Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Эксперимент / Experiment, Das (2001)


Эксперимент
Средняя оценка: оценка: 5
2001. Германия. 119 минут.
Жанр: драма / триллер.

Режиссер: Оливер Хиршбигель.
Сценарий: Марио Джордано, Кристоф Дарнштадт, Дон Болингер по роману Марио Джордано "Чёрный ящик".

В главных ролях: Мориц Бляйбтрой.
В ролях: Кристиан Беркель, Оливер Стоковски, Вотан Вильке Мёринг, Штефан Жаш, Юстус фон Донани, Ники фон Темпельхофф, Димо Диркесс.

Награды:
2001 — Bavarian Film Award:
Лучший оператор — Райнер Класусман
Лучший режиссёр — Оливер Хиршбигель
Лучший сценарий — Марио Джордано со-товарищи

2001 — German Film Award:
Фильм года
Лучшая мужская роль — Мориц Бляйбтрой
Лучшая второстепенная мужская роль — Юстус фон Донани
Лучшая художественная постановка — Ули Ханиш, Андреа Кесслер

2001 — Приз зрительских симпатий — Оливер Хиршбигель (Bergen International Film Festival)

2001 — Bogey Award

2001 — Лучший режиссёр — Оливер Хиршбигель (Montréal World Film Festival)

2002 — Лучший сценарий — Марио Джордано со-товарищи (Fantasporto)

2002 — Приз зрительских симпатий — (Istanbul International Film Festival)

2002 — Лучший актёр — Мориц Бляйбтрой (Seattle International Film Festival).

Интересные факты о фильме:

Фильм основан на романе, который, в свою очередь основан на реальном случае, так называемом "Эксперименте Зимбардо".

Фильм был снят в правильном хронологическом порядке. То есть первыми снимались вставки из флеш-беков персонажа Бляйбтроя, и т.д. Это очень положительно сказалось на актёрской игре.

Кристиан Беркель — исполнитель роли Штайнхофа, "майора" — изначально прослушивался на роль Шюте, "хозяина киоска". Не представляю его в этой роли.

Оливер Стоховски — исполнитель роли Шюте, "хозяина киоска" — на самом деле клаустрофобик. Вначале фильма есть сцена, где персонажи вместе едут в лифте — внимательно посмотрите на его лицо, на нём написана реакция Стоховски на лифт, хоть этого и не было в сценарии.

Многие сцены фильма основаны на реальных событиях эксперимента Зимбардо. Среди них (внимание, спойлер!!!):
- принуждение заключённых отжиматься,
- усмирение заключённых при помощи газа из огнетушителя,
- принуждение заключённых мыть унитазы своей робой,
- огромный сейф, в который надзиратели угрожали запереть заключённых,
- человек, который хотел выйти из эксперимента, отказываясь от денег — и тот факт, что ему не дали покинуть эксперимент.

Смотри также: "Волна / Эксперимент 2" (2008)

Версия для печати

Купить лицензионный диск на Ozon.ru. Цена — 252 рубля


Дмитрий Савочкин: Кошка в ящике.

Эксперимент оценка: 5

Вторая мировая война добила только-только зарождавшуюся психологию и социальную психиатрию, показав абсолютную некомпетентность и оторванность от жизни всех этих бихевиористски-фрейдистских мечтателей. Все социальные науки оказались настолько беспомощны в предсказании, объяснении или просто каком-либо применении к реальным ситуациям войны, что надолго после неё ушли в глубокий аут. Лишь в шестидесятые-семидесятые годы несколько рисковых парней вернули психологии гордое звание "науки". Этими парнями были Милгрэм и Зимбардо.

В 1963 году Стэнли Милгрэм провёл фантастический по степени нереальности и поразительности результатов эксперимент. Экспериментатор просил испытуемых, введённых в заблуждение относительно сути эксперимента, назначать другому якобы испытуемому удары током в качестве наказания за неправильно выполненные задания. Сила удары якобы возрастала, а с какого-то момента второй якобы испытуемый вообще начинал кричать, говорить, что у него слабое сердце, после чего и вовсе замолкал. Ещё перед началом эксперимента Милгрэм спросил у разных психологов и психиатров, сколько из испытуемых эксперимента продолжит бить другого человека током, не смотря ни на что. Психологи сказали — около одного-двух процентов, психиатры и вовсе сказали — около одной десятой процента. Результат Милгрэма, который оказался устойчив при перепроверке в другое время, в других странах и на самых разных выборках — 61-65 процентов. 26 человек из 40 в первом эксперименте не остановились вообще, даже когда псевдоиспытуемый перестал подавать признаки жизни.

В 1971 бывший однокашник Милгрэма Филипп Зимбардо решил проверить эти результаты в менее искусственных условиях, так сказать, в поле. Он набрал мужчин-добровольцев, которых по случайному принципу поделил на две группы: охранников и заключённых, и заставил две недели играть в "тюрьмушку". В итоге эксперимент был прекращён на шестой день. Результаты его оказались настолько шокирующими (в том числе, о чём много писал Зимбардо — в последствии он поражался своим собственным действиям, так как решительно не мог ждать от себя самого подобной жестокости и некритичности), что полностью поменяли представление о том, какое значение в поведении человека имеет РОЛЬ. Попадая в какие-то специфические обстоятельства, принимая на себя те или иные роли, люди буквально против своей воли начинают делать вещи, от которых при других обстоятельствах у них вставали бы волосы дыбом.

Результаты этого эксперимента впечатлили и продолжают вмечатлять многих людей, и среди них волею случая оказался журналист и писатель Марио Джордано (не покупайтесь на итальянское звучание имени — он немец). Джордано написал роман, в котором достаточно точно отобразил ход эксперимента с тремя небольшими изменениями. Во-первых, он перенёс действие эксперимента из штатов 70-ых в Германию 90-ых. Во-вторых, он немного ускорил события, приблизительно в два раза: то, на что в реальном эксперименте уходило два дня, у Джордано происходит за один. И в-третьих, в романе эксперимент не прервался в шестой день. Он дошёл до своего логического завершения.

Найти этот роман сегодня, даже на немецком языке, представляет собой определённые трудности, во многом потому, что он практически не отходя от кассы был экразинирован, причём сценарий к фильму написал сам Джордано. Кино, как известно, сегодня главнейшее из искусств, а потому все, кому эта тема интересна, предпочитают посмотреть фильм, и не тратить время на книгу (жаль, конечно, я бы, например, прочёл с удовольствием). Постановщиком выступил молодой Оливер Хиршбигель, никогда не работавший ранее в полном метре, правда, давно подвизавшийся режиссёром на телевидении (он даже успел отснять несколько эпизодов любимого во всём мире "Комиссара Рекса"). А на главную роль пригласили набирающего популярность после "Беги, Лолы" Морица Бляйбтроя. Пригласили, кстати, не из-за популярности, а из-за того, что Хиршбигеля впечатлила бляйбтровская озвучка мультфильма "Эксперимент", в котором некий кошкокот сидит в закрытой коробке (очень похожие кадры — с Бляйбтроем, запертым в коробке — есть и в этом фильме, у персонажа Бляйбтроя даже имя совпадает с персонажем мультика, "Номер 77"). И результат их совместной работы потряс всех, практически вдохнув вторую жизнь в эксперимент Зимбардо.


Пересматривая этот фильм в четвёртый или пятый раз, я поражался, до какой степени он умудряется сохранять своё пугающее очарование для меня даже после стольких просмотров. Градус напряжения не становится меньше, ужас происходящего не перестаёт шевелить временами волосы у меня на голове. Вне всяких сомнений, и без всяких оговорок, "Эксперимент" Хиршбигеля — один из самых страшных фильмов, которые я видел в своей жизни. Он будит во мне что-то глубоко биологическое, животное — какой-то совершенно первобытный страх. И я до сих пор, после стольких просмотров, не могу понять, почему.

Многие составляющие я давно уже описывал в других рецензиях.

Прежде всего, это совершенно обескураживающий зрителя переход действия из игровой плоскости в пиздецовую. Дело в том, что люди, играя, забывают одну очень важную вещь. В игре всё липовое: персонажи, события, слова и действия, всё невсамделишное. В игре всё липовое. И только эмоции настоящие. Из-за совершенно пустяковой, невсамделишной игры люди способны испытывать вполне настоящие, и даже очень сильные радость, горесть, зависть, благодарность. И — особенно — ненависть. И когда оторопевший игрок останавливается и говорит "да ты что?... мы ж понарошку?..", он и представить себе на может, насколько "по-настоящему" происходит всё вокруг него.

Во-вторых, это совершенно неожиданная жестокость и злоба, открываемая зрителем в самых, казалось бы, мирных и спокойных персонажах. И люди не "играют в жестокость". Это и есть жестокость, другой не бывает и быть не может. На дне каждой души есть свой осадок, и если его как следует взболтнуть, если дать подняться с дна самой отвратительной гуще, то, уверен, каждый человек, посмотрев в зеркало, ужаснётся тому, что он там увидит.

И в-третьих, — лично для меня — это совершенно неприглядное, даже пугающее изображение науки (уж кому, блять, об этом знать, как ни немцам, с их исследованиями того, сколько ударов выдержит череп перед тем, как треснуть). Эксперимент не прекращают ИМЕННО потому, что его результаты становятся потрясающими и пугающими. Ведь, в сущности, то, что происходит в фильме — это идеальная картина эксперимента, которая позволит учёным (правда, уже не "профессору" и не его прекрасной ассистентке) сделать множество выводов, и существенно продвинуть науку. Чем тяжелее в учении, тем легче будет в бою. Поэтому чем неожиданнее и страшнее ход эксперимента — тем лучше для науки. И этот странный моральный порадокс, который я не могу у себя в душе разрешить с момента первого просмотра, придаёт дополнительное измерение картине.

Странно, американцы создали, наверное, сто миллионов фильмов о насилии, но пара лучших в мировом кино картин о насилии, что мне доводилось видеть, сняты немцами. Это "Забавные игры" Ханеке (интересно будет посмотреть американскую версию, кстати) и "Эксперимент" Оливера Хиршбигеля. Между этими фильмами много общего — но, в конечном итоге, они абсолютно разные. Прежде всего, потому, что фильм Ханеке, в конечном счёте — это кино о кино. Это фильм о киношном насилии, и о том, как на него реагирует зритель — то есть мы с вами, становящиеся частью представления. Фильм же Хиршбигеля — это совершенно оторванная от внешних обстоятельств наука. Зритель не участвует в происходящем: он сторонний наблюдатель, который просто подглядывает через видеокамеры за тем, что происходит в банке, в которую посадили несколько пауков. Посадили для того, чтобы они чего-то друг с другом сделали — и очень удивляются, когда пауки начинают чего-то друг с другом делать.

Хотя от картины Хиршбигеля и отдаёт эдаким "оторванным от жизни теоретизированием", в ней очень много тонких психологических деталей, и красивых нюансов. Прекрасно продуманы и выписаны персонажи. Парень, боящийся темноты. Другой парень, который не переносит молока. Парень, от которого всё время воняет, хотя он, судя по всему, всю жизнь старается отмыться. Даже без существенных углублений, штрихами, нам показывают достаточно глубокие характеры — которые, оставив одежду за порогом эксперимента, и напялив тюремные робы или формы охранников, перестают быть самими собой, становясь кем-то — или чем-то — другим. Хотя ничего такого уж страшного на физическом уровне в картине не происходит — никому не отрезают языки, не выкалывают глаза и не режут на части, как в каких-нибудь слэшерах, фильм обладает невероятной мощью. С какого-то момента он начинает давить на зрителя — вот всеми этими незначительными психологическими деталями, какими-то мелочами, которые мы давно уже не считаем чем-то значительным — и гнёт свою линию не сворачивая, пока зритель не треснет.


Странно, но фильм получил не так уж много призов за пределами Германии, внутри которой, конечно, он стал настоящим событием. И в Германии и за её пределами в основном были отмечены Джордано с компанией — за сценарий, Бляйбтрой — за актёрскую игру, и Оливер Хиршбигель — за режиссуру. Чуть позднее этот парень снял "Бункер" о последних днях Гитлера — также довольно известную картину, даже на наших широтах, а затем подался в Голливуд, где снял блин-комом "Вторжение", которое студийные боссы частично пересняли после Хиршбигеля, пригласив братьев Вачовски для переработки сценария и Джеймса МакТига для съёмки дополнительных сцен. Видать, слишком неожиданной для них оказалась работа немецкого мастера. Голливуд, хули тут добавить.

(30.12.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: