Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Повелитель иллюзий / Lord of Illusions (1995)


Повелитель иллюзий
Средняя оценка: оценка: 3
1995. США. 109 минут.
Жанр: нуар / триллер / ужасы.

Режиссер: Клайв Баркер.
Сценарий — Клайв Баркер,
композитор — Саймон Босуэлл,
оператор — Рон Шмидт.

В главных ролях: Скотт Бакула, Кевин Джей О'Коннор, Фамке Янссен, Дэниэл фон Барген.
В ролях: Сьюзан Тейлор, Джозеф Латимор, Лорен Стюарт, Билли Маккомб и др.

Награды:
В 1996 году получил награду как лучший хоррор-фильм от международной гильдии хоррор-фильмов. Правда, сама Гильдия была создана в 1995-ом..

Интересные факты о фильме:

- Баркер выбрал Фамке Янссен из сотен претенденток. Он увидел ее фотографию и сказал: "Это Доротея". Никакие другие кандидатуры не рассматривались режиссером, хотя ему советовали различных актрис.

Версия для печати

Мор: Рецензия на фильм "Повелитель иллюзий"

Повелитель иллюзий оценка: 3

Клайв Баркер — особый случай. Писатель, который экранизирует собственные труды, причем делает это неплохо, — однозначная находка. Представьте, что могло бы получиться, если бы Мервин Пик вдруг оказался хорошим режиссером и снял "Горменгаст"? Баркер не Пик, но к своим произведениям подходит серьезно. "Повелитель иллюзий" продолжает тему иллюзионистов и фокусников, т.е. ниву, обильно возделанную голливудскими режиссерами в недавнем времени ("Иллюзионист", "Престиж", "Сенсация"), однако делает это по-иному — с использованием приемов американских фильмов про религиозных фанатиков и сатанистов, а также с явным налетом жанра нуар, который не спутаешь ни с чем. Коктейль специфический. Очень близкий образец сплава чернухи и нуара мы знаем — это "Сердце ангела" Паркера, соединившее культ вуду, Сатану и нуар-героя и ставшее произведением искусства. У Баркера в главной отрицательной роли могущественный колдун Никс, который левитирует, мечет фаерболы и желает разрушить мир в изрисованном гаденькими рисунками доме.

"Повелителя иллюзий" ждала неудачная прокатная судьба, и это неудивительно. Не потому, что фильм плох, а потому, что он совершенно не похож на классический фильм ужасов, ожидаемый публикой. Это замес интеллектуального нуара на жертвоприношениях, черных магах и прочем бульварном дерьме, длящийся, ко всему прочему, непозволительно для подобного фильма долго. Баркер не собирается ничего комкать и ужимать, он спокойно, со вкусом переносит страницы книги на экран. Однако, несмотря на то, что Баркеру после успеха "Восставшего из ада" удалось заполучить в картину не последних актеров, народ в кинотеатры не повалил.

Итак, "Повелитель иллюзий" начинается в отвратительном притоне, стоящем посреди пустыни, где расположился штаб сектантов, до идолопоклонства чтящих своего лидера Никса. Никс — личность отталкивающая и противоречивая — собирается принести в жертву пойманную девочку, но ему мешает группа бывших сотоварищей, такую жестокость не одобряющая. В итоге Никс и его лучший ученик Свонн схватываются не на жизнь, а на смерть, а точку в этой чудовищной битве ставит девочка, пульнувшая ипостаси сатаны в спину. С трепетом и потаенным ужасом босса зарывают поглубже, потому что он говорил, что смерть — это так, шутка, несерьезно.




Основное действие разворачивается гораздо позже. С частным детективом Гарри Д'Амуром постоянно происходит какая-то чертовщина, ему мерещатся демоны, он находится в депрессии, и тут ему предлагают работу в другом городе. Неплохая возможность сменить обстановку оборачивается еще худшим геморроем — красивая, прямо-таки роскошная богатая жена известного иллюзиониста (в исполнении Фамке Янссен) хочет, чтобы с ее мужем все было в порядке, а рядом с ним постоянно случаются странные вещи. Естественно, детектив берется за дело, но лучше бы он этого не делал, потому что работа попадается не для слабонервных. Жуткие убийства, неописуемые чудовища, комнаты, загадки, фальшивые смерти и воскрешения, — ему придется пройти через настоящий ад.

Это крепленое бульварное чтиво, слегка подслащенное готической стилистикой Баркера, но не способное скрыть вони мертвечины, лично меня не заинтересовало, хотя стиль, присущий Баркеру-режиссеру, здесь есть. Как любому творцу, заинтересованному в наилучшем представлении своего детища, ему свойственна изобретательность, внимание к деталям, соединенное с холодностью по отношению к кино, — и именно эта черта привлекает. Впечатляющие спецэффекты и мрачная атмосфера смешаны с сектантской чернухой, эротичность и загадка натыкаются на самодовольный бред выкопанного из земли трупа. Такое ядреное зелье на любителя, способного воспринимать подобное зрелище не в смеси с зубодробительным экшном, а медленно, тягуче, по ложке. Однако в чем фильму отказать никак нельзя, так это в красочной подаче и качественных моментах высшего напряжения, в психологической дуэли между учеником и учителем, пусть упрощенной, но все-таки обладающей определенной силой. Где еще можно увидеть так эффектно проваливающихся под землю людей или попахивающий чертовщиной номер иллюзиониста? В духе нуара все герои подозрительны, но здесь существует сверхгерой, сверхмонстр, по сравнению с которым окружающие — просто шлак.

Многие отмечают, что это лучшая режиссерская работа Баркера, но я позволю себе с этим не согласиться. Мастерство работы с кадром, богатство декораций, пришедшие с годами, пали жертвой сюжета. Он второсортен. "Восставший из ада" хорош тем, что околдовывает соседством с сенобитами и их извращенным умом, который не имеет отчетливо сатанинской природы. "Повелитель иллюзий" в этом смысле удаче Баркера проигрывает, ведь он третирует неинтересную тему, смешанную с обсасыванием разницы между иллюзией и магией. Причем магия эта, судя по шоу Свонна, — только черного цвета.

Однако даже при таком раскладе это не фильм категории Б — он интересен, в первую очередь, из-за интересного смешения жанров, во-вторую, из-за аромата режиссуры писателя ужасов, слегка самодовольного творца, привнесшего в кино чисто книжный нарциссизм.

(21.05.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: