Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Легенды Риты / Тишина после выстрела / Die Stille nach dem Schuß (2000)


Легенды Риты / Тишина после выстрела
Средняя оценка: оценка: 3.5
2000. Германия. 103 минуты.
Жанр: драма.

Режиссер: Фолькер Шлендорф.
Сценарий — Фолькер Шлендорф,
оператор — Андреас Хофер.

В главных ролях: Бибиана Беглау, Надя Уль, Мартин Вуттке, Гарольд Шротт.
В ролях: Дженни Шилли, Марио Ирек, Александр Бейер и др.

Награды:
Берлинский кинофестиваль — премия "Голубой ангел"; Серебряный медведь — лучшая актриса (Бибиана Беглау, Надя Уль) (2000);
Brothers Manaki International Film Festival — премия "Золотая камера 300" (оператор Андреас Хофер)(2000).

Версия для печати

Мор: Рецензия на фильм "Легенды Риты"

Легенды Риты / Тишина после выстрела оценка: 3.5

Кажется, я понимаю, чего не хватило фильму Шлендорфа, — правильной музыки. В 2000 году режиссер решил снять фильм про RAF (Фракцию Красной Армии), идейных террористов 70-х, но показать не перестрелки в духе Бонни и Клайда, а жизнь после, тишину после выстрела. Для меня Ульрике Майнхоф является идеалом женщины, поэтому RAF как тема воспринимается очень остро. Во времена, когда слово "террорист" вызывает у слабонервных судороги, Шлендорф решил показать участников громких актов насилия и экспроприаций обычными людьми. За это критики обругали режиссера — дескать, романтизируешь терроризм. А я обругаю за недостаточную романтизацию, потому что браться за такой материал и не подчеркнуть значение борьбы — это преступление. Члены RAF были героями, наставившими дуло на буржуазное общество и гитлеровцев, неведомо как оказавшихся у власти и вытиравших ноги о новоиспеченную Конституцию. Впрочем, у нас и театрализованную НБП называют экстремистами, а от слова "революция" шарахаются, будто от чумы. Кстати, наследниками RAF по части символики однозначно является "Авангард Красной Молодежи", использующий автомат Калашникова как символ революционной борьбы.

Но вернемся к фильму. Шлендорф берется показать, что происходит после того, как террорист справился с заданием, а не происходит ровным счетом ничего. Вольный или невольный боевик не способен вернуться и продолжать из-за опасности быть схваченным, он не способен влиться в жизнь рабочего класса, потому что коммунисты относятся к нему так же, как и добропорядочные буржуа. Человек-оружие находится в простое, а мир будущего так и не наступает.

Главная героиня Рита Фогт с помощью Штази, прячущих различных экспроприаторов и борцов с буржуазией, берет фальшивый паспорт и начинает новую жизнь в качестве работницы на фабрике по покраске ткани. Серьезная, целеустремленная Рита получает от этого удовольствие, попутно помогая алкоголичке Татьяне, которой жизнь рабочего класса вовсе не кажется такой уж радостной. Фабрика, серость, однообразные панельные дома. Но Рита смотрит за это все — в свою идею, в будущее. Если Татьяна заперта в стране-клетке, то Рита относится к происходящему как к части огромной системы, которую она видела с разных сторон. Их дружба пронзительна и трогательна. Но стоит Рите привязаться к подруге, как ее узнают по фото, и ей приходится сменить легенду. Еще одна новая жизнь тоже заканчивается крахом.




Первая часть фильма не обладает индивидуальностью. Мазок романтической экспроприации денег в банках, размытое обсуждение за бутылками пива, непонятные дрязги в течение нескольких минут, — все это настраивает на ощущение, что Шлендорф что-то знает, но тщательно размазывает, не давая уловить сходство с прототипами. Эти куски универсальны и могли бы появиться в любом фильме, а ведь члены RAF заслуживают пристального внимания. Зато вторая часть удивительно хороша — Шлендорф сосредоточивается на попытках Риты создать личную жизнь; поцелуи, объятья, жизнерадостный смех сочетаются с нервной бессонницей, вскакиванием с постели от звука машин. Очень красивое с точки зрения взаимоотношений кино раскрывается и обнажает суть настоящего героя. Рита — действительно хороший человек, в глазах которого уверенность, непреклонность, да, — но и доброта. Растушевка идеи в угоду построению драмы, но на таком фоне несгибаемый характер Риты начинает прорисовываться выпуклой аппликацией. Режиссера, как мне кажется, вообще интересовала не Фракция Красной Армии, а драма не способного нигде укорениться человека, не имеющего правды, одной жизненной истории вместо целой колоды. Человека, который оказывается среди тех, за кого сражался, — и видит апатию и равнодушие. Хуже того — опаску.

Дуэт Надя Уль-Бибиана Беглау получил приз "Голубой ангел", а кое-где "Легенды Риты" можно обнаружить с тэгом "лесби". Вот это напрасно, потому что вызывает подозрительное отношение к фильму. Меж тем, Уль-Беглау получили приз заслуженно — их дуэт очень силен. Хорошо и то, что "Легенды Риты" обошлись без ярких прореволюционных речей, которые сразу бы выдали террористку. Она теряет самообладание всего лишь два раза — и сразу же берет себя в руки.

Честно говоря, вначале я осталась недовольна фильмом Шлендорфа, но после просмотра поделки на ту же тему ("Красный террор" (Baader)), поняла, что сердилась напрасно. Ну а остаток в том, что люди, способные умереть за свои идеалы, никому не нужны, а те, ради кого они боролись, предпочитают натянуть буржуазные джинсы и пропить все свободы. В общем-то, здесь со Шлендорфом спорить сложно.

(09.05.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: