Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Чёрная орхидея / The Black Dahlia (2006)


Чёрная орхидея
Средняя оценка: оценка: 3.5
2006. США. 121 минута.
Жанр: детектив / нуар / триллер.

Режиссер: Брайан Де Пальма.
Сценарий: Джош Фридман (по роману Джеймса Эллроя),
Оператор: Вилмош Зигмунд,
Композитор: Марк Айшэм.

В главных ролях: Джош Хартнетт, Аарон Экхарт.
В ролях: Скарлетт Йоханссон, Миа Киршнер, Хилари Суонк, Майк Старр, Фиона Шоу, Роуз МакГоуэн.

Интересные факты о фильме:

- В кинотеатре трое героев фильма смотрят немую картину 1928 года "Человек, который смеётся", в частности сцену, где герцогиня Джозиана, персонаж Ольги Баклановой, снимает маску с лица Гуинплена.

- правильный перевод названия — "Черный георгин"

Версия для печати

Купить лицензионный диск на Ozon.ru. Цена — 320 рублей


Мор: Гниль в лепестках цветов

Чёрная орхидея оценка: 2.5

Безумно далек Брайан Де Пальма от русского народа, и его "Черная орхидея" вызывает у меня примерно такой же интерес, как тактика и стратегия производства попкорна, т.е. — никакого. Зрителю совершенно наплевать на убийство актрисы категории "Г", которая пыталась добиться популярности, но окончила свою жизнь разрезанной пополам и с бритвенной ухмылкой от уха до уха. Это неоспоримый факт. Что может предложить режиссер помимо старой голливудской истории, шокировавшей общественность? Интригу Эллроя, писателя, привлекающего зрителей девиациями своих героев и не умеющего создавать настоящие книги. Многочисленных женщин, встающих в классические позы нуара, клонирующих друг друга и посещающих неприличные клубы. Многочисленных героев в шляпах, плохо отличимых один от другого, и многочисленные фамилии, угнетающие мозг. "Орхидее" сильно не хватает выразительности. Любоваться на надутые губы Скарлетт Йоханссон? Эта женщина смотрит со всех обложек и плакатов, а поэтому приобрела статус моющего средства или тарифа МТС. Появление Хартнетта мне понравилось пока только в "Городе грехов" Родригеса и, кстати, наличие "ГГ" еще сильнее подчеркивает разницу между двумя вариациями на тему "черного фильма", снова ставшего таким популярным. Несмотря на возросшее количество появлений на экране, Хартнетту пока отчетливо не хватает личностной харизмы.

С другой стороны, если понимать жанр "нуар" как помои и гниль, задрапированные складками дорогих платьев и прикрытые фетровой шляпой, то "Черная орхидея" — правильный выбор. Все здесь грешны, изворотливы и лживы, скверна повсюду, слабости поедают каждого из героев. Пускай фильму не хватает четкости образа главного сыщика, которому весьма далеко до Микки Спиллейна, и отличать его от других приходится только по количеству появлений на экране, зато аромат гниения Де Пальма передал неплохо. Сценарий выворачивает карманы, растегивает ширинки и забирается под юбку к каждому, кто мелькнул в кадре, а в центре всего этого ползает в рваных колготках Миа Киршнер, сияющая шлюха, невероятное создание, убитое кем-то с особой жестокостью. Она нереальна, звезда загробной жизни, которая в настоящей так и не смогла чего-то добиться. Она в своем роде святая, и то, что режиссер все же решил ввести ее в сюжет, хотя изначально собирался оставить ее закадровой загадкой, одновременно показывает его неуверенность в своем умении владеть зрительским вниманием и интуицию, подсказавшую верное разрешение проблемы, хоть и частичное. Миа Киршнер в уродливой шляпке, похожей на смятый мусорный кусок, очаровывает зрителя гораздо сильнее вялого любовного треугольника мужчина-его друг-и его девушка, ненужных перестрелок, однообразных и множественных постельных сцен, сделанных по подобию фильмов прошлого (постельные разговоры, где в кадре фигурируют две головы), наскучивающих перевертышей и попыток наделить картонки характером. Надо сказать, что Киршнер более интересна, чем реальная Элизабет Шорт, чьи фотографии можно обнаружить в Сети.

Все это порой красиво, но настолько консервативно, что попахивает реакционностью; порой — омерзительно. Однообразно, совершенно бездуховно и... бессильно, что ли. Такое ощущение, что изначальный сюжет выцвел, захирел, побледнел, оставив подобие жесткой нуарной клетки, в которой было снято порно. Если же снова взглянуть на фильм с другой стороны, то крепкая детективная подоплека Де Пальму и не интересовала; он решил показать гнилые лепестки цветка, вонь прикрытого сверкающей улыбкой нутра — и цели своей добился. Но если вы соблазнитесь Мией Киршнер и досмотрите "Черную Орхидею" до конца, там вас ждет разочарование еще похлеще того, что вы испытаете, глядя на "лесбийский" фильм, снятый с участием Элизабет Шорт и девочки в матроске, помахивающей искусственным членом. Богатая семейка с грохотом откроет свои шкафы и вывалит эллроевские скелеты, черный постмодернизм в виде лица эмигрировавшей русской актрисы будет нелепо натянут на изуродованные губы таксидермиста. Ой, кажется, я приоткрыла Завесу Тайны. Факт в том, что вас, как и главного героя, будет преследовать разложившийся труп актрисы, пованивающий как раз тогда, когда вы захотите вспомнить о том, что кино — это все же искусство. Меня же преследует образ девочки-переростка, одетой в матросский костюм.

(05.11.2006)

Версия для печати


Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Черная орхидея"

оценка: 4

Черная орхидеяЖестокий и странный фильм с очень мощной и черной энергетикой. Вот эта вот черная энергетика, fatalе femme в исполнении Хиллари Суонк и 46-й год на экранном дворе — единственное, что объединяет триллер Де Пальмы с классическими фильмами жанра "нуар". Но эта же энергетика и отделяет триллер Де Пальмы от классики, потому что их мощности и их направленности несравнимы. В фильме Де Пальмы "нуар" приобретает почти мистический оттенок, превращаясь в запредельный и жуткий данс макабр. Через кинополотно буквально проступают лики смерти, а ненужные кадры, по большому счету ничего не дающие сюжету — типа десятисекундного внезапного землетрясения, затронувшего и полицейский участок, — придают загадочности и какой-то неустойчивости, болезненной зыбкости окружающего героев мира. Кстати, о героях. Не таким уж типичным героем нуара выглядит главный герой, молодой инспектор Бакли Блейчерт. Нет в нем характерного цинизма, нет "прожженности" и самоуверенности. Если бы Джош Хартнетт еще чуть-чуть постарался, если бы ему Бог чуть побольше таланту, то получился бы невероятно живой персонаж, и "Черная орхидея" утерла бы нос любому классическому нуару засчет своей реалистичности, вложенной в совершенно фантастическую атмосферу. Однако этого не случилось, и из актерского ансамбля можно отметить разве что Хиллари Суонк (хотя Скарлетт Йоханссон, конечно, мила, но не более того. Впрочем, этого "более того" от нее и не требовалось). Даже на второстепенной роли Суонк влегкую переигрывает всех своих партнеров, и ее Мэделайн Линскотт за считанные мгновения превращается из "роковой женщины" в ноющую шлюшку, которая "боится", что Бакли Блейчерт уйдет, или в "черную орхидею", или вообще во что-то готическое по типу Вампиры из фильмов Эда Вуда, подглядывающую из окна за разборкой Бакли с Кей (Йоханссон). В общем, Суонк мастерски пудрит не только Бакли, но и зрителю мозги, как и полагается ее персонажу. Есть и еще один запоминающийся образ — Рамона Линскотт (Фиона Шоу). Красной от крови нитью волочится сквозь сюжет креатура Виктора Гюго — Гуинплен, главный герой романа "Человек, который смеётся", экранизированного в 28 году. Он появляется то на экране в экране, то на постере, то просто намалеванным на стене, а в конце концов воплощается в Рамоне Линскотт — причем так, словно в эту сумасшедшую пожилую телку вселился призрак убитой девушки. И это вихляющееся существо, скороговоркой выпаливающее в уши Бакли и зрителю разгадку детективной интриги, выглядит настолько отталкивающе и неприятно, как будто забрело в "нуар" из хоррора, который снимают в павильоне по соседству. Шок! :)

Черная орхидеяНесмотря на отличный сюжет, фильм чисто визионерский (вряд ли Джеймс Эллрой остался этим доволен). Но, повторюсь, главное, что "Черная орхидея" — это один из немногих фильмов, в которых чувствуется дыхание смерти — не картинное и позерское, как в классическом "нуаре", а реальное. И человеческие увечья выглядят настолько натуралистично и правдоподобно, что аж мороз по коже продирает. Знаю, что многие со мной не согласятся, но "Черная орхидея" — это, пожалуй, лучшее, что снял Брайан Де Пальма за свою долгую и не всегда счастливую карьеру (вот и "Черная орхидея", следуя законам подлости, свойственной героям "нуара", провалилась в прокате).

(09.11.2006)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: