Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Парк наказаний / Punishment Park (1971)


Парк наказаний
Средняя оценка: оценка: 4.5
1971. США. 88 минут.
Жанр: драма / псевдодокументальный.

Режиссер: Питер Уоткинс.
Сценарий — Питер Уоткинс,
оператор — Питер Смоклер, Джоан Черчилль.

В главных ролях: Кармен Аргензиано, Кэтрин Квиттнер, Мэри Элен Кляйнхолл, Марк Китс, Патрик Боланд.
В ролях: Люк Джонсон, Санфорд Голден, Глэдис Голден, Ли Маркс и др.

Интересные факты о фильме:

- псевдодокументальное кино (мокьюментари), явно навеянное делом Чикагской семерки (1968)

Версия для печати

Мор: Фанатичная реконструкция

Парк наказаний оценка: 4.5

Питер Уоткинс, автор книги "Медиакризис", — это настоящее открытие в мире документалистики, хотя снимает он либо мокьюментари, либо документальные эксперименты. Я бы даже предпочла называть его работы фантастикой высокого уровня или правильным игровым кино, ведь Уоткинс продолжает своими фильмами мысль "а что, если...", но его фанатизм, с которым он убеждает в реальности показываемого, не дает так поступить. Это настоящая мощь, провокативность творчества. Он восстанавливает существовавшие и не существовавшие события с такой яростью, что на телевидении Уоткинсу просто нет места. Критики обрушивались на него с обвинениями в паранойе, кинотеатры отказывали в прокате, телеканалы отказывались показывать его фильмы. Он пророчествует о ненаступившем, скрупулезно, репортажно воссоздает неслучившуюся ядерную войну, погружается вместе с труппой в шестичасовой океан французской революции, снимает тренировки на людях в калифорнийской пустыне, делает реалити-шоу из удивительного, достигает эффекта присутствия.

"Парк наказаний" — это фильм по мотивам дела Чикагской семерки, которую сатирически осветил Годар во "Владимире и Розе". Кучку "левых", не желающих воевать во Вьетнаме, певицу хипповских песен, борца за права черных и просто бородатого мужичка, не горящего желанием служить, тащат в суд, где осуждают на безумные сроки. Суд превращается в спор поколений, столкновение мировоззрений, попытку сломленных капитализмом стариков и сморщенных кошелок навязать свои мнения горячим, вдохновенных людям. Все, как всегда, вот только после "суда" их отвозят прямиком в Парк Наказаний, располагающийся в пустыне, где на них тренируется молодое поколение копов. Тренируется применять оружие, естественно.

Все удачно стилизовано под документальный фильм, настоящие съемки, интервью в реальном времени. Камера следует за умирающими от жажды радикалами, она следит за ними в суде, задает вопросы. Раскусить прием режиссера ничего не стоит, но он с таким фанатизмом снимает псевдодокумент, что приходится поддаться. Самое издевательское заключается в том, что осужденные должны добраться до воткнутого в холм американского флага. Как любое настоящее искусство, это одновременно жанр — и пародия на жанр, вскрывающая свои механизмы. Краткое описание не способно передать своеобразие фильма, драйв молодой певицы, бросающей вызов всем сидящим в суде, и повторение "Это был несчастный случай, это был несчастный случай" от 18-летнего солдатика, застрелившего беззащитную пару. Потрясающе сделанная провокация, показывающая бесчеловечность "граждан", ради абстрактной "защиты государства", "морального права" и прочей шелухи перемалывающих лучших в фарш. Особенно жутко смотрится рьяная дама лет пятидесяти, ради своего представления о нравственности способная уничтожить любой росток истинного искусства. Психологически "Парк наказаний" очень точен, он буквально дышит настроениями тех лет. Уоткинс снимал непрофессиональных актеров, что позволило достичь достоверности, его манипуляция одерживает победу.

Сцены из суда (яркие ответы каждого из осужденных) чередуются с краткими справками о температуре в пустыне, по которой кое-как передвигаются перепуганные радикалы. Типичный такой телевизионный приемчик. Тут же мы видим попытку объективного освещения событий, камера бродит около полицейских, показывает их обмундирование, холодные инструкции, спрашивает, убивали ли они когда-либо. Мелочи удачно складываются в общую картину. Главный шериф просто великолепен, а в конце оператор начинает неубедительно истерить, крича "Убийцы! Убийцы!" и становясь героем фильма вместе с остальными. Множество нюансов, психологическая достоверность (например, то, как полицейские накручивают себя) в соединении с фантастичностью ситуации, манера "синема-верите", нестандартность подхода, — вот отличительные черты работы. Люди могут спросить: "Зачем восстанавливать то, чего не было? В чем смысл? Зачем пугать и вызывать отвращение?", но я с ними не соглашусь. Уоткинс выступал против того, что называется "банализация зла", поэтому его герои такие живые. Мне говорили, что "Парк наказаний" — это социальный заказ, но я не знаю, чей это может быть соц.заказ, потому что такой фильм нельзя показывать по телевидению ни одной страны. Он вызывает истинную ярость к сложившемуся порядку, подкрепленную не злостью, а милосердием, неспособностью примириться с тем, с чем тебя пытаются примирить, т.е. то, что называют "праведным гневом". "Парк наказания" — это зеркало, которые лишь слегка преувеличивает недостатки, но именно такое зеркало и нужно тому, кто день за днем старался привыкнуть к тому, что видит.

Не знаю, чем руководствовался Уоткинс, но свой вклад в кинематограф он определенно внес. Удивительно, как спекуляция стала произведением искусства. Блестящая работа.

(06.10.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: