Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Ящик Пандоры / Die Büchse der Pandora (1929)


Ящик Пандоры
Средняя оценка: оценка: 4
1929. Германия. 100 минут.
Жанр: драма.

Режиссер: Георг Вильгельм Пабст.
Сценарий — Георг Вильгельм Пабст, Ладислаус Вайда,
оператор — Гюнтер Крампф,
композитор — Тимоти Брок, Пиир Рабен.

В главных ролях: Луиза Брукс, Фриц Кортнер, Францис Ледерер.
В ролях: Дейзи Д'Ора, Элис Робертс, Карл Гетц, Густав Дисл.

Интересные факты о фильме:

- графиню Анну историки называют первым лесбийским персонажем в кино;

Версия для печати

Мор: "Ящик Пандоры": сокрушающая все красота Брукс.

Ящик Пандоры оценка: 4

"Кино нанесло мне несколько проникающих ножевых ранений в самое сердце финальными 15 минут. Причем сделало это изощренно, хитро, исподтишка. "Ящик Пандоры" — зияющая пропасть, внезапно разверзнувшаяся в 100 минут кинематографической похоти, разнузданной свистопляски и столпотворение эпизодических персонажей. Процесс превращения маленькой смертоносной бабочки во взрослую, зрелую особь. Ее имаго — смерть." Афанасьев С.И.


Весь фильм вспоминала Штернберга с многократными вариациями одной темы. Хотя разница между женщинами очевидна — если Дитрих победоносно втаптывает других в грязь, а на сцене корчится шут-преподаватель, то Брукс остается испорченным ребенком, легкомысленной жертвой, даже использовать других толком не научившись, полностью доверяя собственной красоте. Вот она бьется в истерике, демонстрируя небольшую грудь, — и эта сцена невыносима, соблазнительна и пакостна. Когда при взгляде на нее очередной Потрошитель роняет нож, это выглядит библейской проповедью. И женщины, и мужчины — заложники ее капризного совершенства.




Образ Лулу, сыгранный Луизой Брукс, остался в истории из-за кардинально противоположных трактовок, с легкостью вмещающихся в игру актрисы. Лулу — невинность, не подозревающая о своем влиянии на мужчин, жертва их пороков, и Лулу — зловещая соблазнительница, неотвратимо влекущая к себе и заставляющая нарушать законы, рвать семейные связи, нарушать приличия, — все это одна женщина. Ее сияющая улыбка, адресованная Потрошителю, и зловещая, полная превосходства уcмешка, обращенная к судье, — две стороны одного. Она мстит за вынесенный приговор, твердо осознавая, что способна поколебать серьезность служителя закона. А потому "Ящик Пандоры" воспринимается метафорой о том, что к любой красавице прилагается ящик с бедами, которые она выпускает наружу. Балансируя от плюса к минусу, пытаешься разобраться в том, какова же она на самом деле, эта великолепная ребячливая вертихвостка. Ходили легенды, что Брукс околдовала Пабста, раз он не видел, что актриса совершенно бездарна. Похоже, что Брукс околдовала и зрителей, прикованных к экрану. Позже критики надрывались в своей любви к "женщине в шлеме черных волос", способной сделать любую штамповку произведением искусства просто своим появлением. Широкая публика тоже стала жертвой Лулу.




"Ящик Пандоры" представляет собой переработку пьес Франка Ведекинда (переписанные Ладислаусом Вайда). История о возвышении и падении танцовщицы Лулу предсказуема и длинна. Доктор Шон ходит к молоденькой красотке для развлечения, но жениться собирается на вызывающей большее доверие женщине (Дэйзи Д'Ора). Однако оставить любовницу оказывается не так просто, ведь Лулу очаровывает всех своей непосредственностью — и самого доктора, и его сына, и подругу сына, и старика, ранее устраивавшего ее жизнь. Приглашенная на ее выступление невеста доктора тоже смотрит на Лулу завороженно, не в силах отвести глаз. Очарование приводит к убийству доктора, бегам для Лулу и ее печальному концу. Запустив машину порока, Лулу может лишь пытаться воздействовать на людей, для которых она — цель, вещь. В этом смысле она становится жертвой красоты и самоуверенности, ведь слишком много стервятников собралось вокруг, контролировать их она не в силах. Когда ее собираются продать в бордель, испуганная танцовщица пытается воздействовать на окружающих осознанно, но для этого ей не хватает сосредоточенности и, пожалуй, ума.

Лулу — бабочка, стрекоза, которая танцует все лето и капризничает, не задумываясь о будущем. Ее красота не меркнет, не тускнеет, расцветая и в бедной комнатушке, и в зрительном зале. Словосочетание "порочная невинность", употребляемое в отношении девочек, бесстыдно садящихся на колени к гостям-мужчинам, идеально подходит для Лулу. Безответственная, ребячливая, беззаботная.




Но вот что касается меня, то даже не Лулу заинтересовала меня, а то, как напряженно играют остальные актеры. Ведь именно они создают ту раму и тот мир, внутри которого бессмысленно пляшет красавица-Лулу. Актерский ансамбль на высоте. Доктор Шон осознает, что губит свою жизнь, и женится на Лулу с чувством обреченности. Он еще пытается бороться, показывать непререкаемую власть, но власть эта уже уничтожена, разбита крылышками влетевшей бабочки. Бесстыжий, разнузданный вечер устраивают в брачной спальне приятели Лулу, размахивая бутылкой и предаваясь слюнявым воспоминаниям. Тревожно, сурово смотрит на Лулу графиня Анна (Элис Робертс), сдерживающая пылающую под сердитой маской страсть. Светла и прекрасна невеста доктора с глазами, похожими на бриллианты. Тих и сдержан Альва, сын Шона, внезапно теряющий волю на коленях Лулу. Все они более не управляют собой, в их жизни вмешался новый фактор. Тем более страшный, что Лулу даже не старается что-то с ними делать. Ее внешность уничтожает необходимость размышлять над своими действиями, продумывать ходы — она столь хороша, что даже откровенные глупости в исполнении Лулу покоряют.

"Ящик Пандоры" — фильм-легенда. Зловещий, двусмысленный, эмоционально напряженный. Ни один из людей, интересующихся историей кинематографа, не должен пропустить торжествующую улыбку Брукс.

(13.05.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: