Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Газонокосильщик / The Lawnmower Man (1992)


Газонокосильщик
Средняя оценка: оценка: 3.5
1992. США / Великобритания / Япония. 107 минут.
Жанр: драма / триллер / фантастика.

Режиссер: Бретт Леонард.
Сценарий: Бретт Леонард и Гимель Эверетт (долгое время считалось, что по одноимённому рассказу Стивена Кинга).

В главных ролях: Пирс Броснан, Джефф Фэйхи.
В ролях: Дженни Райт, Марк Бринглсон, Джеффри Льюис, Джереми Слейт, Дин Норрис, Коллин Коффи, Джим Лэндис.

Интересные факты о фильме:

В российском прокате фильм также называли "Косильщик лужаек". Откуда взялся этот вычурный вариант — сам чёрт не знает.

Сценарий Леонарда и Эверетта никогда не был основан на текстах Кинга. Просто студия, вложившаяся в картину под рабочим названием "Кибер Бог" (речь идёт о New Line), владела правами на экранизацию некоторых рассказов Кинга, и решила назвать фильм, как один из кинговски рассказов, утверждая, что он является экранизацией. В действительности же, кроме того, что главный герой и там и там газонокосильщик, между текстом Кинга и фильмом Леонарда нет ничего общего. Кинг подал в суд, и студия стала оправдываться, утверждая, что фильм основан не просто на этом конкретном рассказе, а на "нескольких тестах Кинга" (что тоже было откровенной лажей). В итоге, после двух выигранных судебных процессов, Кинг добился того, что его имя было полностью исключено из титров, и сегодня везде указывается, что у текста Кинга в этом фильме было позаимстсвовано только название. На официальном сайте Кинга этот фильм вообще отсутствует в фильмографии. Кстати, рассказ Кинга, по которому якобы был поставлен этот фильм, содержит всего пять страниц. [Спойлер!] В нём мужчина, типичный представитель среднего класса, увидел, что у него некрасивый газон, и вызвал газонокосильщика, чтобы его подстричь. По вызову приехал толстый мужик, который пошёл стричь газон, пока главный герой уснул. Когда хозяин проснулся, и вышел на лужайку посмотреть, как идёт работа, он увидел, что газонокосилка косит сама, а голый газонокосильщик ползёт за ней на карачках, поедая траву. Когда газонокосилка перекосила крота, газонокосильщик съел и его остатки. Хозяин дома попытался поговорить с газонокосильщиком, и в ходе разговора выяснил, что он — сатир, работающий на древнегреческого бога Фавна. Он побежал к телефону, чтобы вызвать полицию, но его догнала и перемолола газонокосилка. Всё. Полностью этот рассказ можно прочесть, например, здесь. Кстати, по этому рассказу была снята настоящая экранизация ещё в 1987 году: 12-минутная краткометражка Джима Гониса по сценарию Майкла де Луки.

В действительности, вероятно, есть куда больше оснований утверждать, что сценарий частично основан на романе Дэниэла Киза "Цветы для Элджернона", хотя никто из наследников Киза никогда не пытался преследовать создателей фильма за плагиат.

Первая сцена, отснятая в этом фильме, это диалог между доктором Анжело и правительственным агентом.

Когда доктор Анжело стимулирует умственную активность Джоуба, на него в виртуальной реальности летят символы, оказывающиеся при ближайшем рассмотрении кабаллистическими знаками, которые использовали иудейские жрецы.

Дженни Райт в сцене, где она занимается с Джеффом Фейхи виртуальным сексом, снялась только в крупных планах: от сбробоскопических вспышек её начинало тошнить, поэтому на всех общих планах её заменял дублёр.

Джоуб по сценарию был рыжим, но в фильме его сделали блондином, потому что рыжие волосы на голове Джеффа Фейхи смотрелись ненатурально.

Сцена, в которой доктор Анжело извлекает тело Джоуба из компьютерного симулятора с повреждённой головой, были сняты с использованием пластикоголового манекена.

Для фильма специально сконструировали газонокосилку с дистанционным управлением.

Это была одна из первых картин с компьютерными спецэффектами, и первая, в которой на них делался значительный акцент. В общей сложности 8 минут сцен с компьютерными спецэффектами создавались 7 людьми за 8 месяцев (бюджет компьютерной графики — 500.000 долларов).

На ВХС и на ДВД во второй зоне можно найти "режиссёрскую версию" картины — она длиннее на 32 минуты.

При бюджете фильма в 10 миллионов долларов кассовые сборы превысили 150 миллионов, сделав фильм одним из самых удачных кинопроектов истории.

Слова доктора Анжело "I've decided to take my work back underground..." были использованы группой The Prodigy во вступительном треке к альбому "Music For The Jilted Generation".

В 1996 году было выпущено продолжение картины "Газонокосильщик-2" — практически "strait-to-video".

Комиксный художник Грант Моррисон рассказывал, что долго вёл переговоры со студией о написании сценария и художественной концепции для второй и даже третьей части "Газонокосильщика". Он хотел сделать из него подобие супер-геройской франшизы, "bend the Lawnmower Man series in an X-Men superhero-type direction". Переговоры ни к чему не привели

Версия для печати

Купить лицензионный диск на Ozon.ru.


Дмитрий Савочкин: Я знаю кун-фу: цветы для кибер-бога или ревизия детских воспоминаний

Газонокосильщик оценка: 3.5

Бретт Леонард — почти как Остин Пауэрс — международный режиссёр-загадка. Он обладает удивительной способностью снимать "амнезические фильмы", то есть картины, о которых ты забываешь немедленно после их просмотра. Помните ли вы мистический триллер "Убежище" о докторе, которого после короткой клинической смерти стали преследовать кошмары о смерти его дочери? Не помните? А ведь главные роли там играли не хуи собачьи, а Джефф Голдблюм и Алисия Сильверстоун. А помните ли вы фантастический боевик "Виртуозность" об убийце, прорывающемся в наш мир из виртуального — главные роли в котором исполнили Рассел Кроу и Дэнзел Вашингтон? После этого фильма Леонард окончательно ушёл в плавание по категории "Б", и теперь его фильмы можно было забывать даже до просмотра: пятого "Горца", к примеру, я бы в жизни не стал смотреть, если бы Зилич не решил перемыть кости умирающей франшизе в разделочной "экранки". Из всех этих немедленно-забытых-шедевров, как и положено, есть одно исключение. В 1992 году Леонард закончил работу над фильмом, таки вписавшем его имя в историю кино: "Газонокосильщик Стивена Кинга" (позднее название было сокращено по настоящию Кинга — о чём можно прочесть в фактах к фильму).

Когда я увидел этот фильм в детстве, помню, он невероятно поразил меня. Разумеется, Дэниэла Киза я то время ещё не читал, "Форреста Гампа" — тем более (фильма по "Цветам для Элджернона" — кажется, он назывался "Чарли" — я не видел до сих пор, а картины Земекиса тогда ещё просто не существовало). Кроме того, авторам фильма удалось добавить в сценарий и собственную, довольно неслабую тему: идею о том, что в психике человека дремлют древние магические способности — и каждый человек может читать мысли других, внушать им мысли, левитировать или изменять реальность вокруг себя, надо лишь "разбудить" его мозг. Фильмов на компьютерную тематику до "косильщика" я не могу вспомнить ни одного — он, если и не был первым, то уж точно был первым известным и популярным фильмом о виртуальной реальности — и потому необходимый эстетический антураж для этой истории был почти безупречен.

Странно, но самый сильный кадр в картине — который отчётливо врезался мне в память в детстве — куда-то "потерялся", и когда я пересматривал фильм перед написанием рецензии, то не обнаружил его ни в том месте, где он должен был бы быть, ни вообще где-либо в фильме. Должно быть, это следствие существования "обычной" и "режиссёрской" версий картины, а может — происки тамплиеров, чёрт его знает. Речь идёт о моменте, когда Джоб (какое, кстати, говорящее имя!) понимает, что изменения, происходящие с ним, необратимы, приходит в лабораторию, хуячит себе три ампулы "формулы проекта 5" и лезет в машину (это всё в фильме как было, так и осталось). А дальше там был момент, когда он просмотрел все диски, которые нашёл в лаборатории: все науки, языки, историю человечества, литературу, изобразительное искусство и кино (ну, про кино я додумал, но почему бы и нет?). После этого он сидит в кресле с совершенно стеклянными глазами и призносит: "господи... я и представить себе не мог...". Вот именно этот-то момент куда-то делся из той версии, что я смотрел вчера. А момент, чёрт возьми, действительно здоровский, и даже сегодня, уверен, я признал бы его стопроцентно мощным — что уж говорить обо мне-пятнадцатилетнем. Представьте себе человека, который всю жизнь прожил в четырёх стенах: маленькая каморка, святой отец, стегающий плетью, лужайки десяти домов местной деревни и газонокосилка. И вдруг, в один момент, к тебе в голову попадает вся предущая история человечества, всё, что наша цивилизация накопила за тесячи лет! Оставив в стороне соображения того, способен ли человеческий мозг это выдержать, просто представьте себе, что этот человек должен был бы чувствовать с эту секунду, что должно было бы происходить с ним...

Сегодня, когда со дня первого просмотра фильма прошло практически столько же, сколько мне было, когда я видел фильм впервые, я должен признаться, что фильм смотрится, конечно, совсем по-другому. Оставляя в стороне его главное историческое достоинство — компьютерные спецэффекты, которые во-первых, ни тогда ни сейчас не казались мне в фильме главным, а во-вторых, очень быстро стареют, и, естественно, сегодня смотрятся смехотворно, я всё-таки нашёл слишком много помарок и дырок в картине. Сценарий, при относительной стройности и связности, пестрит лакунами, технические приёмы, с помощью которых у зрителя пытаются вызвать ту или иную эмоцию, дёшевы и примитивны, а режиссура временами оказывается откровенно беспомощной. Единственное, к чему у меня нет претензий сейчас, как не было их пятнадцать лет назад: это бесподобная игра Джеффа Фэйхи, бедолаги, блеснувшего в этом фильме, кажется, в первый и последний раз, и сгинувшего вслед за Леонардом в пучинах категории "Б".

Вместе с тем, не смотря на длинный ряд недостатков, фильм по-прежнему сохраняет свою долю обаяния сильной неглупой картины: ведь история об умственно осталом газонокосильщике, который попадает в секретный правительственный проект, становится умным и приобретает нечеловеческие возможности благодаря ноотропам и виртуальной реальности, но из-за заложенной в программе агрессивности убивает тех, с кем у него были счёты, и полностью уходит в виртуальную реальность, чтобы стать там богом — слишком нетривиальна и богата возможностями. Думаю, если бы какой-нибудь действительно мастеровитый режиссёр решился перенести её на экран ещё раз: неторопливо, с чувством, акцентом на драму, исправив недостатки первого фильма, и осовременив визуальные эффекты — фильм совершенно точно повторил бы свой кассовый успех. Правда, в этом случае судебного иска от потомков Киза уже точно не избежать :-).

Картина во многом была хороша очень качественной концовкой, как бы оставляющей зрителя в лёгком недоумении, и абсолютном непонимании того, как события могут разворачиваться дальше: слишком уж непредсказуем этот невероятный персонаж, что творит добро, хоть вечно ищет зла (или наоборот — я запутался). Однако студия всё-таки не удержалась, и сняла сиквел картины. Который даже по описанию был настолько отвратителен, что я не видел его до сих пор, и не горю желанием. Вот так и убиваются сильные детские впечатления.

Post Scritpum, не имеющий никакого отношения к фильму: я вот написал о газонокосильщике, у которого стало рвать крышу из-за насилия, и подумал о новых голливудских тенденциях снимать фильмы про простых законопослушных граждан, сталкивающихся с насилием, и начинающих борьбу со злом, в которой они теряют остатки разума. Таких фильмов в скорости выйдет сразу три. Один — какой-то вялый артхаус с Розарио Доусон, "брутально изнасилованной" и пытающейся то ли отомстить, то ли наоборот заставить себя не мстить — я не понял, посмотрим после того, как фильм доедет до наших степей. Другой — по описанию чуть ли не клон первого, "напряжённая драма" от Нила Джордана про тётку (в исполнении Джоди Фостер), которую избили на улице, забрали у неё собаку и убили жениха (в исполнении Саида из сериала "Lost"), и она, в общем, тоже то ли пытается жить дальше, то ли не хочет уже жить дальше, но в любом случае начинает мстить. И совсем уж простую картину сляпал Джеймс Ван, соавтор и постановщик "Пилы" и "Мёртвой тишины" (что-то она всё никак до нас не доедет!). В ней Кевин Бейкон играет отца семейства, на глазах которого во время ограбления бензоколонки убивают его сына. Убийцу задержали, но поскольку улик никаких нет, его оправдывают, после чего Бейкону сносит крышу, и он убивает парня. И вот тогда начинается настоящая война между ним и уличной бандой, к которой этот парень принадлежал, подкреплённая с обоих сторон личной местью. Фильм вышел в США на этот уик-енд, и должен добраться до нас весьма скоро. Если у вас нет жёсткой экономии трафика, обязательно посмотрите рекламный ролик картины: впечатляет.

(02.09.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: