Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Песнь дороги / Pather Panchali (1955)


Песнь дороги
Средняя оценка: оценка: 5
1955. Индия. 115 минут.
Жанр: драма / экранизация.

Режиссер: Сатьяджит Рей.
Сценарий: Сатьяджит Рей (по роману Бибхутибхушана Баннерджи),
Оператор: Субрата Митра,
Композитор: Рави Шанкар.

В главных ролях: Каню Баннерджи, Каруна Баннерджи, Субир Баннерджи.
В ролях: Ума Дас Гупта, Чунибала Деви, Рунки Баннерджи, Реба Деви, Апарна Деви.

Награды:
МКФ в Каннах — Best Human Document, OCIC Award — Special Mention.
Kinema Junpo Awards — лучший иностранный фильм.
Bodil Awards — лучший неевропейский фильм.
National Board of Review, USA — лучший иностранный фильм.
МКФ в Сан-Франциско — лучший иностранный фильм, лучший режиссер..

Интересные факты о фильме:

  • Фильм является первой частью "Трилогии Апу" (остальные части — "Непокоренный" (1956) и "Мир Апу" (1959).
  • Фильм снимали пять лет.
  • Название состоит из двух слов — Pôther и Pãchali (в транскр.). "Потер" означает "дорожку", а "Панчали" — древние песенные стихи на санскрите, обладающие определенным ритмом и определенным размером. То есть, "панчали" — это стиль стихосложения, который применялся для сочинения священных гимнов. Пение сопровождалось музыкой и действием с участием кукол ("панчали" происходит от "панчал" или "панчалика", что означает "кукла"). Считается, что музыкально-танцевальное представление "джатра", зародившееся в 17 веке и дожившее до наших дней, выросло из "панчали".
  • После успеха фильма Рей получил грант от правительства Западной Бенгалии и отснял две оставшиеся части по настоятельной просьбе премьер-министра.

    Версия для печати

Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Песнь дороги"

Песнь дороги оценка: 5

Фильм о том, как в захолустнейшей деревеньке 20-х годов идет жизнь. Невыдуманная, самая настоящая жизнь. В центре повествования — семья обнищавшего брамина Харихара Рея. Отсчет ведется с рождения сына Апу. Заканчивается — возвращением Харихара после семилетнего отсутствия. Семь лет мужик искал работу. Находил, терял, снова искал. В общем, странствовал, покуда семья мучилась от голода, холода и болезней. Странствия Харикара остаются за кадром, местом действия является деревня и окрестности. В деревне этой долгие года жили предки Рея, поэтому так нелегко ему снимать семью с насиженного места и ехать в город в поисках нового места и лучшей жизни.

Сатьяджит Рей снимал фильм под влиянием "Похитителей велосипедов" Витторио Де Сики, и "Песня дороги" — это тот самый "индийский неореализм", который с огромным энтузиазмом был принят на крупейших фестивалях (в отличие от болливудской продукции) и который не понимали индийские зрители (опять же, в отличие от болливудской продукции).

Рею не понадобились декорации. Он снимал в начале 50-х, но за 30 лет ничего не изменилось. Более того скажу: ничего не изменилось за 80 лет. Разве что появилось электричество. Примерно такое:

Столб образца 2006 года (Дели)


Потрясает щедрость кинематографа Рея — плотное ощущение жизни, яркая насыщенность жизни, ее одухотворенность. Индусы — необыкновенные люди. Живя в нищете, они умудряются не потерять чувства радости от того, что просто живешь. Фильм кажется цветным и объемным, хотя снят в черно-белом цвете.

А самое удивительное, что, глядя фильм, испытываешь странное чувство "дежа вю", идущее откуда-то из глубины. Кажется, что когда-то ты и сам жил там, в этой деревушке. Но, думается, сансара здесь не причем: просто природа и персонажи фильма органичны. Энергия жизни проходит сквозь людей, не преломляясь и не застревая, так же как проникает в дерево, траву, солнечный свет, потоки мусонных дождей, плоды манго. Человек — не хозяин природы и не её враг, а точно такая же часть мироздания. Поэтому и зритель чувствует единение с героями и "ареалом их обитания", который, разумеется, является только частностью — двухчасовой остановкой пристальной взгляда. Задачей режиссера было устранить ощущение экрана, кинопроектора, и ему это удалось так, как никому другому. Пожалуй, это самый потрясающий фильм "о жизни" из всех фильмов, что мне доводилось смотреть. Ненаигранный и безыскусный, но при этом фантастически снятый.

Как вы, наверно, уже догадались, я не испытываю желания много писать о фильме. Тем более, что критиковать его не за что, а ежели усиленно расхваливать, то у читателя могут возникнуть закономерные подозрения. Скажу просто: рекомендую к просмотру. Не поленитесь, скачайте этот фильм. Вы увидите настоящую Индию — "страну махараджей и заклинателей змей". А самое главное, консервная ваша душа напитается соком жизни и чувствами, которых нам так не хватает.

(23.01.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: