Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Полунельсон / Половина Нельсона / Half Nelson (2006)


Полунельсон / Половина Нельсона
Средняя оценка: оценка: 4
2006. США. 106 минут.
Жанр: драма.

Режиссер: Райан Флек.
Сценарий — Анна Боден, Райан Флек,
музыка — Broken Social Scene.

В главных ролях: Райан Гослинг, Шарика Эппс.
В ролях: Энтони Макки, Моника Карнен, Карен Чилтон, Тина Холмс и др.

Награды:
Deauville Film Festival — специальный приз жюри режиссеру Райану Флеку (2006)
Gotham Awards — лучший фильм, прорыв года (Шарика Эппс), прорыв года для режиссера (Райан Флек) (2006)
Independent Spirit Awards — лучшая женская главная роль (Шарика Эппс), лучшая мужская главная роль (Райан Гослинг)(2006)
международный кинофестиваль в Локарно — специальный приз жюри(2006)
Nantucket Film Festival — награда сценаристам (Райан Флек, Анна Боден)(2006)
кинофестиваль в Филадельфии — лучший режиссер — Райан Флек (2006)
международный кинофестиваль в Сан-Франциско — лучший актер (Райан Гослинг)
международный кинофестиваль в Сиэттле — лучший актер (Райан Гослинг)
кинофестиваль в Стокгольме — лучший актер (Райан Гослинг) (2006)

помимо этого приз получил множество наград кинокритиков различных газет и городов, а Райан Гослинг номинировался на Оскар (2007)

.

Интересные факты о фильме:

Фильм был снят за 23 дня.

"Полунельсон" — это борцовский захват, при котором противника держат сзади одной рукой, просовывая её ему подмышку и хватая за шею. В отличие от "полного нельсон" (или "двойного нельсона", представляющего собой то же самое двумя руками), полунельсон обычно проводится для броска через бедро.

В России фильм известен также, как "Половина Нельсона".

Версия для печати

Мор: "Полунельсон": кино сюрпризов

Полунельсон / Половина Нельсона оценка: 4

История дружбы учителя истории Дэна, сидящего на крэке, и его негритянки-ученицы уверенно огибает все рамки стереотипного кино "о наркотиках", "о цветных" или личных проблемах. Строго говоря, даже это "история дружбы" из описания — неловкое приближение. Неспешный, как сама жизнь, фильм выдает на гора столько и таких проблем, что в ином исполнении они бы звучали, как минимум, истерично, а "Полунельсон" будто бы об этом и не ведает и остается таким же медленным, задумчивым и не имеющим ни капли менторского тона произведением. Для меня фильм явился сюрпризом, в какой-то степени пиром духа, хотя и без экстатической приподнятости — просто приятное удивление. Молодой симпатичный преподаватель, подзаросший щетиной и практикующий нестандартный подход в обучении, вовсе не рубаха-парень, как и не тиран. Он естественен, иногда — остроумен, иногда — груб, но вне стен школы его поджидает только квартира и расслабление — "выходной сеанс" наркотиков. Никаких чудес не произойдет, никаких судеб он не сломает, как и не направит в небо. Редко где увидишь такую будничность, как в "Полунельсоне", — никаких проповедей, никакого надрыва. Эта будничность прекрасна и достоверна; крэк — не ритуал и не преступление закона, не аналог самоубийства, а словно рюмка водки для трудящегося человека. Излом возникает в тот момент, когда Дэн встречается с одноразовыми попутчиками очередного трипа — и без остановки, неуместно, обильно и в чем-то зло рассказывает о социальном устройстве, да и то эти разговоры никто не воспринимает всерьез. Он неплохой учитель, хороший тренер, поэтому черные дети, которых он обучает, платят ему нормальным отношением. Совершенно обыкновенная жизнь.

"Полунельсон" хорош тем, что его обыкновенность не страдает скукой и затянутостью, она не искусственная. Режиссер рассказывает историю, которую мы сами могли бы рассказать о каком-нибудь старшекласснике, если учились в небольшом городке, — о ком-то, кто рядом, но и далеко одновременно. Его обыкновенность как-то моментально переходит в необыкновенность, стоит сюжетной канве фильме столкнуться с теми точками поворота, где морализаторские истории сворачивают в откровенную мелодраматичность. Именно такие точки здесь являются настоящим откровением для человека, фильмами закормленного и даже утомленного. Дэн уходит все дальше и дальше по своему пути отрешения, Дре, молоденькая баскетболистка, начинает осознавать, что ее будущее вполне может оказаться таким, как у ее сидящего в тюрьме брата. Ее опекает местный драгдилер, но делает это вполне по-братски, не желая от нее больше, чем она согласна дать. И эти опорные точки, на которых испорченное воображение уже рисует какое-то "мыло", служат в "Полунельсоне" для того, чтобы осадить несущихся во весь опор коней критики. Это как волшебство, знаете ли. Вот, например, момент, когда ощущающий, что должен что-то сделать учитель приходит к преуспевающему драг-дилеру, опекающему Дре, и начинает увещевать того, что тот должен оставить девочку в покое. При этом сам он вовсе не уверен, что это именно то, что требуется, но что-то сделать необходимо, поэтому он здесь, вертится на месте, неуверенно и нервно. Естественно, мы ожидаем драки, но вместо этого дилер спрашивает: "Мужик, что с тобой? Может, зайдешь, чая попьешь? Чего тебе надо-то?" В его вопросе словно звучит вопрос уставшего от стереотипов кинокритика. "Я не знаю..." — искренне отвечает измученный Дэн, машет рукой — и заходит туда, где его ждет чай и крэк. Прекрасная сцена.

То же самое касается и дружбы. Нет здесь никакой страстности, сугубой заинтересованности, есть только пунктир, по которому ходит большеглазая девочка, однажды заметившая, как учитель курит в туалете. Здесь нет акцентированности, как нет и размытости, это такое чувство меры, которое само по себе становится драгоценностью. Дэн, которому чужда домашняя опека, как чуждо и понятие "ответственности", пытается его в себе обнаружить, глядя на отлично владеющую собой девочку, наблюдающую его падение. И в этот момент, когда, казалось бы, рушатся миры, не рушится ничего, жизнь идет своим чередом, каждый принимает свои решения. За эту самостоятельность и отсутствие напыщенности "Полунельсон" достоин всяческих наград.

(01.04.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: