Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Маленький большой человек / Little Big Man (1970)


Маленький большой человек
Средняя оценка: оценка: 5
1970. США. 139 минут.
Жанр: вестерн / драма / черная комедия / экранизация.

Режиссер: Артур Пенн.
Сценарий: Калдер Виллиган по роману Томаса Бергера.

В главных ролях: Дастин Хоффман.
В ролях: Фэй Данауэй, Чиф Дан Джордж, Мартин Бальзам, Ричард Маллиган, Джефф Кори, Эми Экклз, Кели Джин Питерс, Кэрол Андроски.

Награды:
1971 — Лучшая второстепенная мужская роль — Чиф Дан Джордж (Laurel Award, National Society of Film Critics Award, USA, New York Film Critics Circle Award)

1971 — Приз ФИПРЕССИ — Артур Пенн (Московский Меджународный Кинофестиваль).

Интересные факты о фильме:

В этом фильме Дастин Хоффман поставил абсолютных рекорд для возрастного разброса персонажа, сыгранного одним актёром в одной постановке. Хоффман играет своего героя с возраста в 16 лет до возраста в 120.

Для того, чтобы заговорить севшим голосом 120-летнего человека, Дастин Хоффман заперся в раздевалке, и кричал изо всех сил больше часа.

Роль вождя должен был сыграть Марлон Брандо, но отказался, и роль ушла Чифу Дану Джорджу.

Во время атак под Вашита Ривер и Литтл Биг Хорн в фильме играет мелодия "Гарри Оуэн" — официальный гимн седьмого кавалерийского полка, которым командовал Генерал Кастер. Недалеко от поля боя под Литтл Биг Хорн, кстати, сегодня находится городок "Гарриоуэн", названный в честь этой мелодии.

Версия для печати

Купить лицензионный диск на Ozon.ru. Цена — 331 руб.


Дмитрий Савочкин: Большое большое кино

Маленький большой человек оценка: 5

- У меня есть жена, и четыре лошади.
- А у меня есть лошадь. И четыре жены.

Я хочу поделиться с вами одним открытием, которое недавно совершил. Оказывается, для произведений, которые я всегда характеризовал понятием "лучшее в мировом искусстве", ну, таких, которые рассказывают обо всей жизни персонажа, охватывая десятки лет, мытарств, проблем и решений, переживаний, внутреннего роста и смены возрастов, раскрывают общество со всех сторон, все его пласты и слои, и в итоге приводят к невысказанной идее о смысле жизни — так вот, для этих произведений есть название. Это отдельный жанр литературы и кино. Они называются "пикареско", и это слово переводится на русский язык, как "авантюрный, приключенческий текст". Вот такую штуку я недавно узнал.

Ну, пёс с ним. Я не собираюсь спорить здесь со словарями, и доказывать, что невозможно таким тупым термином описать целую плеяду великих произведений — от "Моль Фландерс" и "Робинзона" Даниэля Дефо до "Фореста Гампа" Уинстона Грума. По крайней мере, я теперь знаю, что если я где-то встречу слово "пикареско" — я смело могу покупать эту книгу, она мне понравится. И вот именно к этому странному жанру (или виду?) литературы и относится роман Томаса Бергера "Маленький большой человек", и фильм, поставленный Артуром Пенном по этому роману. Фильм, без сомнений, один из самых значительных, богатых и красивых, какие мне доводилось видеть в моей жизни.

Сюжет достаточно прост: в тридцатых (кажется) годах двадцатого века журналист приходит в дом престарелых, чтобы взять интервью у сто-двадцати-летнего старика, утверждающего, что он присутствовал при битве у Литтл Бигхорн, и видел смерть генерала Кастера. Немного заносчивый и нагловатый журналист неуважительно отзывается об индейцах, что заставляет старика начать рассказывать свою историю — историю всей своей жизни, смешную, нелепую, чертовски непоследовательную, богатую событиями, и, в конце концов, очень поучительную. Охуевший журналист в конце только и может, что оторвать жопу от стула, и выйти из дома престарелых на подкашивающихся ногах. Вот, собственно, и весь фильм. Ничего, что я вам сразу концовку рассказал?

Бергер написал книгу (а Пенн поставил фильм) в очень сложный период для американской культуры — период "великой ревизии", пересмотра ценностей американского общества, и переосмысления своей истории. Из-за этого картину часто называют "антивестерном", что, на мой взгляд, немного некорректно: фильм вообще не является ни вестерном, ни антивестерном, представляя собой по жанру эдакое бурное жизнеописание. В центре картины — психологические трансформации, происходящие с персонажем, постепенно открывающим всё новые и новые горизонты в мире вокруг себя, и в себе самом, взлетая и падая, собираясь с духом, и разочаровываясь во всём. Помимо этого, фильм показывает и множество других людей, которых мы видим, как правило, по нескольку раз: в начале и в конце некоей трансформации, через которую они проходят. Будучи сконцентрированным на этом, несколько первых просмотров я вообще не замечал "индейской темы", считая её совершенно неважной, просто неким историческим контекстом.

В действительности же, для Бергера именно это было основой романа. Сюжет построен так, что главный герой попеременно оказывается то среди индейцев, то среди белых людей, каждый раз на новом уровне познавая мир одних и других. И по любому моменту идёт словно сопоставление мира белых: чертовски ханженского, лживого, насквозь фальшивого и заблудившегося в самом себе, и мира индейцев: немного неотёсанного, но честного, называющего вещи своими именами, и всегда открытого для других. Контраст, который старались показать здесь создатели, был призван пересмотреть сложившийся стереотип — что индейцы, мол, были тупыми дикарями, а белые колонисты несли с собой разумное, доброе, вечное. Эту фразу о дикарях белые в фильме повторяют так часто, что мне даже показалось это небольшим перебором — фильм начинает напоминать кондовейшую агитку в духе "наш президент — Янукович". Вместе с тем, "Маленький большой человек" стал первым фильмом, реалистично изобразившим несколько ярчайших эпизодов американского "покорения запада".

Большая часть колонистов, особенно солдаты, были людьми крайне среднего интеллекта и образования, и их априорное ханженство и чувство превосходства над достаточно глубокой в моральном плане индейской культурой, конечно, смехотворно. Солдаты армии США в фильме показаны как варвары, которые хотят только украсть, и убить кого-нибудь — но подобное изображение базируется на реальных исторических фактах. Бойня, а вернее, несколько, показанных в фильме, действительно имели место — правда, с пространством/временем авторы немного лукавят, располагая события то не в хронологическом порядке, то ставя рядом события, происходившие на расстоянии в тысячи километров друг от друга.

Сам по себе оксюморон, вынесенный в заглавие — "Маленький большой человек" (англ. Little Big Man) — это одновременно отсылка к старой индейской легенде (её рассказывают в фильме) и обыгрывание название "Литтл Бигхорн" — места разгрома генерала Кастера. Кастер — один из самых противоречивых персонажей истории США. Это такой американский Дзержинский и американский Тухачевский в одном флаконе. Будучи бесстрашным полководцем, он часто натыкался на непонимание со стороны политиков, и интриги, которым он не мог противостоять. Он отвоевал у "дикарей" территорию в полтора десятка штатов, при этом не брезгуя вырезать женщин и детей, и часто совершая поступки на грани безрассудности. Именно таковым поступком и стала атака индейских позиций неподалёку от Литтл Бигхорн, в которой погибло более двух третей атаковавших, включая самого Кастера, и которая во многом затормозила "освоение запада".

В фильме, впрочем, этот противоречивый персонаж показан вполне однозначно. Как тупой уёбок, обиженный на то, что его однокашника Гранта протолкнули в президенты, а он должен, блять, осваивать дикий запад. И по причине этой своей обиды он и рубит индейцев направо и налево, не останавливаясь ни перед чем.

Но всё это, на самом деле, едва ли находится на переднем плане. Я написал вам это так, в образовательных целях, потому что фильм-то на самом деле совсем о другом.
Он о человеке.
О том, как ты растёшь, и меняешься.
О том, что на каждом жизненном этапе у тебя другие приоритеты.
И о том, что жизнь пройти — это вам, чёрт возьми, совсем не поле перейти, уж вы поверьте.

В картине невероятно сильный актёрский ансамбль. Дастин Хоффман отыгрывает здесь на все свои традиционные пять баллов — но потому он, собственно, и Дастин Хоффман. Фей Данауэй, благо она почти в эпизодической роли — прекрасна и обворожительна. Джордж Маллиган, играющий генерала Кастера — просто выше всяких похвал, а сцена, где Хоффман приходит его убивать, так вообще невероятна. Да все хороши. Но особенно выделяется Чиф Дан Джордж, играющий вождя индейцев — за эту роль он даже получил каких-то ништяков. Мир идейцев, который он изображает — прост и красив, непосредственен и умиротворяющ.

Однозначно краснознамённая классика из серии "маст си".

- Я уже на том свете, или ещё на этом?
- Ещё на этом, дедушка.
- А. Ну тогда идём домой.

(31.12.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: