Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Сканнеры / Scanners (1981)


Сканнеры
Средняя оценка: оценка: 4
1981. Канада. 103 минуты.
Жанр: триллер / ужасы / фантастика.

Режиссер: Дэвид Кроненберг.
Сценарий: Дэвид Кроненберг,
Оператор: Майкл Ирвин,
Композитор: Говард Шор.

В главных ролях: Майкл Айронсайд, Стивен Лэк, Дженнифер О'Нейл.
В ролях: Патрик МакГухан, Лоуренс Дэйн, Роберт А.Силверман.

Награды:
Fantasporto — лучший фильм.
Академия НФ, фэнтези и фильмов ужасов — лучший фильм, лучший грим.
.

Интересные факты о фильме:

Грим делал Дик Смит, мастер, зпрославившийся работой над "Изгоняющим дьявола".

Взорвавшаяся на "симпозиуме" голова состояла из латекса, собачьего корма и кроличьей печенки. В муляж выстрелили из 12-зарядного пистолета.

Версия для печати

Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Сканнеры"

Сканнеры оценка: 4

Так уж получилось, что "Сканнеров" Дэвида Кроненберга я посмотрел только сейчас. Хотя мечтал с детства. Но все как-то не доводилось. Видимо, звезды не могли сложиться на небе в нужную комбинацию, или что-то выпадало из стройного парада планет. Тем не менее, упущение оказалось восполнено. Принято считать, что "Сканнеры" — это первый по-настоящему "крупный" проект режиссера. Ну, это действительно его первый фильм, имевший успех в США и открывший, так сказать, череду коммерчески успешных работ Кроненберга, датированных 80-ми годами.

В тривиа на imdb.com я прочел, что режиссера вдохновили на написание сценария Отправители ("Senders") из романа Уильяма Берроуза "Голый завтрак" (который Дэвид ровно через 10 лет экранизирует). Поскольку роман я читал давно и не помню уже никаких Отправителей (да и сам роман смешался в моей памяти в какую-то ядрено-ядовитую кашу), то приму влияние Берроуза за аксиому. Тем не менее, Кроненберг придумал совершенно внятный сценарий с мощным, как ни странно для этого режиссера, финальным твистом, в котором понакручено всё: и мелодрама, и драма, и борьба характеров, и bad-end, и спецэффекты. Все в финале ставится с ног на голову и открываются невиданные перспективы, заслуживающие немедленного сиквела (он последовал через 10 лет. Снял его Кристиан Дюгуэй, автор "Крикунов" по Филипу Дику. К слову, "Сканеры 2" — говно).

Герои фильма — телепаты (или "сканнеры"). Идет противостояние между корпорацией, которая пытается использовать телепатов для своих нужд, и "революционной" горсткой телепатов, которые, очевидно, преследуют какие-то свои цели. В конце концов, в наличии у корпорации остается только один мощный сканнер — Кэмерон Вейл, и его-то и отправляют со шпиенским заданием: выйти на лидера подпольных сканнеров и уничтожить его. Поскольку сканнеры усилием мысли умеют взрывать человеческие головы, весь фильм из ноздрей персонажей струится кровь, из ушей вылетают мозги, а люди начинают внезапно стрелять друг в другу и страдать чудовищными рефлексиями. По ходу развития сюжета Кэмерон Вейл начинает чувствовать, что идет какая-то непонятная двойная игра, но продолжает исполнять свой долг, пытаясь добраться до Дэррила Ревока.

"Сканнеры" — значительно лучше предыдущих фильмов Кроненберга. Он смотрится, что называется, влёт. Это настоящий триллер. Время пролетает незаметно. Кроненберг тасует свои излюбленные темы: мировое господство, фармацевтика, мутации человеческих организмов, корпоративность, тайные общества. Титры сделаны в привычной для Кроненберга цветовой гамме (цвет детского нездоровья — черный с ядовито-зеленым), но сам фильм приятно удивляет яркими кадрами, в которых светит холодное осеннее солнце. Сцену, в которой Вейл при помощи телефона-автомата внедряется сознанием в компьютерную сеть, а потом разрушает ее и окружающее ее пространство, кажется мне совершенно охуительной. И еще мне кажется, что задумку с телефоном-автоматом попиздили братья Вачовски для своей "Матрицы" (правда задумку эту они инвертировали — .при помощи телефона люди попадали из компьютерного мира в мир реальный). Но точно также — уничтожая программу, в которой роется человек, можно уничтожить этого человека.

В общем, Кроненберг снял передовое кино.

Ключевая же идея, которую он доносит до зрителя, стара как мир. Позитивную ментальную мощь невозможно нарастить при помощи медицинских препаратов. Эта мысль — родом из алхимического средневековья (невозможно добыть философский камень при помощи химических реакций, так же как невозможно обрести счастье при помощи магии — см., например, роман Густава Майринка "Ангел Западного окна"). Можно здесь услышать и отзвуки разочарования забугорных шестидесятников, искавших бога в синтезированной кислоте. Недаром Кроненберг показывает в одной из сцен йога, который кропотливым умственным трудом раскрыл в себе чакру, отвечающую за силу мысли, — в отличие от него сканнеры, которые родились из-за употребления матерями непроверенного "снадобья для беременных женщин", получают тупую и жестокую механистическую силу. А к этой тупой силе Кроненберг примешивает еще и дурную наследственность, порождающую классических киношных злодеев…

P.S. Могут быть совершенно разные интерпретации финала. Меня ошарашили такие: младший брат победил старшего. Сознание младшего брата вселилось в тело старшего, потому что его собственное тело больше пострадало. Еще один вариант: их сознания слились воедино, и это общее сознание пришло к выводу, что теперь уж точно сможет завоевать весь мир, типа, суперсканнер. (на все эти интерпретации наталкивает то обстоятельство, что в одежде младшего брата оказывается старший брат, а кроме того, исчез шрам, который появился на лбу старшего брата после открытия третьего глаза).

(24.12.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: