Серебрянная лента — (Italian National Syndicate of Film Journalists)

1977 — Давид на лучшую режиссуру и Специальный Давид — (David di Donatello Awards)

1978 — Приз критиков — (French Syndicate of Cinema Critics).

Интересные факты о фильме:

Это вторая экранизация романов Арсеньева. Первая была снята в Советском Союзе в 1961 году.

К фильму было написано 2 разный сценария: Акирой Куросавой и Юрием Нагибиным. После этого они были посоставлены, и Куросава с Нагибиным выбрали всё лучшее из обоих сценариев, чтобы сделать один.

Версия для печати

Купить лицензионный диск на Ozon.ru. Цена — 555 руб.


Дмитрий Савочкин: Дерсу Узала в контексте полученного "Оскара" и неполученного признания

оценка: 3.5

Раз уж Вова поднял недавно тему русских фильмов в контексте полученных и неполученных "Оскаров", а я (независимо от него) решил устроить для себя ретроспективу картин Акиры Куросавы, то в этом номере я рассмотрю картину, удачно эти две темы совместившую.
"Дерсу Узала", мосфильмовского производства, режиссёрства Акиры Куросавы — один из трёх полнометражных художественных фильмов производства Советского Союза, удостоенный "Оскара", как лучший иностранный фильм года.

История картины довольно проста, но показательна как для Советского кино, так и для Куросавы.
К 1969ому году Куросава успел уже стать всемирно знаменитым, нахвататься самых разнообразных японских и международных премий и призов, создать целую школу нового японского кино, и съездить в Америку с тем, чтобы поснимать немножно для студии "20 век фокс", но, не досняв даже одной картины, заплатить неустойку и вернуться назад. В итоге, не имея других источников финансирования, Куросава вместе с тремя другими режиссёрами (Кейсуке Киношита, Масаки Кобаяши и Коном Ичикавой) организовал собственную студию "4 всадника", на которой он поставил свой первый цветной фильм "Под стук колёс" ("Додескаден"). Студия планировала развивать коммерческое цветное кино, а эта первая картина была задумана как особенных финансовый хит. Но фильм, как это водится у настоящих мастеров, в прокате провалился, а студия, в которую Куросава сотоварищи вложили все свои сбережения, разорилась. И в декабре 1971ого года Кросава прибегает к старому дедовскому способу решения проблем: запирается в ванной и вскрывает себе вены. К счастью для киноманов всего мира его вовремя спасли, но осадочек, что называется, остался.
В итоге, когда в 1973ем году Мосфильм предложил Куросаве выступить постановщиком картины "Дерсу Узала", тот не долго перебирал харчами. Советский Союз, конечно, был не лучшим местом для творческой самореализации, но, во-первых, Мосфильм — это бабло (безо всяких требований последующих кассовых сборов), во-вторых, книги Арсеньева — давно и прочно любимое Куросавой чтиво, которое он хотел экранизировать ещё в Японии, а, в-третьих, больше всё равно снимать нечего. Своих бабок на съёмки у Акиры не было.
Мосфильм же был заинтересован в Куросаве также по нескольким причинам. Во-первых, задуманная, как наставление для пОдростков и мОлодежи о величии и красоте родного края экранизация романов Арсеньева должна была получиться эпической и монументальной. На Мосфильме же в то время "монументальщиков" было раз-два и обчёлся, и те, кто был, либо были сильно заняты, либо не горели желанием ехать на год, а то и дольше, куда-то в сибирь снимать морозы. Что им, в Москве морозов мало? Во-вторых, экранизация была второй по счёту, и руководству Мосфильма позарез хотелось, чтобы она отличалась от первой экранизации, 1961го года (что мог гарантировать зарубежный режиссёр с незамыленным глазом) — иначе не было понятно, зачем её вообще снимать. Моды на римейки тогда не было. Ну и, в-третьих, дружба народов, признанный мэтр мирового кино, и так далее. Короче, Куросава был колоритной фигурой, не замеченной в политике, которой можно было запросто поручить ехать в тайгу искать загадочную русскую душу.
Для большей эпичности к картине было написано сразу два сценария: Куросавой и Нагибиным, которые потом были сравнены, проанализированы и синтезированы. Куросава широким жестом даже пригласил на главную роль своего любимого актёра Тосиро Мифунэ — но тот вежливо, но твёрдо отказался.

Сама картина представляет собой очень спокойную, преимущественно видовую киноповесть.
Россия, 1902 год. Капитан царской армии Арсеньев вместе со своим отрядом идёт сквозь таёжную чащу с какой-то плохо объяснённой зрителю целью. Весь фильм он говорит о каком-то "исследовании", но что именно и на предмет чего он там исследовал, как-то к концу осталось непонятным (в книге, конечно, объясняется всё несколько последовательней, но в фильме Куросава решил на мелочах не концентрироваться). Военное небось что-нибудь делали. Опыты на людях, там, ставили. В общем, не важно. По дороге они встречают гольдского охотника по имени Дерсу Узала. Пожилой и плоховато говорящий по-русски, охотник живёт просто в тайге, и идёт, если выражаться в его стиле, "во-о-он оттуда — вот туда". Поскольку умения местного следопыта могут оказаться весьма кстати, Арсеньев уговаривает Дерсу стать проводником для их отряда.
Дальше Арсеньев-писатель и вслед за ним Куросава-режиссёр начинают размеренно раскрывать перед нами душу этого человека, столь нетипичного в понимании представителя западной цивилизации. Фабула не блещет разнообразием — Дерсу ведёт солдат сквозь тайгу, потом они расстаются, через пять лет встретятся снова, и он снова будет водить солдат сквозь тайгу, и в конце ещё какое-то время жить в городе у Арсеньева дома. Но фабула здесь и не имеет никакого самостоятельного значения. В сущности, нам вообще могли показать, как персонажи два часа сидят у костра, смысл был бы тот же. Значение здесь имеет своеобразный мир Дерсу Узалы. Я написал бы "существующий в голове у Дерсу", но здесь был бы риск, что меня неправильно поймут — мол, мы вот с вами живём в неком объективном, правильном мире, а Дерсу, мол, в выдуманном. Нет. На самом деле все мы живём во в той или иной степени выдуманных мирах. Просто наши выдумки существенно отличаются от тех, среди которых существует Дерсу.
Солнце, вода и ветер для него — люди. Следы на снегу он различает лучше, чем буквы на бумаге. Тигр для него — посланник тайги, и отношения с ним он строит гораздо более тщательно, чем с солдатами, которые его окружают. Он прост, непосредственен, и, что называется "близок к естеству". Все мелочи, в которых так погрязла наша цивилизация, его не волнуют. Зато уходя из таёжной стоянки, он оставляет там под навесом сухие дрова, спички, соль и рис — для тех, кто может случайно набрести сюда, не имея возможности согреться и чего-нибудь поесть.
Дерсу Узала — не особо претенциозная попытка создать фильм-мир одного человека. Попытка очень неплохая, по-куросавовски основательная, но ничем особенно не выдающаяся. Практически после каждого эпизода фильма хочется сказать "видели, знаем" — до такой степени знакомыми выглядят эти показные красоты непроходимого леса (словно из учебника "родной край"), и примитивно-чистое сознание человека, живущего посреди природы, вдали от цивилизации.
Признаться, я так и понял, что такого Куросава увидел в книгах Арсеньева, чтобы так мечтать их экранизировать. И уж тем более — что, впрочем, вполне в духе Американской киноакадемии, и моего понимания, а, вернее, непонимания — остался для меня загадкой и "Оскар", с барского плеча галивуцких буржуинов пожалованный сочетанию "Советский фильм — японский режиссёр".

Так или иначе, а после "Дерсу Узалы" мытарства Куросавы не закончились. Фильм, в общем-то, не пользовался успехом у зрителей, даже несмотря на буржуинские позолоченные статуэтки, и Куросава долго затем не мог найти деньги на следующий проект. Лишь через 5 лет после "Дерсу Узалы" он наконец-то нашёл искренних и чистых спонсоров, готовых сорить деньгами ради искусства в этом мире жестокого капитала. Людьми этими оказались Фрэнсис Форд Коппола и Джордж Лукас. Они-то и дали Куросаве баблосы на его следующую работу — тень воина, вышедшую аж в 1980ом году. Вообще, после "Дерсу Узалы" Куросава начинает выпускать по одному фильму в пять лет. Но, впрочем, это уже совсем другая история.

А сам "Дерсу Узала" так и остался единственным советским фильмом про русских людей, действие которого происходит целиком в России, снятым буржуином. Может, оно и к лучшему. Незачем буржуинам искать загадочную русскую душу.
Не дай бог, найдут.

(17.02.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: