Если ты, чувак, — индеец, То найдешь себе оттяг. Настоящему индейцу Завсегда везде ништяк. (Группа "Ноль")
Школьник Витя Глушаков пишет повесть про индейцев. Главный герой — альтер-эго Вити, смелый и стойкий апач по имени Четырехглазый (Витя — очкарик). Его литературные враги — новоявленные американцы, одетые в военную форму депрессивного темно-синего цвета, а витины враги по жизни — агрессивный одноклассник Томилин и его дружки (у советских школьников, как мы помним, тоже была форма депрессивного темно-синего цвета). В автобусе Витя знакомится с алкоголиком Аркадием (его играет Леонид Куравлев) и выручает старшего товарища рублем. Знакомство — прямо как в "Горькой луне" Романа Поланского, вот только здесь "горькая" имеет другое значение, одинаково далекое как от небесных светил, так и от горечи поднебесной жизни. Так начинается дружба 40-летнего алкоголика и юного ботана. Ответным жестом Аркадия становится поход на родительское собрание в школу, во время коего Аркадий выдает себя за отца Вити и "оскорбляет действием" отца Томилина, после чего Томилин-младший начинает подлизываться к Вите и, в общем, всячески навязываться в друзья… Дядя Аркадий становится лучшим другом Вити и его подруги, одноклассницы Нины.
Цитата из фильма: - Нина, я тебе сейчас объясню: тот, кто в вытрезвителе — это не мой отец. – Ой, как жалко…
Впрочем, заканчивается все идиллически-идеологически правильно.
Симпатичная и смешная комедия, в которой пропагандируется алкоголизм (около десяти лет фильм шел на детских утренниках, и многие школьники выучили наизусть названия "Фетяска", "Экстра" и т.д.). Добрый и остроумный персонаж Куравлева соответствует представлениям об индейцах как о чуваках, которые валяются целыми днями в гамаках, курят трубки с табаком и шмалью и ни о чем не парятся. Эх, если бы не уроды, приплывшие на двух каравеллах из Старого света… В данном случае, такими "уродами" становятся Витя Глушаков и Нина. Чувствительный индеец Аркадий, не выносящий детских слез, завязывает с бухлом и вливается в цивилизованную жизнь…
Даже в этой комедии, лишь слегка касающейся "краснокожей" тематики, стоит отметить характерную деталь, свойственную всем вестернам, снятым в странах варшавского договора. Положительные герои — индейцы, отрицательные — граждане США. Социалистические вестерны эпохи холодной войны заслуживают отдельного разговора, и мы к ним еще вернемся.
Ну и напоследок скриншот. Витю Глушакова очень интересует вопрос, как превратиться в настоящего кибернетчика (индейца, конкистадора, гризли etc): - А как это вы сможете перевоплотиться на три рубля?!