Режиссер:
Алексей Ефимович Учитель. Сценарий: Дуня Смирнова, Операторы: Юрий Клименко, Павел Костомаров.
В главных ролях: Ирина Пегова, Павел Баршак, Евгений Цыганов. В ролях: Евгений Гришковец.
Награды:
Главный приз и приз за лучшую женскую роль — КФ "Окно в Европу" (Выборг). Приз Федерации киноклубов России — Алексей Учитель (Московский МКФ). Специальный приз жюри, премия ФИПРЕССИ, приз "Finding" — Алексей Учитель (МКФ восточно-европейского кино в Коттбусе). "Золотой орел" — лучшая актриса Ирина Пегова. Лучший звукооператор — Кирилл Василенко (МКФ "Лiстапад" в Минске)..
Мое знакомство с творчеством Алексея Учителя долго не могло состояться. Казалась мне подозрительной и даже пугающей активность данного режиссера на поприще кинодела. Ну откуда он с такой завидной регулярностью разыскивает деньги на съемки чего-то непонятного, именуемого зачастую стремноватым словом артхаус — че-то там про космос, но не фантастика, какие-то предчувствия, но не мистический триллер? Да еще и молодой режиссерской поросли средствА раздает, открыв свою студию… А было у меня и такое мнение, Бог его знает откуда взявшееся, будто бы Учитель снимает непопулисткое говно, которое в силу своей непонятности обращается в глазах неискушенного кенозрителя в конфетку, имеющую массу вкусовых оттенков, в смысле, трактовок.
И вот на днях я все же посмотрел "Прогулку", которую, насколько я помню, три года назад именовали попыткой (и даже вроде успешной) воссоздать атмосферу старой картины "Я шагаю по Москве". История, а вернее, не история, а риал-тайм приключение, да и не приключение, а похождение по Петербургу трех младых людей — пышной девушки Оли и двух друзей-пацанов, которые именно этим летним днем с ней и знакомятся. Фильм снят на ручную камеру, и поперву что камера, что актеры вызывают тупое раздражение. "Догма"тичный метод съемки предполагает переселение духа кинозрителя в кинокамеру, но после нескольких шатающихся наплывов прям на лица действующих персонажей, с неприятностию обнаруживается, что дух кинозрителя, оказывается, мертвецки пьян. И это в то время, как герои фильма только-только откупорили первую бутылочку пива! Дух кенозрителя что-то пытается сказать мятущимся и ухмыляющимся на экране персонажам, но не может вымолвить ни слова — лишь шатается, еле держась на ногах, возле них... и, возможно, актеров бесит. Вследствие чего актеры ведут себя ненатурально: вымученно шутят, тяжко импровизируют.
Ко счастью, через полчасика к подобному положению дел привыкаешь. Да и хочется отметить хороший сценарий. Скелеты персонажей обрастают плотью, а плоть приобретает характер — вернее, три разных, четко выписанных, вполне узнаваемых характера. За прогулкой по Петербургу наблюдаешь с интересом, тем более, что время от времени дух кинозрителя, вселившийся в камеру, отвлекается, начинает считать ворон и любоваться знакомыми местами и людьми вроде артистов, одетых в костюмы императоров и императриц, покуривающих на набережной канала Грибоедова.
Очень здорово сделана развязка: она и приятно удивляет, и кажется абсолютно естественной. Нагулявшись по городу, дух кинозрителя притомился и перестал скакать как бешеный, символизируя прежде своей неистовостью как движение по городу, так и юную подвижность мыслей и чувств наших героев. Действие плавно перемещается в боулинг-клуб, где поджидает взрослый и степенный мужчина — Евгений Гришковец, который раскладывает раскидистый сюжетный расклад. А ребят поджидает разочарование, которое выглядит логичным, как и подлянка, подложенная Олей — весь фильм от нее ждешь чего-то подобного, но до самого финала не понимаешь, где именно порылась собака Павлова, — и здесь всё честно, без обмана (в отличие от множества других фильмов). Не слишком радостный, трезвый финал уже делает несостоятельным сравнение "Прогулки" с картиной Данелии. Это два самодостаточных произведения, и оба, по-своему, очень неплохие.