Режиссер:
Александр Петров. Сценарий: Александр Петров по повести Эрнеста Хэмингвея.
В главных ролях: Гордон Пинсент (голос), Кевин Делайи (голос).
Награды: 1999/2000 - Первый приз (Загребский мировой фестиваль мультипликационных фильмов) - Спецприз жюри (St. Petersburg Message to Man Film Festival) - Награда фестиваля (San Diego International Film Festival) - Награда Ofuji Noburo (Mainichi Film Concours) - Лучший мультипликационный фильм (Jutra Award) - Лучший краткометражный мультипликационный фильм (Genie Award) - Гран-при (Cinanima) - Награда Politiken краткометражному фильму (Buster International Children's Film Festival) - Золотая награда режиссёру (Burbank International Children's Film Festival) - Приз зрительских симпатий, Гран-при(Annecy International Animated Film Festival) - Лучший краткометражный мультипликационный фильм (Оскар).
Интересные факты о фильме:
Александр Петров использует уникальную для мультипликации технику: он рисует кадры долгосохнущей масляной краской пальцами на специальном стекле (из называют "брезентами"). Петров создаёт рисунок, затем фотографирует его, и аккуратно смешивает краски для следующего рикунка.
В этом двадцатиминутном мультфильме таких кадров 29 тысяч.
Изначально Петров пользовался "брезентами" формата А4. Но поскольку этот мультфильм создавался для IMAX-ов, Петров делал его на вчетверо больших "брезентах".
Я знаю, что на такие фильмы, как мультик "Старик и море", тем более, что он стал одним из немногих произведений русского человека, получивших забугорную статуэтку "Оскара", положено писать много и хорошо. Но я только что написал длиннющую рецензию на "Антитраст", истратив весь свой запас вдохновения, поэтому расскажу уж вам так, "как есть", что за мультфильм я посмотрел на этой неделе.
Честно говоря, мне слабо верится, что Петров смешивал краски заново для каждого кадра. Такими темпами он бы написал свои 29 тысяч брезентов не за два с половиной года, а за двести лет. Думаю, краски смешивались для каждого дубля, для каждого перехода камеры и нового плана, а в рамках одного эпизода Петров щёлкал камерой, просто слегка поправляя долгосохнущие краски. Так или иначе — результат впечатляет. Потрясающая мультипликационная техника погружает зрителя в какое-то странное состояние, то ли погружения в детство, то ли в сон наяву. То, что ты видишь — кажется ожившей картиной, в точности такой, как ты представлял себе, когда стоял перед полотнами маринистов в музее, и думал, чем кончится история "девятого вала". Неспешно, уверенно, очень зрелищно перед тобой на экране раскрывается мир хэмингуэевского старика, и хэмингуэевского же моря.
Вместе с тем, в технике же и главный недостаток картины. Судя по всему, работа эта была такой трудоёмкой, что Петров отчаянно скупится на кадры. Даже такую медитативную вещь, как "старик и море", запросто можно было бы перенести на экран хоть в полном метре (что уже демонстрировали умельцы прошлого). Петров же помещает её в рамки двадцати минут, выбрасывая всё, что кажется ему второстепенным. Вроде бы — он охватил все аспекты книги, и в то же время — что-то показал, как следует, а что-то — в отчаянно кастрированном виде.
Совершенно очевидно, что Петров любит море, эта любовь в каждом кадре, в каждом мазке — он сосредоточен на этих пейзажах, то спокойных, то буйных, словно настроение самого мира. В то же время, видно, что второй персонаж книги — старик — Петрову интересен постольку-поскольку, только как некто, кто наблюдает за морем и может им восхищаться. Скажем, воспоминания о поединке арм-реслинга в Гаване у Хэмингвея поданы впечатляюще сильно: напряжение, боль, затекающие руки, кровь, сочащаяся из-под ногтей. Петров же просто показывает, как солнце садится, потом восходит — ого, целые сутки чуваки просидели! И всё. Он не сопереживает старику, стремясь снова вернуться к своему любимому морю. Даже рыба — главный, мощный и непреклонный противник старика — показана блестяще, но только когда является частью моря. Сама по себе рыба Петрову слабо интересна.
Из-за этого битва с акулами и драма всей истории остались будто прилепленными сверху чужеродными элементами мультфильма. Хотя от этого, конечно, в зрелищности история не пострадала.
Так или иначе — а это удивительное по красоте произведение, и только поэтому его можно рекомендовать всем, без возрастных, расовых или половых ограничений.