Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Фанни и Александр / Fanny och Alexander (1982)


Фанни и Александр
Средняя оценка: оценка: 5
1982. Швеция. 188 минут.
Жанр: драма / мистика.

Режиссер: Ингмар Бергман.
Сценарий: Ингмар Бергман,
Оператор: Свен Нюквист.

В главных ролях: Пернилла Ольвин, Бертил Гюве, Гунн Вельгрен.
В ролях: Эрланд Йозефсон, Лена Олин, Питер Стормаре, Вордже Ахлштедт, Алан Эдвал, Эва Фрёлинг, Кристина Адолфсон, Ярл Кюлле.

Награды:
4 "Оскара" — лучший иностранный фильм, оператор, художник, художник по костюмам.
BAFTA — лучший оператор.
"Золотой глобус" — лучший иностранный фильм.
"Сезар" — лучший иностранный фильм.
National Board of Review, USA — лучший иностранный фильм.
МКФ в Венеции — приз ФИПРЕССИ.
David di Donatello Awards — лучший иностранный фильм, режиссер, сценарий.
Ассоциация британских операторов — лучший оператор.
Синдикат французских кинокритиков — лучший иностранный фильм.
Синдикат итальянских кинокритиков — лучший режиссер.
Guldbagge Awards — лучший фильм, режиссер, актер (Ярл Кюлле).
Los Angeles Film Critics Association Awards — лучший иностранный фильм.
New York Film Critics Circle Awards — лучший иностранный фильм, лучший режиссер..

Интересные факты о фильме:

Черновик сценария был дописан Бергманом в 1979 году. Черновик содержал более тысячи страниц убористого текста.

Бергман планировал, что важные роли достанутся Лив Ульман, Максу Фон Зюдову (с этими артистами режиссер работал постоянно) и Ингрид Бергман. По разным причинам актеры не сыграли в фильме.

Смотри также: Фильмы про призраков, привидения и полтергейст

Версия для печати

Купить лицензионный диск на Ozon.ru. Цена — (2 DVD)


Владимир Гордеев: Бергман и его волшебство

Фанни и Александр оценка: 5

О волшебном фильме великого Ингмара Бергмана можно говорить очень долго. Я же хочу обратить внимание лишь на те виды волшебства, которые содержит в себе эта фамильная драма. Подобно тому, как в начале фильма перед нами подымаются занавесы и декорации игрушечного театра, перед нами поочередно раскроются секреты одной шведской семьи. Когда все картонные декорации подняты, за "фасадом" театра мы видим Александра, и точно так же, в случае внимательного просмотра фильма (тем более, что это не составит никакого труда — Бергман великолепный рассказчик), в финале мы сможем заглянуть в зеркало и увидеть свое детское отражение. Фильм завладевает нашими чувствами и пробуждает давно забытые впечатления, эмоции. Чудо свершилось.

Волшебство №1: семья Экдаль празднует рождество: а поскольку семья "театральная" (отец — владелец театра и главный режиссер), то дело не обходится без традиционных мистерий. Что такое рождественская мистерия — известно каждому. Это не только ощущение праздника, но и причастность к некому таинству. Радуются, оживляются даже взрослые. Что уж говорить о детях. Они чувствуют "постановочность" волшебства, но в то же время настоящим, неподдельным волшебством словно пропитывается весь окружающий мир, морозный, сверкающий, нарядный.

Волшебство №2 — волшебство со знаком "минус". Отец умирает, и вдова через какое-то время выходит замуж за городского епископа; она и ее дети, Фанни и Александр, перебираются в дом священника. И начинается аскеза, переходящая в жестокость, граничащую с безумием. У Ингмара Бергмана, отец которого был пастором, сложилось свое впечатление о католическом быту. "Сцены из семейной жизни" епископа и его новой жены производят сильное впечатление. Жуткие истории об епископе, которые выдумывает Александр, находят отклик и в экранной жизни: накал ненависти, испытываемой мальчиком по отношению к отчиму (это чувство взаимно), лишь возрастает, как только епископу становятся известны зловещие сказки Александра. Вымысел вот-вот готов превратиться в реальность, — и тогда на душе епископа появятся грехи, которых он, возможно не совершал, но совершал в воображении Александра. Во всяком случае, судя по бурной реакцияи священника, он уже готов воспринять несвершившиеся грехи так, как если бы их совершил. Затяжной конфликт, противостояние сына и нового мужа, пробирает до мозга костей и мать Александра, которая уже готова была смириться со своим положением, хотя и ее, актрису, привыкшую к теплу большого городского дома, ненавязчивому ласковому обману театрального искусства, преизрядно смутили что спартанская обстановка дома епископа, что его полусумасшедшие набожные родственники, находящие удовольствие в откровенном, надрывном, даже показном самобичевании и бичевании других.

Волшебство 3: когда становится известно, что развод невозможен (по местным законам, в таком случае, дети должны остаться с отцом), детей похищают богатые родственники матери, и дети оказываются в огромном доме, наполненном куклами, — эта ветвь генеалогического дерева Экдалов испокон веков занимается изготовлением кукл для театра. В этом таинственном месте живет похожий на гермафродита Измаэль, живет взаперти, но почти не тяготится своим одиночеством. По отношению к Измаэлю люди испытывают страх. Поутру, вместе со своим дядей, который несет Измаэлю завтрак, в потайную комнату заходит Александр. Измаэль просит его задержаться. Узнав о сокровенных мечтах Александра, Измаэль заставляет воплотиться в реальность его самое сильное, выдержанное временем желание, и вот уже весь дом епископа охвачен пожаром. Символический огонь души Александра оборачивается огнем настоящим.

Волшебство 4: даже после смерти глава семьи Экдалей посещает свой дом и дома своих родственников, являя собой образец смирения и скромной заинтересованности в благополучии родных. Он появляется на протяжении всего фильма, и с ним с легкостью общаются его мать и его сын (Александр).

Каждый вид волшебства даже представлен на экране по-своему, несмотря на общую неторопливую интонацию — будто бы чья-то рука неспеша, безо всякой суеты, листает семейный альбом. Грубо говоря, лица те же, а фотографии тем не менее разнятся — по стилю, постановке, колориту. Удивительная соразмерность, гармоничность присутствует в фильме, и поэтому мораль, которую Бергман пытается донести до зрителя, впитывается не только легко, но и благодатно: душевное равновесие восстанавливается, вера в "лучшее" возрождается. А мораль проста: добро, которое в данном случае классифицируется как обычная человечность, восторжествует; зло — которое рядится в овечьи шкуры добродетели — потерпит поражение. Загоняя добро в угол, зло оказывается в тупике само. Бергман призывает не унывать. Он не против горячности, но не осуждает и терпимости. Фильм получился именно таким, как получился. Магия + реализм, — щедрейший набор полутонов на одном объемном холсте.

(03.04.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: