Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Барри Линдон / Barry Lyndon (1975)


Барри Линдон
Средняя оценка: оценка: 5
1975. Великобритания. 184 минуты.
Жанр: драма / исторический / экранизация.

Режиссер: Стенли Кубрик.
Сценарий: Стенли Кубрик (по роману Уильяма Теккерея),
Оператор: Джон Олькотт,
Композитор: Леонард Розенман,
Продюсер: Стенли Кубрик.

В главных ролях: Райан О'Нил, Мариса Беренсон.
В ролях: Патрик Маджи, Харди Крюгер, Стивен Беркофф, Гэй Хэмилтон, Мари Кин, Диана Кернер, Мюррей Мелвин.

Награды:
4 "Оскара" — лучший художник, оператор, композитор, лучшие костюмы.
2 BAFTA — лучший режиссер, оператор.
National Board of Review, USA — лучший фильм, лучший режиссер.
British Society of Cinematographers — лучший оператор.
Cinema Writers Circle Awards, Spain — лучший иностранный фильм.
David di Donatello Awards — Гран-При.
Guild of German Art House Cinemas — лучший фильм.
Sant Jordi Awards — Лучший иностранный фильм..

Интересные факты о фильме:

  • Ходят легенды, что для съемок сцены с Брайаном и лошадью Кубрик хотел использовать только натуральный свет канделябров, а поскольку такового освещения было крайне недостаточно для съемки, он использовал специальные линзы, разработанные фирмой "Karl Zeiss" для телескопов НАСА.
  • Фильм снимался два года, причем съемки моментально переместились из Ирландии в Англию, после того, как поступило сообщение, что Кубрик попал в расстрельные списки IRA (дело в том, что часть романа Теккерея посвящена английской экспансии в Ирландии).
  • Роль Барри Линдона должен был исполнить Роберт Редфорд, но актер отклонил предложение.
  • Во время съемок была использована максимально большая для кино апертурная диафрагма.
  • Изначально Кубрик хотел экранизировать другой роман Теккерея — самый знаменитый его опус "Ярмарка тщеславия".
  • Сцену с дуэлью Барри и лорда Буллингтона Кубрик монтировал 42 дня.
  • Кубрик упросил режиссера Кена Рассела, знаменитого "кинобиографа" классичесих композиторов, помочь с пленэром. В результате оба замучились.

    Версия для печати

Владимир Гордеев: История одного парня

Барри Линдон оценка: 5

Случайно обратил внимание на то, что Стенли Кубрик более 15 лет делал сплошные экранизации. Причем, разноплановые. Научная фантастика ("2001: Космическая одиссея"), сатирическая аллегория ("Заводной апельсин"), мистика ("Сияние"). И каждый фильм имел успех, что у критиков, что у публики. И вот "Барри Линдон", снятый по роману Уильяма Теккерея "Записки Барри Линдона, эсквайра, писанные им самим", еще один постановочный шедевр Кубрика.

Естественно, что у Кубрика получилось авторское кино. Он выбрал вообще совершенно иной угол зрения, чем Теккерей. Теккерей ведет повествование от первого лица, тогда как Кубрик держит максимальную дистанцию от главного героя (кстати, именно по этой причине некоторые зарубежные критики называли фильм "безупречным, но холодным, и оттого скучным"). Скупые закадровые ремарки, и действие, действие, действие. Мы можем судить о Барри Линдоне только по его действиям. И вот, значит, наивный, чистый деревенский паренек из Ирландии, влюбленный в свою кузину, вынужден покинуть родное село и отправиться в Дублин. По пути он становится жертвой грабителей и вступает в ряды английской армии (события происходят во время семилетней войны). Какое-то время повоевав, он решает, что с него довольно, и дезертирует. Мирная жизнь продолжается недолго: его отлавливают враги (пруссы) и предлагают выбор: либо полевой суд за дезертирство, либо служба в германской армии. Барри выбирает второе. По окончанию войны один немецкий благодетель берет Барри на службу в полицию и приставляет к ирландцу, которого считают шпионом. Но ирландцы быстро находят общий язык, и дальше действуют вместе (шпион оказался вовсе не шпионом, а суперпрофессиональным карточным шулером). Затем Барри решает вознестись еще выше и женится на знатной леди…

Барри ЛиндонКубрик просто рассказывает историю одного парня. Рассказывает без экзальтации, кое-где с иронией, но история его необыкновенно захватывающа и правдоподобна. Фильм фантастически живописен, но он выигрывает у большинства прочих исторических фильмов засчет того, что его живописность идет лишь фоном. В задачи Кубрика не входит ослепить зрителя одной лишь роскошью массовок, батальных сцен, стилизацией изображения под шедевры академических художников прошлых столетий. Каждая сцена в этом трехчасовом действии неслучайна и несет смысловую, а не декоративную нагрузку. Мы наблюдаем за жизненными перипетиями Барри, и вдруг в один прекрасный момент вместо того, чтобы спокойно сочувствовать ирландцу, начинаем его осуждать. Барри оказывается жесток и прагматичен. И превращение это происходит настолько плавно и естественно, что не успеваешь даже сообразить, когда же именно произошли необратимые изменения в его душе. Впрочем, с самого начала фильма Барри демонстрирует характер. Но воля и принципиальность, четкое знание того, чего он хочет, лишь поначалу выглядели добродетельно.

Ближе к финалу появляется более значительная двусмысленность. Фильм можно понять так: Барри — плебеем родился и плебеем остался. Благородные англичане выглядят однозначно предпочтительнее. А можно понимать и по-другому: легко быть Д’Артаньяном в теплично-корпоративных условиях высшего света, где все решает генеалогическое древо и вышколенность, привитая с младых ногтей. И тогда фигура приспособленца Барри Линдона приобретает кумачовый революционный оттенок: ирландец, чья страна находится под оккупацией Англии, проникает в самое логово врага и ведет, причем в одиночку, классовую борьбу. Единственное проявление джентльменства, допущенного Барри, — и он терпит роковое поражение, ибо враг его, английская аристократия, — коварен, обучен, смел и по-своему принципиален (иначе бы аристократы не просуществовали столько веков).

Но в данном случае, стоит обратить внимание на композицию. Взрослая, "полноценная" жизнь Барри с дуэли начинается и дуэлью же заканчивается. Барри в самом начале картины расстается с иллюзиями насчет человеческой жизни и четко осознает свою уже расписанную роль — роль простого человека, угодившего в устоявшийся "порядок вещей" (так же он расстается с милыми, детско-юношескими артефактами, окружавшими его доселе)... Индивидуалист Барри, сохранивший лишь кровную привязанность, спокойно воспринимает жизнь так, как она есть, и природное хладнокровие помогает ему не сломаться. Но в конце фильма, поднявшись если не до самых высот, то до тех вершин, которые прежде ему только снились, он пропускает удар. Пропускает не только потому, что утратил, расслабившись по ходу своей богемной жизни, иммунитет, но и потому, что от него отворачивается удача: фатум, прежде благоволивший ему, отнимает у него сына. Если Барри мог сразиться с человеком (многими людьми), то перед Богом он оказывается бессилен и... смиренно принимает поражение. Последняя дуэль перестает иметь для него значение, и только тогда он тускло блещет благородством.

(05.02.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: