Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Одержимая / Possession (1981)


Одержимая
Средняя оценка: оценка: 4.5
1981. Франция / Германия. 123 минуты.
Жанр: драма / мистика / ужасы.

Режиссер: Анджей Жулавски.
Сценарий: Анджей Жулавски, Фредерик Тютен,
Оператор: Брюно Нюиттен,
Композитор: Анджей Коржынски,
Продюсер: Мари-Лаур Рейре .

В главных ролях: Изабель Аджани, Сэм Нилл.
В ролях: Маргит Карстенсен, Хайнц Беннет, Иоганна Хофер, Карл Дюринг.

Награды:
МКФ в Каннах — лучшая актриса (И.Аджани).
"Сезар" — лучшая актриса (И.Аджани).
Fantasporto — лучшая актриса (И.Аджани), приз зрительских симпатий.
МКФ в Сан-Паулу — премия кинокритиков..

Версия для печати

Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Одержимая"

Одержимая оценка: 4.5

"Одержимая" — необычный фильм ужасов. Вернее сказать так: он слишком стремителен для хоррора, но притом, странное дело, психологичен, — и тоже слишком. А если учесть то, что персонажи ведут себя слишком адекватно для фильмов ужасов, — то есть не лезут без особой на то необходимости в темные чуланы и на чердаки, то можно сделать вывод, что дело мы имеем с фильмом в высшей степени необыкновенным. И скорее всего, это вовсе не фильм ужасов — хотя фабула самая что ни на есть типичная для картин подобного жанра.

Марк (Сэм Нил), вроде как агент каких-то спецслужб, возвращается домой из длительной командировки, и узнаёт, что жена ему изменяла. И что вообще его не любит. Марк тут же заявляет, что она ему омерзительна, и что он ее тоже не любит. Хотя на самом деле, это не так. С каждым днем его любовь к Анне возрастает, он пытается избавиться от этого наваждения, но не может. Анна возвращается домой набегами, но не для того, чтобы объясниться с мужем или увидеть сына. Она ведет себя в высшей степени странно. Марк знакомится с любовником Анны, Генрихом, и вдруг выясняется, что, вопреки ожиданиям, Анна проводит дни и ночи вовсе не у него. Но где? Марк обращается к частному сыскному агентству, и сыщик узнаёт адрес. Анна проживает в большой квартире. Одна. Сообщив эту информацию, детектив по просьбе Марка возвращается в квартиру, чтобы уточнить, действительно ли она живет там одна. После чего пропадает… А поведение Анны становится еще более странным, переходящим в полную дикость…

Одержимая (1981)Одержимая (1981)

Каждая сцена фильма имеет яркий эмоциональный окрас. "Проходных", в смысле нейтральных, сцен нету. Актеры играют на грани исступления. Говорят, что Анджей Жулавски на съемочной площадке вовсю практиковал приёмы вуду. Особо подверженной гипнозу оказалась французская звезда Изабель Аджани, — за что и получила приз Каннского фестиваля за лучшую женскую роль и премию "Сезар". Мне доводилось как-то смотреть документальный фильм про бесноватых. Во время отчиток люди, одержимые бесом, вели себя ну в точности как Аджани на экране. Этот сотонинский фильм перекликается с "Ребенком Розмари" Поланского, но выглядит более реалистично, потому что лишен параноидальности, а следовательно, двусмысленности. Жулавски использует буквалистический подход, сказано "сотона" — значит "сотона". Человек сходит с ума по единственной причине: он одержим бесом. Но до зрителя доводится еще более пугающая мысль: все хотят быть одержимы бесом. Поэтому Анна борется за спасение своего "личного беса", которого у нее хотят украсть. А Марк, одержимый бесноватой Анной, борется за спасение ее жизни, которую она уже давно принесла бесу в жертву. И в любом случае, человек оказывается бессильным перед натиском сверхъестественных сил.

Жулавски вовсю использует в фильме тему двойников. Походя он разбирается с дзен-буддизмом, восточными духовными практиками, которые выглядят поистине смешно и наивно перед угрозой вторжения в наш мир антихриста. Анчихрист выбирает самый простой и безопасный путь в наш мир: через женскую похоть, к которой чудовищным образом примешивается материнство.

Фильм липкий, неприятный, гипнотизирующий. Он похож на натянутый нерв. Фильм обладает важным профилактическим свойством. Это лекарство от агрессии. Если ты зол, раздражен, тебе хочется крушить и ломать, то после фильма ничего этого не остается. Ты встаешь с дивана смирным и подавленным, тобой овладевает тихое осеннее уныние. Этот чорный фильм то ли высасывает негативные эмоции, то ли их подавляет. А может быть, твое исступление оказывается просто мелочью по сравнению с истинной одержимостью.

Одержимая (1981)Одержимая (1981)

(02.03.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: