Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


99 франков / 99 francs (2007)


99 франков
Средняя оценка: оценка: 2.5
2007. Франция. 100 минут.
Жанр: сатира.

Режиссер: Ян Кунен.
Сценарий: Nicolas & Bruno, Ян Кунен,
Оператор: Дэвид Унгаро,
Композиторы: Жан-Жак Херц, Эрин О`Хара, Франсуа Рой.

В главных ролях: Жан Дюжарден, Жослин Киврин.
В ролях: Патрик Милле, Ваина Джоканте, Элиза Товате.

Интересные факты о фильме:

Бюджет фильма — 12 500 000 евро.

Версия для печати

Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "99 франков"

99 франков оценка: 3

Бестселлер Фредерика Бегбедера, открывающий обществу потребления глаза на гнилостную сущность рекламы, ждал экранизации семь лет. Собственно говоря, фильм интересен не из-за прописных истин, которые не без юмора излагает бывший работник рекламного агентства, сколько из-за любопытства: чем в очередной порадует голландец Ян Кунен, снявший в 1997 году безбашенного "Добермана". Ну, в общем, получился внатуре доберман в мире гламура: все очень резко и довольно цинично. Плюс традиционный для Кунена клиповой монтаж и отсутствие долгой раскачки: сел и поехал. Однако, лучшее в фильме — изобретательные переходы от одной сцены к другой. Все остальное довольно тривиально. Кажется, что творческий почерк Кунена со времен "Добермана" совершенно не изменился, отчего мир рекламы в его фильме выглядит довольно архаично.

У фильма есть две альтернативные концовки, которые являются копией начала. То есть, у фильма имеется два альтернативных начала, что довольно необычно. Прыгнувший с крыши Октавиан пролетает мимо "правильной" жизни, изображенной на… рекламном плакате. Правильная жизнь — это мирное существование на лоне природы, вдали от бессмысленной городской суеты, то есть, то существование, к которому он обращается во второй альтернативной концовке. Но это тоже иллюзия. Закольцованность, безысходность являются рефреном фильма. Герой фильма плодит иллюзии, но сам же ими питается, превращаясь в змею, кусающую себя за хвост. Он смутно осознает, что является вымышленным персонажем фильма, коллекционный дивиди с которым продадут за 99 франков. Во, бля, жизнь! Даже умереть спокойно не дадут, в отличие хотя бы от хомяка, клетка с которым находилась в его разукрашенном бирюльками кабинете. Вечная сансара.

В роли Октавиана, короля слоганов и рекламных концепций, снялся Жан Дюжарден, внешне довольно похожий на Бегбедера. В фильме есть один примечательный момент. Октавиан считает рекламный ролик искусством, и его обламывает, что ему приходится подчиняться требованиям тупых заказчиков. Октавиан идет по тупиковому пути развития, и это приводит его к деградации. Как заметил еще В.Набоков, "реклама — это пошлость", и какая бы она ни была остроумная и красочная, все равно ее суть — втюхиванье товара потребителю.

Между тем, если взглянуть на реальность, куча народу прется от "Каннских львов" и прочего говна и даже готова платить хорошие деньги, чтобы посетить "Ночь пожирателей рекламы". Думается, это апофеоз потребительской дурости и в то же время наивысший взлет низколетящего "искусства" пиара.

(12.03.2008)

Версия для печати


Дмитрий Савочкин: 2 франка, больше не дам

99 франков оценка: 2

Эпиграф:
"Какое же это горькое разочарование! О, как горько оно, разочарование это!"
(Макс Гореску, в приблизительном пересказе)

Уже после восхитительно длинной (и удивительно бесплодной) дискуссии с другими авторами Экранки, которую вы можете наблюдать в комментариях к этому фильму, мне в голову закрались смутные сомнения. Книга в своё время мне действительно понравилась, и я не мог себе представить, почему Вова всё время утверждал, что фильм этот про современного сатану — рекламу — и вообще посвящён, мол, рекламы разоблачению. Поэтому смотреть фильм я сел очень настороженно.

Первые кадры потихоньку успокоили меня — не смотря на то, что никакой сцены падения с крыши, которой начинается картина, в книге нет, фильм всё же постепенно входил в колею повествования Бегбедера. И приблизительно полфильма я, успокоенный относительной точностью, и экспрессивной манерой подачи материала (свойственной Кунену вообще), смотрел блаженно, с ожиданием раскрытия бегбедеровского замысла на экране в полной красе. Немного коробило отсутствие забавных бегбедеровских "мудростей", но они, в общем-то, были факультативны, к фабуле они отношения не имели.

Засада началась, когда друзья отправились снимать ролик. Во-первых, нигде до этого момента не прозвучала легенда об острове, а стало быть, в сюжете он вообще не был предусмотрен. Во-вторых, они поехали не во Флориду, что решительно перечёркивало всё дальнейшее повествование. И далее, когда герои отправились кататься на машине, стало очевидно, что Кунен бегбедеровских рассуждений попросту не понял.

Неискушнному глазу может показаться, что изменения, внесённые в кино-историю по сравнению с книгой, хотя и значительны в мелочах, но всё же совершенно несущественны с точки зрения идеи. Ведь даже двойную бегбедеровскую концовку Кунен повторил. Однако это, как говорили в одном хорошем фильме, "кажущаяся видимость".

Бегбедер никогда, ни в пьяном бреду, ни под кокаином, не мог бы написать, что реклама — это зло. Бегбедер сам рекламщик, и он отлично знает, что реклама — это не более, чем искусство. Оно не доброжелательно и не злобно, не хорошо и не плохо. Оно не приносит пользы или вреда. Сама по себе реклама — некий культурный артефакт. Именно это меня и смущало в отзывах на фильм, ибо все они повторяли вслед за Куненом, что зло в этом мире — от рекламы.

Бегбедер написал, что сама культура потихоньку растворяется, он писал, что у людей больше нет своих желаний и своей жизни, и то и другое им заменяет реклама, он писал, что кучка жадных старух с побережья Майами правит миром, и мы — потребители — позволяем им это делать, потому что давно уже не в состоянии отличить, где мы — а где реклама в нас.

Кунен же понял всё с точностью до наоборот. Агрессию Бегбедера по отношению к пустому, выхолощеному, тупому обществу, которому не нужно ничего, кроме рекламы, и которое не знает ничего, кроме рекламы, Кунен перенёс на саму рекламу. Чудовищно исказив мысль Бегбедера, и ничтоже сумняшеся подправив бегбедеровский сюжет.

Ну конечно. Персонажи сняли "альтернативный ролик" не для того, чтоб показать его на "Каннских львах", а для того, чтоб опозорить рекламодателя, и преступление, которое оно совершили — не хладнокровное убийство человека, которого они обвиняли во всех бедах (ведь виноваты-то, по Кунену, не люди, владеющие миром, а долбаная реклама!), а просто пьяные гонки, в которых они нечаянно кого-то сбили. И концовка — блистательная концовка, подытожившая бегбедеровскую мысль — в фильме отвратительно искажена и изуродована.

Я не могу сказать, что фильм совсем плох, и решительно мне не понравился. Не то чтобы, как говорио Винни Пух, совсем не попал. Но не попал в шарик. Хотелось бы увидеть Бегбедера — а увидели Кунена. Одноклеточного. Напыщенного. Зато разудалого.

Делайте, как говорится, свой выбор.

(07.07.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: