Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Страсти Жанны Д'Арк / La passion de Jeanne d'Arc (1928)


Страсти Жанны Д'Арк
Средняя оценка: оценка: 4.5
1928. Франция. 82 минуты.
Жанр: биографический / драма / исторический.

Режиссер: Карл Теодор Дрейер.
Сценарий — Карл Теодор Дрейер,
оператор — Рудольф Мате,
композитор — Оле Шмидт, Рихард Айнхорн.

В главных ролях: Мария Фальконетти.
В ролях: Эжен Сильвен, Андре Берли, Антонен Арто, Луис Раве и др.

Интересные факты о фильме:

- в процессе съёмок никто из актёров не гримировался, что было в те времена совершенно беспрецедентно;

- оригинальный негатив фильма был утрачен в результате пожара и Дрейер заново смонтировал новую версию из дублей, которые были им прежде отклонены.В течение полувека первоначальная версия фильма считалась утраченной, однако в 1981 году в Осло в кладовке психиатрической клиники была обнаружена отлично сохранившаяся практически полная копия оригинального фильма с датскими субтитрами, которая стала основой для существующей сейчас восстановленной версии.

- по замыслу режиссёра, фильм должен демонстрироваться без звукового сопровождения, в полной тишине (а сейчас фильм почти всегда снабжается звуковой дорожкой);

- для съёмок фильма Карл Теодор Дрейер разработал специальные декорации с подвижными стенами, на создание которых ушла основная часть выделенного бюджета. При этом декорации в кадре видны лишь фрагментарно, так как основной акцент сделан на крупные планы персонажей.

- в одной из ролей снялся Антонен Арто, основоположник "театра жестокости".

Версия для печати

Мор: Рецензия на фильм "Страсти Жанны Д'Арк"

Страсти Жанны Д'Арк оценка: 4.5

- Был ли Архангел Михаил одет или гол?
— Думаете ли вы, что Богу нечем его одеть?


За время существования кинематографа была создана впечатляющая галерея образов Жанны Д'Арк — от нимфетки Лили Собески до хитрой Жанны Брессона, от стоиков до сумасшедших. Чего я не могу понять, так это стремления режиссеров показать Жанну Д'Арк то как одержимую, то как умалишенную, то как экзальтированную, то как покорную всему происходящему женщину. Нет сомнений в том, что ей двигало нечто, чего окружающим было не понять, и именно это позволило деревенской девушке добиться своего, а французской армии — одержать победу под Орлеаном. Несмотря на нравы, недоверие, неумение, незнание военного дела, Жанна сумела преодолеть множество стоящих перед ней преград, причем ее упорство и горячая вера подтверждены множеством источников. "Процесс 1431 г. и контрпроцесс 1455—1456 гг. известны нам во всех подробностях (правда, протоколы судилища в Руане были в немалой степени фальсифицированы Кошоном). Только во время правления Карла VII и его преемника, т. е. за полстолетия, историю Жанны д'Арк излагают 22 французских, 8 бургундских и 14 иностранных хронистов" (Черняк Е. Б.: "Таинственные обстоятельства жизни и смерти Жанны д'Арк".) Ответы Жанны Д'Арк на суде очень четки, зачастую остроумны. Интересно, как неразумная крестьянка сумела так долго отбиваться от целой орды гордых и настроенных против нее богословов с многолетним образованием, опытом прений за плечами? Демонстрируя выпученные глаза и размахивая руками? Представление о Жанне Д'Арк как о бездумной фанатичке не заслуживает ничего кроме мусорной корзины. Великая женщина, человек-эпоха, чья стойкость (особенно учитывая ее возраст), настойчивость и смелость поражают. Издевательства, моральные и физические, которым она подверглась, были ужасны, но вера не покидала ее до самого конца. Но что еще более удивительно — ее ответы будто подсказаны кем-то, для кого хитросплетения вопросов церковников — просто детская игра. Неудивительно, что режиссеры стараются подобраться к классической истории с разных концов, — и терпят поражение.

- Думаете ли вы, что находитесь в состоянии благодати?
— Если я еще не в состоянии благодати — да приведет меня к нему Господь, а если я уже в нем, — да сохранит. Я была бы несчастнейшим в мире существом, если бы не надеялась на благодать Божию.


http://www.ekranka.ru/pics/joan15.jpg Ни одна из экранизаций, которые я видела, меня не удовлетворила. Сегодня познакомилась с немой картиной "Страсти Жанны Д'Арк" Дрейера (1928). Дрейер создал впечатляющую галерею крупных планов, на которых выпукло видны изуверство и ограниченность, бесконечная отдаленность церковников от истинного Бога. По сути, перед нами галерея смертных грехов, талантливо выраженная с помощью лиц. Дрейер изобразил Жанну как образец страдания, немой упрек, но полностью лишил ее жизненной силы. Она не принадлежит этому миру, а потому неподсудна. В тот момент, когда она ищет ответ на вопрос, у Дрейера она выглядит как безумица, пытающаяся отыскать отблеск невидимой светлой фигуры, отражающейся в широко распахнутых глазах. Такая интерпретация понятна, но в Жанне Дрейера нет оттенка подлинной гармонии, и мне этого не хватает. Фильм очень впечатляет за счет диалогов лиц, мимической жестокости немого кино. Он буквально печатает по сетчатке. Фальконетти Дрейер заставлял носить настоящие кандалы. Однако я испытываю внутреннюю ломку, когда пытаюсь принять такую интерпретацию образа.

- Говорит ли св. Маргарита по-английски?
— Как могла бы она говорить по-английски, не будучи на стороне англичан?
— Значит, святые англичан ненавидят?
— Любят они тех, кого любит Бог, и ненавидят, кого Бог ненавидит.
— Значит, Бог англичан ненавидит?
— Этого я не знаю; знаю только, что англичане изгнаны будут из Франции!


История у фильма сложная. Его оригинал сгорел, поэтому Дрейер смонтировал картину из отбракованных ранее дублей. Впоследствии фильм нашелся и его восстановили из чудом сохранившей копии, ремастерировав серьезные повреждения. Бессловесная, но очень красноречивая картина, как бы это парадоксально ни звучало. Для съемок был воссоздан Руан, в котором проводился процесс. Дрейер был чужд коммерческому кинематографу, поэтому неудивительно, что фильм провалился в прокате. Но вес, сила этой картины неоспоримы. Внимательность, гениальная работа с крупным планом создали крайне яркую работу. "Фальконетти согласилась остричь свои прекрасные волосы, чтобы внешне быть похожей на героиню. Поражающая простота ее игры и громадная сила темперамента буквально потрясали зрителей. Актриса настолько вошла в свою роль, что в кадрах истязаний Жанны д`Арк впадала в обморочное состояние. Она плакала в моменты съемок допроса без всякого принуждения со стороны режиссера только потому, что жила внутренней жизнью своей героини." Она нашла съемки столь утомительными, что в дальнейшем наотрез отказалась сниматься.

Рене Фальконетти (Жанна):

http://www.ekranka.ru/pics/joan12.jpg

http://www.ekranka.ru/pics/joan1.jpg

http://www.ekranka.ru/pics/joan2.jpg

http://www.ekranka.ru/pics/joan14.jpg

Церковники:
http://www.ekranka.ru/pics/joan10.jpg

http://www.ekranka.ru/pics/joan4.jpg

http://www.ekranka.ru/pics/joan6.jpg

http://www.ekranka.ru/pics/joan7.jpg

http://www.ekranka.ru/pics/joan8.jpg

http://www.ekranka.ru/pics/joan9.jpg


Протокол обвинительного процесса (часть): http://www.hrono.ru/dokum/1400dok/jean.html
Жизнеописание Жанны Д'Арк: http://www.centre.smr.ru/win/books/sv_janna.htm

(08.10.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: