Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Цвет граната / Саят-Нова (1968)


Цвет граната / Саят-Нова
Средняя оценка: оценка: 4
1968. СССР. 74 минуты.
Жанр: биографический / драма / музыкальный.

Режиссер: Сергей Параджанов.
Сценарий: Сергей Параджанов по стихам Саят-Новы ,
Оператор: Сурен Шахбазян,
Композитор: Тигран Мансурян.

В главных ролях: Софико Чиаурели.
В ролях: Мелкоп Алексаян, Вилен Галстян, Георгий Гегечкори, Спартак Багашвили, Медея Джапаридзе и др.

Версия для печати

Мор: Рецензия на фильм "Цвет граната"

оценка: 4

Жизнь поэта Саят Новы, как кажется, не представляет для Параджанова никакого интереса. Он формально, может, и берет какие-то узловые точки, делит фильм на главы названием, но интересуют автора только собственные образы, собственный сюрреалистический взгляд на жизнь художника, на религию или любовь. Я не думаю, что трактовка этого красочного танца возможна.

"Цвет граната" — телепорт в символическое полотно, составленное из частью искусственных, частью народных образов, перемешанных эпатажно, но очень четко. В его "армянскости" нет ни грамма естественности, это выставка, но при этом отзвуки непохожести, древности, символов земли, плодородия, охоты вызывают отклик. Фильм гипнотизирует, освобождает от нарратива, заставляя наслаждаться четкими отпечатками фантастических образов на ткани. Религиозные образы, полные гомоэротизма и напыщенности, показались мне отталкивающими, однако все остальное выглядит прекрасно. Софико Чиаурели находится во власти потусторонней любви к самой себе — в образе поэта и в образе царевны. Немая, она использует вычурный язык движений и образов, чтобы передавать чувства, но они остаются невыраженными. На этом фоне простоватая поэзия Саят Новы, которой иллюстрируются отрывки, выглядит насмешкой. Им как будто прикрываются.

Параджанов не режиссер в обычном слова, он "современный художник", акционист, что подтверждается и биографической справкой. Глядя его фильмы, пусть и тонущие в красках, густоте времен, фоном идет ощущение того, что вот-вот — и я натолкнусь на группу Война. Интересны возникшие ассоциации — мне сразу захотелось посмотреть Пазолини (в "Цвете граната" есть что-то от "Медеи") и раннего Ардженто. "Цвет граната" дает возможность кратковременного освобождения, отдыха, глубокого выдоха при взгляде на красоту кадра.

(05.03.2013)

Версия для печати


Владимир Гордеев: Кино — церковь

оценка: 4.5

Даже сейчас "Цвет граната" производит сильное эстетическое впечатление. Какое впечатление он произвел тогда — на рубеже 60 — 70х — на советских чиновников, на протяжении десятилетий отважно сражавшихся с "формализмом" на всех фронтах культуры, всем хорошо известно. Карьера Сергея Параджанова оборвалась на долгие годы.

"Цвет граната" превращает зрительный зал в храм, а экран — в иконостас. Весь фильм состоит из статичных планов, а каждый кадр иконографически оформлен. Я считаю, что Параджанов единственный, кому удалось максимально отождествить "движущуюся картинку", кино, с православной иконой. Именно так изображаются на иконах жития святых: в центре — изображение святого, а вокруг следуют стилизованные ключевые сцены его бытия.

В центре фильма (иконы) Параджанова — армянский поэт Саят-Нова, национальная гордость, легенда, аватар армянской культуры. Как наш Пушкин... (Кстати, оба — лирики, оба на каком-то этапе жизненного пути дружили со своими монархами, чтобы впоследствии горько в них разочароваться, оба умерли не своей смертью). Саят-Нова одухотворил прозу жизни и превратился в "святого от искусства", но, скорей всего, не только поэтому Параджанов принял решение снимать фильм в иконографической стилистике. Есть и "неглавное", то, что осталось за кадром: подлинный Саят-Нова принял мученическую смерть под саблями воинства персидского шаха... он отказался принять басурманскую веру.

Наблюдать за кадром — настоящее удовольствие. Метафорические образы, созданные Параджановым (например, Саят-Нова в детстве глотал книжки, и Параджанов показывает ребенка в окружении книг: они лежат на земле, лежат на крышах и даже на белых глинобитных стенах; они поистине вокруг)... Даже сам образ поэта — предельно метафоричен. Он тот, кто превратился в символ и сошел в кадр с иконы. Бесполый ангел, посланец небес, поэтому его играют не только мужчины, но и женщина — Софико Чиаурели, сыгравшая также и его жену.

Фильм вообще поражает безукоризненностью замысла и визуального воплощения.

Даже звуковое решение продумано досконально: цитаты редки и обрывочны, а рефрены превращают каждую цитату в мантру. Фильм снят на армянском языке, и эти поэтические "молитвы" — на армянском языке — звучат настолько красиво, величественно, одухотворенно, что диву даешься: этот язык является братом старославянскому языку и церковной латыни.

(06.03.2013)

Версия для печати


Дмитрий Савочкин: Взрыв граната

Цвет граната / Саят-Нова оценка: 3.5

Визионёрское кино, состоящее из последовательности художественных образов, иногда больше, иногда меньше связанных между собой. Обычно именно такие картины фестивальные критики с придыханием именуют "искусство". Я не придыхаю, а просто пялюсь в экран, пытаясь уловить суть происходящего — если чего-нибудь происходит, конечно. В картине Параджанова происходит мало чего, а понял я ещё меньше.

Главный фейл фильма — что понятен он, судя по всему, только тем, кто реально интересовался творчеством Саят-Новы (Սայաթ-Նովա; საიათ-ნოვა; سایات‌نووا — если записывать его имя на языках, на которых он писал; уже из этой последовательности закорючек видно, что парень он был не пальцем деланный). Я даж полез почитать его стихи, но всё равно не уловил параджановскую мысль. Дело в том, что происходящее в фильме должно перед нами — при помощи, если я правильно понял, последовательности событий из жизни Саят-Новы, и того, как эти события преломлялись в его сознании в разные периоды жизни — построить внутренний мир поэта.

Однако, во-первых, в фильме практически нет текста и очень мало музыки. Пытаться представить себе внутренний мир ПОЭТА (напомню, тем, кто в танке, что поэзия — текстовое искусство) по фильму почти без текста, и внутренний мир МУЗЫКАНТА по фильму с минимумом звуков, скажем так, очень сложно. Мне казалось, что жизнь человека, вошедшего в историю, как великий музыкант и поэт-песенник, должна была быть насыщена текстом, непрерывным пиздежом как минимум трёх языках, и звуками, звуками природы, шумом города, мелодикой речи, музыкальными инструментами, и так далее. Параджанов рисует перед нами мир немого и глухого поэта-песенника. Визионера.

А во-вторых, последовательность эпизодов жизни Саят-Новы выглядит так: голожопое детство возле какого-то монастыря с книгами, потом — юность в абстрактных декорациях, потом — монастырь с обилием овец, и, наконец — иди к людям. Пой им там песни. Такое. На самом же деле, хоть мы и мало знаем о биографии Саят-Новы, но точно знаем, что она сильно отличалась от описанной Параджановым. В частности, главной частью его жизни были два эпизода жизни при дворе — я имею в виду, царском дворе, Ираклия второго. Странствующим поэтом он был ДО этого, а в монастыре жил ПОСЛЕ этого, что окончательно делает параджановское построение никак не связанным с реальным Саят-Новой, и его внутренним миром, формировавшимся, увы, не овцами в горном монастыре, а прекрасными придворными принцессами в Телави и Тифлисе. У Саят-Новы также была жена (хотя любил он, судя по всему, другую — дочь Ираклия второго) и четверо детей, которые уж ясен перец должны были повлиять на его внутренний мир и ещё как, блять, повлиять. Но всего этого нет в фильме Параджанова. Судя по всему, у Сегрея Иосифовича просто была одна-единственная декорация — церковь святого Иоанна в Ардви. И он исходил из того, что один хуй надо всё снимать в стенах этой декорации. Поэтому главными впечатлениями Саят-Новы, формировавшими его внутренний мир, Параджанову пришлось пожертвовать. Этого в фильме нет.

А вот что в фильме есть — это Софико Чиаурели. Она удивительная. Она легко играет и мальчика, и девочку, и неземное существо, и кадку с фикусом. На неё очень приятно смотреть — даже если и знаешь, что происходящее на экране плохо раскрывает тему, заданную автором произведения.

За Софико добавил пол-бала.

(09.03.2013)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: