Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Амадей / Amadeus (1984)


Амадей
Средняя оценка: оценка: 4.5
1984. США. 160 минут.
Жанр: биографический / драма / музыкальный.

Режиссер: Милош Форман.
Сценарий — Питер Шаффер,
Композитор — Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт, Перголези, Джованни Батиста.

В главных ролях: Ф. Мюррэй Абрахам, Том Хультц, Элизабет Берридж.
В ролях: Рой Дотрис, Саймон Кэллоу, Джеффри Джоунс, Кристин Эберсоул.

Награды:
1985 — фильм получил премию Оскар в следующих номинациях: лучший исполнитель главной роли, лучший дизайн костюмов, лучший режиссер, лучший грим, лучший фильм, лучший звук, лучший сценарий.

Помимо этого он получил:
-приз за лучший иностранный фильм (Amanda Awards, Норвегия);
- лучший зарубежный фильм (Японская киноакадемия);
- награды BAFTA Awards в категориях "Лучшая операторская работа", "Лучший грим" и "Лучший звук";
- премию Сезар за лучший фильм;
- награду за лучшее кастинговое решение от Casting Society of America;
- награду от режиссерской американской гильдии;
- целый набор Золотых Глобусов в номинациях "Лучший режиссер", "Лучшая драма", "Лучший актер(драма)", "Лучший сценарий";
- премию "Золотой экран", Германия;
- и еще целую кучу разнообразных премий, которые мне уже нет сил переводить.

.

Интересные факты о фильме:

- история, расказанная в фильме, в достаточной степени является вымышленной. На деле Сальери в свое время был гораздо более популярен, чем Моцарт, и пользовался вполне заслуженным уважением. Шуберт, например, даже посвятил ему одно из своих произведений. А среди учеников композитора числятся Бетховен и Лист. Но с руки Пушкина массами бедолага Сальери стал восприниматься как негодяй и завистливый монстр. К слову сказать, вина Сальери так никогда и не была доказана, и единственным свидетельством против него может служить самообвинение, сделанное на склоне лет в состоянии психического помешательства. От этого и отталкивается Форман.

нижеследующие факты почерпнуты с imdb.com:
- на роль Моцарта пробовался Мел Гибсон

- опера "Дон Жуан" в фильме снималась на той же сцене, где впервые была поставлена.

- в одной из сцен фильма Моцарт называет Глюка "нагоняющим скуку" и говорит "Мне он не нравится" о Генделе. На деле и Глюк, и Гендель были одними из любимых композиторов Моцарта

- человек в черном в фильме заказывает Моцарту реквием зимой. На деле была середина лета.

Версия для печати

Мор: "Амадей": торжество музыки

Амадей оценка: 4.5

Музыка. Бесповоротно и беcкомпромиссно здесь царит музыка. Она стоит на пьедестале и превосходит любой киноприем, она просто сметает. Особенно это поражает в последней сцене, когда изможденный, полусумасшедший Моцарт Формана слабо напевает фразы "Реквиема", а Сальери записывает мелодии, которые соединяются в одно и ударяют мощью и великолепием целостного полотна. Моцарт видит музыку, его глаза смотрят сквозь обшарпанную комнату, — он там, где порхают арпеджио скрипок, где мощно звучит хор, где оркестр то затихает на Lacrimosa, то грохочет, словно божий гнев.

Зависть Сальери, ремесленника от музыки, трактуется режиссером как ненависть к Богу, давшему несносному мальчишке дар, о котором всегда мечтал придворный композитор. Муки Сальери неописуемы — он способен видеть красоту музыки Моцарта, как никто другой, но не способен создать ничего подобного. Его лучшие вещи блекнут, стоит рядом оказаться Моцарту. Амадей не выдумывает, он просто записывает музыку, которая звучит у него в голове, которую он чувствует, и этот талант, данный недостойному, распутному мальчишке, убивает Сальери. Он решает бросить вызов Богу и уничтожить его творение, чтобы отомстить за несправедливость. Таким образом, конфликт выходит за границы обычной человеческой вражды, становится чудовищным вызовом судьбе от человека, не способного создать настолько же прекрасные вещи.

Безусловно, стоит помнить, что история отравления Сальери Моцартом является сказкой, равно как и то, что придворный музыкант делает с Амадеем в рассматриваемом фильме. Но важно ли это, когда перед глазами разыгрывается такая трагедия? Сальери Формана чудовищен. Он действительно ужасен — и неимоверной приземленностью, сочетающейся с возможностью оценить шедевр, и неподдельной болью и восхищением, которые неотделимы от раболепия, и хитростью, которая появляется лишь тогда, когда он хочет уничтожить Моцарта. Эти контрасты поистине пугают, заставляют сжимать ладони, ожидая, что же последует дальше. Беспутный Моцарт чересчур наивен, строгий же вельможа Сальери хранит под вежливой маской непереносимое зло. Сальери неумолим, хотя музыка Моцарта поднимает в нем бурю. Что бы он ни делал, он беспомощен, и эта беспомощность демонстрирует другую свою сторону — непереносимую жестокость. Страданием наполнена жизнь Моцарта, которого убивает музыка, страданием наполнена жизнь Сальери, который умер в тот самый момент, когда увидел и услышал великого композитора."Благодаря моим связям "Дон-Жуан" прошел в Вене всего 5 раз. Но я сам не пропустил ни одного".

Начало фильма удивляет несерьезностью, само повествование, кстати говоря, тоже выполнено с эдаким водевильным юморком, выставляющим вельмож и окружающих (да и самих и Сальери, и Моцарта) в нелепом свете. Кажется, что Форман находится во власти "Пролетая над гнездом кукушки", хотя после экранизации романа Кизи прошло достаточное количество лет. Особенно это касается кадров в сумасшедшем доме. Но истории здесь вторичны — это образы, возникающие в голове старого, уродливого Сальери, который вместо великолепной музыки постоянно наблюдает обрывки своего глубочайшего поражения. От Сальери хочется отодвинуться, в конце даже священник теряет дар речи, не в силах что-либо сказать перед лицом совершенного злодейства.

Фильм нужно немедленно смотреть. Смотреть тем, кто любит Моцарта, и смотреть тем, кто его не любит, потому что выбранная Форманом неодназначная окантовка наполняется музыкой — и оглушает.

(08.11.2006)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: