В главных ролях: Густав Леонард, Кристиана Лэнг. В ролях: Паоло Карлини, Эрнст Кастелли, Ганс-Питер Бойе, Хоаким Фолфф, Уолтер Питерс и др.
Интересные факты о фильме:
- Баха в фильме играет Густав Леонард. Он ни в коем случае не профессиональный актер, а известный по всему миру исполнитель музыки на клавесине, один из лучших исполнителей музыки Баха в истории. Версия для печати
Мор:
"Хроники Анны-Магдалены Бах": вместо фильма — музыка
"Фильм не должен быть машиной для создания иллюзий. Пошлые кинематографические фантазии, уводящие в мир вымышленного, — удел буржуазного кинематографа. Иллюзионистскую тенденцию необходимо преодолевать с помощью такого художественного построения, которое не способствует идентификации героя со зрителем, а, напротив, формирует критическое отношение посредством очуждающего изображения привычных предметов окружающего мира", — говорил Жан-Мари Штрауб и воплощал свои взгляды в жизнь. Часто бывало, что вы морщились от осознания того, что из жизни очередного художника, композитора, скульптора или певца голливудские мастера-на-все-руки в очередной раз состряпали мелодраму? Часто бывало, что жизнь творца снимали, оставляя за кадром сам творческий процесс? Если вам это надоело, то добро пожаловать в руки Жана-Мари Штрауба.
Вместо того, чтобы брать на главную роль смазливого актера и пытаться внушить ему какие-то знания о музыке, режиссер пригласил музыканта, совершенно не собирающегося актерствовать, зато виртуозно владеющего клавесином и музыкой Баха. Вместо того, чтобы акцентировать внимание на личной жизни, Штрауб вообще ее убрал, заменив бесстрастным, тихим, покорным и несколько монотонным голосом жены, зачитывающим биографию. Да и то сведения касаются лишь поездок Баха в различные города, чтобы услышать знаменитого органиста, проверить орган или сыграть концерт. Вместо того, чтобы создавать экспрессивные картины того, как якобы писалась музыка (пример чему мы видим в "Амадее" Формана), этот противник буржуазной эмоциональности вывел на первый план саму музыку, чтобы рассказывала она. Таким образом, "Хроники Анны-Магдалены Бах" являются исполнениями произведений Баха, тв-концертами, облагороженными костюмами и париками того времени. Если же героям требуется произнести реплики (там от силы три диалога по три предложения), то они делают это будто бы нарочито отрывисто и без выражения. Смело, не правда ли?
И самое интересное, что, построив фильм таким образом, Штрауб не только ублажил любителей музыки, но и не особенно погрешил против истины. Анна-Магдалена Бах обладала прекрасным сопрано и была придворной певицей, но после замужества ее светская карьера прекратилась, замененная на сотворчество и помощь мужу. Даже портрета ее не сохранилось, потому что музыкальная династия Бахов, в роду которых практически все были отличными органистами, в женщинах не была заинтересована — они не могли быть придворными музыкантами. Ее тихое, молчаливое присутствие, почерк на рукописях мужа, домашние исполнения произведений и полная достоинства поддержка как бы подразумеваются, но не подчеркиваются. Никаких страстей, грома и молний. В общем, очень непривычное, спокойное кино, до краев заполненное музыкой Баха. Аскетичный и сухой визуально, но музыкально — как раз то, чего вы ждали. По меньшей мере, интересный опыт.