Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Преимущество Борна / The Bourne Supremacy (2004)


Преимущество Борна
Средняя оценка: оценка: 4.5
2004. США / Германия. 108 минут.
Жанр: боевик / триллер / шпионский.

Режиссер: Пол Гринграсс.
Сценарий: Тони Гилрой по роману Роберта Ладлема.

В главных ролях: Мэтт Дэймон.
В ролях: Оксана Акиньшина, Крис Купер, Франка Потенте, Карл Урбан, Джоан Аллен, Джулия Стайлс, Брайан Кокс, Габлиэль Манн, Мартон Чокаш.

Награды:
2005 — Лучшая музыка к популярному фильму — Джон Пауэлл (ASCAP Film and Television Music Award)

2005 — Лучший актёр — Мэтт Деймон (Empire Award, UK)

2005 — Лучшая постановка трюков (Дэн Бредли) и Лучшие автомобильные трюки (команда из 10 человек, имена которых авторам Экранки ничего не говорят) — (World Stunt Award, полная формулировка последней награды: "A taxi is chased through the streets of Moscow, colliding into passing cars and resulting in multiple crashes. The chase ends in a tunnel as the taxi and pursuing police car crash into a divider.").

Интересные факты о фильме:

Другой вариант перевода названия фильма на русский — "Превосходство Борна". Этот вариант неправильный, как и большинство мосфильмовской отсебятины.

В отличие от первого фильма, в этот раз Тони Гилрой прочитал роман перед тем, как писать сценарий, и настаивал затем, что он написал "пере-представление", а не "экранизацию" романа. Он имел в виду, что это оригинальный сценарий, который написал, опираясь на основные сюжетные ходы, события и персонажей романа, исключая только Карлоса Шакала, подобием которого в фильме был Кирилл (персонаж Карла Урбана).

И, кстати, первая версия сценария сильно отличалась от того, что мы видим в картине — в частности, эпизод в Гоа. В ней Мари гибла случайно под колёсами автобуса, после чего Борн в бешенстве бросился на водителя, и почти убил его, когда его самого скрутила полиция. Значительная часть фильма затем происходила в индийской тюрьме, где Борн успел обзавестись друзьями и врагами перед тем, как бежал. Дальше действие развивалось так, как и в итоговой версии сценария. А жаль, что всё это не вошло в картину, да?

Чтобы придать фильму оттенок достоверности, режиссёр Пол Гринграсс принял решение снимать почти весь фильм ручной камерой в приглушенных тёмных тонах. Он полностью отказался от компьютерной графики, и все трюки в фильме были действительно выполнены живыми каскадёрами.

Ещё одна принципиальная установка всей трилогии — это то, что в отличие от Бондиады, все дивайсы, которыми пользуется Борн, реально существуют, и могут быть куплены любым человеком в той стране, где они используются в картине.

Кстати, фломастер, которым Борн пользуется, делая заметки в телефонной будке — это "Rotring 600", один из самых дорогих маркеров (30-40 баксов).

А телефон, по которому он базарит — Siemens ME45.

Пистолет Борна — "Sig Sauer PRO", в ряде стран его можно купить в магазине.

Музыка, которая играет в отеле Беккер, когда Борн убивает Неского — это Ballade no. 4 в Фа миноре Шопена.

Первая отснятая сцена фильма — это диалог с таксистом в Москве, когда Борн предлагает платить в долларах.

Вообще, все эпизоды фильма была отсняты в обратном порядке. Последним был отснят эпизод в Гоа.

Во время съёмок драки в консульстве Борн нечаянно вырубил Тима Гриффина.

Во время драки в Мюнхене с персонажем Чокаша, Борн использует в качестве оружия свёрнутую в трубочку газету. Это снова элементы филлипинских единоборств, использованных в первом фильме (когда он использовал, например, шариковую ручку).

Когда Борн звонит Памеле Ленди в Берлине, слышен голос, говорящий "Мне нужно 90 секунд, чтобы определить его положение". Борн прервал диалог спустя 88 секунд.

Такси, на котором Борн расшивает по Москве — это ГАЗ 3110.

Средняя продолжительность одного плана в картине — 1,9 секунды.

Фильм изначально заканчивался признанием Борна дочери Неского. Но в итоге было решено, что конец слишком блеклый, и был отснят нью-йоркский пост-скриптум, вставленный в фильм за неделю до выхода картины в прокат.

Версия для печати

Купить лицензионный диск на Ozon.ru. Цена — 425 рублей


Дмитрий Савочкин: Карманный справочник агента

Преимущество Борна оценка: 4.5

После неожиданно хорошего старта (более 200 миллионов кассовых сборов "Идентификации" при 60 миллионах бюджета) стало очевидно, что трилогии про Борна быть. И, подписываясь на вторую картину, практически вся команда (кроме эпизодических актёров и локальных съёмочных групп) подписывалась и на третий. Так что решено было сделать всё основательно.

Даг Лайман пересел из режиссёрского кресла в продюсерское,Тони Гилрой прочитал роман, по которому собрался писать сценарий, ведущие актёры дали предварительное согласие, и бюджет картины был увеличен до 75 миллионов. Осталась сущая хуйня — найти режиссёра. И тут Лайман, который и раньше отличался некоторой оригинальностью подхода к боевикам, предложил нечто совсем радикальное: взять альтернативщика. "А хули", аргументировал Лайман, "человека-паука вон вообще Сэм Рэйми снимает. Чем мы хуже?"

На роль режиссёра был предложен английский телевизионщик Пол Гринграсс, постановщик "Убийства Стивена Лоуренса" и "Теории полёта". Он только что закончил прославившее его "Кровавое воскресенье", эдакое низкобюджетное "падение чёрного ястреба" о знаменитом расстреле демонстрации в ирландском городке Дерри. И по какой-то неведомой причине продюсерам показалось, что он хорошо справится со шпионским супер-боевиком.

Гринграсс был очень вдохновлён предложением. Его чрезвычайно прельщала реалистичность в показе жизни ассасинов, драки в "Эскрима"-стиле и всяческая закордонная экзотика. Помимо этого он прямо-таки бурлил собственными идеями, которые ему не терпелось принести из альтернативного фестивального кино в мейнстрим. Прежде всего, съёмки ручной камерой. Они могут немного проигрывать в прозрачности, зато здорово выигрывают в реалистичности, в динамике даже абсолютно статичных сцен, и, в конечном итоге, в зрелищности. Далее — это полное отсутствие компьютерных спецэффектов. Тарантино вернул кино к истокам, сняв "Килл Билл" по древне-китайским технологиям, и Гринграсс решил не отставать, заявив, что все придуманные сценаристами трюки будут исполнять каскадёры на натуре. И, наконец, Россия. Будучи в онтологии американской культуры порождением хтонических сил, ни в одной американской картине ещё не была даже отдалённо правдоподобного изображена Россия и русские (в качестве оооочень редкого исключения мне на ум приходят только космонавты из "Контакта"). Они всегда, даже в самых серьёзных фильмах, какие-то мультяшно-гротескные — в то время, как не страдающий американскими заёбами англичанин Гринграсс отлично понимал, что они, в общем и целом, такие же люди, только в фуфайках. Так что из традиционного набора "снежная зима с лютыми морозами"-"медведи на улицах"-"водка на завтрак, обед и ужин"-"здоровенные, как шкаф, мужики и красивые развратные бабы" решено было оставить только зиму. Очевидно, потому, что летнюю Россию американцы могли совсем не узнать и как "Россию" не идентифицировать. Ну, и ещё баб добавили немножко в одном моменте, но те в глаза не бросались.

И вот, с этими вводными, Гилрой наваял шедевральный сценарий. Роман (который, как я уже сказал, он прочёл) он сразу пустил по пизде, решив, что лучше б он его не читал. Китай какой-то, послы какие-то... Ну их к бесу, Китай давно не в моде. В качестве core location был выбран Берлин, в котором снята львиная доля фильма, а в качестве главной экзотики — Россия, с которой, по ходу, съёмки вообще и начали. Гилрой ещё вставил Гоа, и оказался так им вдохновлён, что написал целую поэму о том, как Борн сидел в индийской тюрьме, но ему очень скоро объяснили, что он неправ. Во-первых, главной экзотикой должна быть Россия. Во-вторых, тюремный эпизод в остальном сюжете выглядит какой-то лишней аляповатой вставкой, снижающей бешеную динамику картины. А в-третьих, бюджет всего 75, а не 175 миллионов, так что давай, Тони, не выёбывайся, а иди, как все, по камешкам.

В сущности, "Преимущество Борна" — это развитие и обогащение идей "Идентификации Борна", с сильным креном в боевиковую сторону. Прекрасные, короткие и эффектные рукопашные схватки. (Одну схватку решено было сделать длинной, и для этого даже добавили персонажа "из первой картины" — участника проекта тредстоун Жарду в исполнении вечного плохиша новозеландца Мартона Чокаша). Экзотические погони (гонка по Парижу в первом фильме так понравилась зрителям, что в эту картину их вставили две, в Гоа и Москве, плюс ещё одну, пешеходную — по Берлину). На роль "главного ловца" Борна взяли могучую Джоан Аллен, которая отлично заменила харизматичного Купера. И ещё, по какой-то непонятной причине, снова вставили в фильм персонажа Джулии Стайлз (нахер он нужен, я так и не понял). И, наконец, главная находка картины — основным антагонистом Борна сделали русского киллера Кирилла, роль которого, кортавя русские слова и выдавая перлы типа "Я возьму душ", прекрасно исполнил новозеландец Карл Урбан. Вот уж этот-то ебальник точно создан играть наёмных убийц, и как этого не доглядел Питер Джексон, я не знаю, ей богу.

Что получилось?

Получился без малого шедевр. Среди претензий к фильму обычно называют некоторую невнятность боевых сцен, вызванную невероятным дрожанием ручной камеры, но именно по этой-то причине эти сцены и получаются настолько вовлекающими. И — лично от меня — кратость фильма. Если правду пишут, что изначально картина была даже без нью-йоркского постскриптума, то это очень-очень мало. Хочется есчо. В остальном же — это чистая пятёрка. Драки и трюки выполнены так, что хочется съесть их глазами, а погоня по Москве, пожалуй, стала одной из величайших car-chase ever made (момент, когда машина врезается в разделитель полос — это оргазм). Кстати, раз уж речь зашла о Москве, то Гринграсс сделал первую иностранную картину, в которой Москва выглядит в точности так, как в жизни. Конечно, чистисинька росийська мова новозеландца и чеха (главных "русских") не может не позабавить, если смотреть фильм в оригинале, и имена "Владимир Неский" и "Фома Кинияев" всё же уверенно выглядят по-бук-вен-ным переводом с английского. Но согласитесь, "Фома Кинияев" — это куда лучше, чем "Ащьф Лштшфум", а это значит, что Гринграсс, если и не осилил олабанский, то хотя бы потрудился найти человека, знающего кирилицу. А это уже много. Киевский вокзал Борна — это тот самый киевский вокзал, с которого я уезжал последний раз из столицы большого северного соседа, а не лубок для приезжих. Думаю, что и Гоа и Берлин в картине также сделаны "для всех", а не "для американцев".

Но особенный кайф, конечно, во всех этих "how to do something". Посмотрев этот фильм, вы узнаете:
- как понять, кто вам нужен, и выследить нужного человека, даже если он занимает высокую должность в ЦРУ, и находится в другой стране;
- как взорвать дом при помощи тостера и свёрнутой в трубочку газеты;
- как похитить человека посреди людной площади;
- как вырубить двух вооружённых ментов с помощью бутылки водки;
и многое-многое другое.

И подтверждением безусловной удачи Гринграсса стали кассовые сборы: при 75-миллионном бюджете фильм собрал в мировой прокате 288 миллионов долларов. Это победа, блять. И хотя мне, вообще-то, насрать на кассу понравившегося мне фильма, в данном случае она означала гарантированную съёмку третьей части "борнианы", что не могло меня не радовать.

Рецензию на фильм "Ультиматум Борна" Вы можете найти здесь.

(27.08.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: