Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Триллер: жестокое кино / Thriller — en grym film (1974)


Триллер: жестокое кино
Средняя оценка: оценка: 3.5
1974. Швеция. 104 минуты.
Жанр: боевик / трэш.

Режиссер: Бо Арне Вибениус.
Сценарий — Бо Арне Вибениус,
оператор — Адреас Беллис.

В главных ролях: Кристина Линдберг, Хайнц Хопф.
В ролях: Сольвейг Андрессен и др.

Интересные факты о фильме:

  • этот эксплотейшн про мщение одноглазой девушки, которую принудили стать проституткой, стал известным с руки Тарантино. Режиссер вещал, что "Триллер" произвел на него очень сильное впечатление и что он готов разослать по экземпляру друзьям и врагам тоже. Судя по тому, что другим любимым фильмом Тарантино называл "Одноглазых валетов" Брандо, люди без глаз режиссеру симпатичны.

  • фильм планировался Вибениусом как "самый, мать его, коммерческий", но на деле из-за порно и жестокости фильм к прокату в Швеции попросту запретили. Впоследствии американцы настригли купонов с порезанной копии "Ее звали одноглазой" (снабдив кассеты надписью о мнении Тарантино), но Вибениус с этого, конечно, ничего не получил.

  • фильм рекламировался как "первый фильм, запрещенный в Швеции!". Если верить imdb, первым запрещенным в Швеции фильмом был Trädgårdsmästaren (1912).

  • в "Триллере" присутствует момент, в котором девушке разрезают глаз. Практически "Андалузский пес", но только в трэшевом эквиваленте. Для сцены разрезания использовался труп девушки-самоубийцы.

  • если верить замечательному сайту www.cult-cinema.ru, то "в 1969-м году Вибениус выпустил умопомрачительный "детский фильм" "Hur Marie traffade Fredrik". В нем речь шла о фантастическом путешествии двух подростков на тележке из супермаркета (!), которых преследовала полиция и которые вынуждены были вступать в перестрелки (а-ля вестерн) с другими детьми, "состреливая" с них одежду". Круто.

Версия для печати

Мор: ***

Триллер: жестокое кино оценка: 3.5

Размышления над этим фильмом вызвали целый спектр различных оценок и реакций. Эксплотейшн потянул за собой мысли о других формально схожих фильмах (вроде "Я плюю на твою могилу"), я брезгливо фыркнула, как и предупреждал Тарантино, ну а после поняла, что съемки выстрелов из двухстволки на ультрамедленную камеру (Вибениус, судя по слухам, одолжил у военных камеру, способную снимать 500 кадров в секунду, которую применяли для съемок ракетных испытаний) — это какая-то сверхкома, пластилиновые отпечатки на лице мирового океана. При этом ярко спекулятивная завязка в стиле "хорошую девочку ловят и насилуют злые люди" завершается холодным голубовато-мерзлым вестерн-полотном, с которого наблюдает немая Мадлен. Парадокс "Триллера" в том, что он сделан талантливо. Подчеркиваю — это не хороший фильм, но фильм, сделанный со вкусом. Порно-вставки этого не меняют. Вы будете бить себя по рукам, чтобы не сделать скриншот, на котором обнаженная красавица Линдсберг вкалывает себе дозу. То, что это вкус человека, считающего "самой коммерческой" историю немой девушки, которую похищают, сажают на наркотики, выкалывают глаз и заставляют работать проституткой, это уже другой вопрос. Как показывает опыт, Вибениус не так далек от истины. Похожая история использовалась Мудиссоном в "Лиле навсегда", но если там мы имеем слезоточивый крик о помощи, то здесь такого нет и в помине. Мадлен никакая помощь не нужна, потому что когда она поняла, что никто к ней не придет, овладела кунг-фу, обрезом и ножом.

Что есть эксплотейшн? Если вы не в курсе, то объясню кратко, — это мясо и сиськи. Изнасилование, избиение, убийство голых людей — все это как нельзя лучше вписывается в каноны жанра. Сейчас это востребовано даже на большом экране. "Хостел 2" — это фактически сексплотейшн. В более легком варианте, чтобы оправдать заляпанные спермой штаны зрителя, героине предоставляют возможность свершить месть, в более жестких формах никто не оправдывается, даже не заморачивается над сюжетом — и демонстрирует окровавленные груди нонстоп. Голых девок имеют всей гурьбой, бьют по лицу, макают в толчок головой, на них налетают и рвут им бюсты стада голодных вампиров, на героинь набрасываются кровожадные зомби, задирая им юбки и стаскивая лифчики, их пытает инквизиция и так далее. Дальше японцев в этом жанре никто не продвинулся, потому что моменты насилия над женщиной с одновременной демонстрацией ее форм (хентай как особо девиантный и скучный раздел) буквально вросли в плоть аниме. Даже во вполне адекватных аниме-сериалах обязательно покажут, как отброшенная женщина отлетает в сторону, демонстрируя трусики и потрясая грудями. Короче, давайте будем честны и не станем называть поллюции искусством, как говорила Кларисса Свон. Эксплотейшн исполняет сугубо утилитарную цель, он мало чем отличается от раздолбанной резиновой вагины. Демонстрация заплаканного или просто несчастного лица насилуемой девушки в ритмике фрикций, часто используемая при демонстрации изнасилования, есть довольно мерзкий прием, ведь отличить искаженное в оргазме и искаженное от реальной боли лицо на первый взгляд бывает трудно. Таким образом, эксплотейшн не только удовлетворяет спертые инстинкты, но еще и осуществляет подмену понятий, где боль и страдание, мучение, пытка слегка смещается в сторону удовольствия. Режиссеры этого жанра достигают результата, вполне сравнимого с результатом от рекламного видео — расшатывают внутренние фильтры.




Думаю, вы уже поняли, что я не люблю сексплотейшн. В первую очередь потому, что он имеет четкое разделение по половому признаку (за исключением некоторых вещей) и не имеет куража. Если первое еще можно отнести на счет недостатка воображения, то второе абсолютно непростительно. В трэше одним из главных моментов всегда остается кураж, насмешка и любовь к кино, а сексплотейшн как его нерадивое дитя живет сам собой, имбецильно и раздражающе серьезен. В нем нет фантазии, нет вертикального масштабирования, зато налицо экстенсивный подход.

В этом смысле "Триллер: жестокое кино" не особенно похож на вышеописанное. Потому что в нем присутствует не только визуальное чутье, но и некий "дух времени", воплощенный в непреклонной и немой героине Кристины Линдберг. Она выглядит очень искренне, добавляя реальности этой поделке, что чертовски плохо; ее немота — это как завеса, щит. Помните немую Аду из "Пианино" Кэмпион? Она красноречива и без реплик, то же происходит и с Мадлен. Но у Мадлен нет гаммы эмоций, она закрыта, непознана. Хотя на протяжение фильма нам демонстрируют ее тело и процесс сношения крупным планом, о самой девушке мы так ничего и не узнаем. За ее черным бельмом, за закрытыми устами скрывается тайна. Это символическое противопоставление распечатанного сосуда — и одновременной его закрытости и недосягаемости вызывает весьма специфический эффект. Мадлен не плоть от плоти этого мирка, в котором живут мужчины и женщины, способные заплатить за секс со зверем в клетке. Вместо того, чтобы отрезать яйца обманувшему ее щеголю, из-за которого ей пришлось пережить множество страшных минут, она... вызывает его на дуэль! Т.е. концовка попросту сносит крышу, потому что такой концентрации голубого яда при полном молчании и отсутствии каких-либо финальных речей очень трудно. Скупой, сдержанный, очевидно сильный финал. Легко понять, что Тарантино нашел в этом фильме, потому что в нем есть отпечаток правильного безумия, чего-то из серии гениальности маньяка. Абсолютное одиночество Мадлен эквивалентно преобразуется по мере прессинга в пропорциональную силу, делает ее неуязвимым и неэмоциональным сверхчеловеком. Линдберг невероятна.

Неправильно было бы говорить, что это эксплотейшн влияет на кино. Это массовое кино породило отдельную ветвь, в котором его девиантные отклонения сформировали собственные каноны. На мой взгляд, все фильмы этой категории следует безжалостно уничтожать как кинематографический мусор, но "Триллер" следует оставить. Один-единственный во всем мире. Тогда гармония будет соблюдена.

(22.02.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: