Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


12 (2007)


12
Средняя оценка: оценка: 2.5
2007. Россия. 140 минут.
Жанр: драма.

Режиссер: Никита Сергеевич Михалков.
Сценарий: Никита Михалков, Владимир Моисеенко, Александр Новотоцкий (по мотивам сценария Реджинальда Роуза и фильму Сидни Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин"),
Оператор: Владислав Опельянц,
Композитор: Эдуард Артемьев.

В главных ролях: Сергей Гармаш, Сергей Маковецкий, Никита Михалков, Валентин Гафт, Алексей Петренко.
В ролях: Юрий Стоянов, Сергей Газаров, Михаил Ефремов, Алексей Горбунов, Сергей Арцыбашев, Александр Адабашьян.

Интересные факты о фильме:

  • Поскольку все 12 актеров должны были постоянно находиться в кадре, Никита Михалков заключил со всеми строгий контракт. Главное условие — на время съемок артисты не могут участвовать в других проектах. Исключением стал Валентин Гафт. Его Никита Сергеевич отпускал на спектакли — а в это время проводил репетиции с другими актерами.
  • В "12" есть ноу-хау: синхронная съемка с нескольких камер, причем она используется не как технический трюк, а чтобы каждый из артистов не расслаблялся ни на минуту, зная, что и на него тоже может быть направлена камера.
  • Поводом для съемок "12" стал вынужденный перерыв в работе над "Утомленными солнцем 2". По идее Михалкова, римейк люметовского фильма не даст застояться съемочной группе. Напомним, что в 1978 году он точно так же, между двумя сериями "Нескольких дней из жизни И.И. Обломова", снял блестящий фильм "Пять вечеров" по пьесе Александра Володина.

    Версия для печати

Владимир Гордеев: 12 негритят в спортзале президента

12 оценка: 2.5

Кроме "Монгола", по осени 2007 года на наши экраны вышел другой знаменательный фильм отечественного производства. Фильм снял Никита Михалков, и фильм уже отправился в Америку — будет соискать "Оскара-2008". "Монгол" и "12" — картины прямо противоположные по духу. У Бодрова-старшего — костюмированная историческая мелодрама "интернационального" значения, у Михалкова — камерная драма, сделанная подчеркнуто про-российски. Впрочем, я уже говорил о "национальном колорите", и потому у фильма Михалкова действительно больше шансов получить дурацкого золотого человечка, чем у "Монгола". А судя по тому, что каждая новая картина Никиты Сергеевича отправляется "искать счастья" за моря-окияны, эта премия имеет для режиссера большое значение.

Итак, "12". Это история двенадцати присяжных, запертых в школьном спортзале, где они должны вынести вердикт по делу чеченского подростка, убившего своего приемного отца, русского офицера. Почему присяжные сидят в спортзале? Ну, потому что это такая метафора, такой вот, в общем, гараж (вы ведь помните "Гараж" Эльдара Рязанова? Через частное — к общему. От гаража — до страны. Метафора, короче). Но я бы даже уточнил: президентский гараж. Ведь наш пока что действующий президент, Владимир Владимирович Путин, не только завоевал несколько титулов, но даже написал книжку про дзюдо, если вы не знаете. Он — спортсмен. А спортсмену необходим спортзал.

Мы быстро проникаемся симпатией к этим двенадцати присяжным. Потому что это — обычные люди. Пока в зале торчит судебный исполнитель, они шутят, пинают мячик, кушают бутерброды, кто-то играет на фортепиано, спрятанном за решеткой. Как и герои рязановского "Гаража", они хотят побыстрее вынести вердикт и разойтись по домам. Но для вердикта требуется единогласное решение. И вот тут оказывается, что один из них (герой Сергея Маковецкого) считает, что обвиняемый — невиновен. За 2,5 часа экранного времени он перетягивает на свою сторону остальных присяжных, и зрителя в том числе. Потому что подросток и правда невиновен.

Этот фильм мог бы быть неплохим детективом. Но перед режиссером и сценаристами изначально стояла другая задача. Поэтому мы смотрим не детектив, а сидим на уроке в вечерней школе для великовозрастных болванов, которые с детских лет не усвоили моральных норм, и потому фильм должен их этим нормам научить.

Почему фильм не детектив? Потому что мы, зрители, находимся в более ущербном положении, нежели господа присяжные заседатели. Им известны обстоятельства дела, а нам — нет. У них на руках находятся прикнопленные к делу улики и свидетельские показания, и они три дня торчали на заседаниях суда. Нам же в начале фильма вместо заседания суда показали неплохую, но совершенно неинформативную нарезку: под бормотание судьи перед нами проносится на метафорическом велосипеде чеченский вьюноша. На обочине дороги стоит трибуна, с которой вещает Горбачев... мальчик едет дальше... потом появляется трибуна, с которой что-то болтает Ельцин... и вот тут начинаеца трагедия: война в Чечне. Конечно, Михалков правильно расставляет акценты: виновниками чеченской компании являются два чудака на букву "М" — Ельцин и Дудаев. Один пообещал суверенитет, второй поверил, а когда первый передумал, второй обиделся. В результате пролились цистерны крови. Виноваты взрослые: чеченский боец, который дает бойкому малышу нож, и хлопает в ладоши, когда тот начинает отплясывать джигу или как там это называется, а потом говорит: "На тебя тоже войны хватит, подрастай!". Виноваты взрослые, которые устраивают в школах какой-то беспредел, вроде этих присяжных заседаний, и которые проводят прямо через спортзал уродливые трубы ("давящие на детский мозг") — потому что накосячили при планировке. Всё это понятно. Всё это прописные истины. Но на пользу фильму, как произведению искусства, это не идёт. Потому что на протяжении всего фильма зрители лишены возможности самостоятельно делать выводы о виновности/невиновности подростка. Они ждут, когда эти выводы сделают герои фильма. Ну, и герои фильма, конечно, эти выводы делают, сунув лишний раз нос в подробности дела. Зритель лишается возможности пошевелить извилинами, он тупо сидит в кинозале и смотрит на "движущиеся фотографии людей".

Заканчивается фильм недвусмысленно: председатель суда присяжных оказывается работником госорганов в отставке. Он с самого начала понимал, что подросток невиновен. Он смахивает скупую слезу и, глотая окончание фразы, говорит: "Русский офицер бывшим не бывает". Это надо истолковывать так: "российский президент бывшим не бывает". Он обещает заняться судьбой бедного чеченского подростка...

Главный месседж фильма такой: россиянин, думай своей головой! Но только не ошибись! Остановись и подумай! Для особо тупых зрителей, этот месседж прямолинейно озвучивается в финале: герой Маковецкого приходит в темный, опустелый спортзал, где сидит беззаботная птичка, залетевшая сюда еще во время заседания, и говорит птичке: "Хочешь — лети. А хочешь — оставайся. Только решай сама!" Беззаботная птичка — это россиянин. И она сделала свой выбор: пренебрегла теплым спортзалом и вылетела под страшный снегопад…

Я читал немало отзывов на этот фильм в интернете. Отзывы достаточно разнополярные, но практически все мнения сводятся к тому, что "бенэфлек круто пирлхарбор сыграл, чувак!" Актеры, действительно, были собраны на съемочной площадке прекрасные. Вот только пришлось им играть не людей, а образы, ходульных персонажей: "российский грузин, российский еврей, российский хохол, российский строитель, российский таксист и т.д." (и это не говоря о том, что по воле сценаристов им приходилось ни с того, ни с сего вдруг исповедоваться перед толпой незнакомых людей, заканчивая свои исповеди механическим подытоживанием: "я — против!" или "я — за!"). Но иначе и быть не могло. Михалков снимал очередной лубок, в который затолкал всё то, что волнует современную российскую общественность: "осознанное право выбора, дети, наркотеги (эту тему как быстро запрягли, так же быстро с нее и съехали), кавказцы, чеченские кампании, элитное жилье…" Всё напихали в кучу! И получился традиционный русский суп — окрошка называется. Только в ней кое-чего не хватает. А не хватает ей свежести, полета творческой мысли, желания озадачить, искреннего стремления заставить зрителя задуматься.

И всё-таки это будет поинтереснее "Сибирского цирюльника", предыдущего фильма Михалкова. Вы все, наверное, помните любопытный, довольно необычный дебютный фильм Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих"? Так вот с экспортным фильмом "Сибирский цирюльник", сделанном в жанре "развесистая русская клюква", Никита Сергеевич как раз и стал тем самым чужим, среди своих и своим, среди чужих. В фильме же "12" соблюден некий утешительный баланс между желанием угодить западному потребителю и отечественному.

(06.10.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: