Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Странники / PlanetES (2003)


Странники
Средняя оценка: оценка: 3.5
2003. Япония. 26 серий по 25 минут.
Жанр: аниме / сериал.

Режиссер: Горо Танигучи.
Сценарий — Ичиро Окоучи по манге "Planetes" Юкимуры Макото,
композитор — Котаро Накагава,
.



Интересные факты о фильме:

- греческое слово "ΠΛΑΝΗΤΕΣ", которое в разных формах появляется в заставке, означает "странники". Древние греки называли так звезды (или то, что ими кажется), перемещающиеся по небу. Впоследствии это слово стало обозначать планеты.

- События сериала более чем актуальные. Из 9 тысяч объектов, которые находятся на околоземной орбите (2005 год), 17 процентов составляют отработанные ступени ракет, 31 — действующие и испорченные спутники, и 13 — различные "случайные" детали. Всё остальное — осколки, образовавшиеся при столкновениях. Такой космический мусор создает серьезную угрозу для космических аппаратов. Так, например, в 1983 году чешуйка размером мешьше миллиметра, врезавшись в иллюминатор шаттла, проделала в нем кратер, а 18 лет спустя МКС пришлось предпринимать специальный маневр, чтобы не столкнуться с семикилограммовым потерянным прибором. В 1993 году появился Международный кординационный комитет по проблемам космического мусора (IADS). Затем для наблюдений за околоземной орбитой была создана US Space Surveillance Network — распределенная система радаров, которая отслеживает траектории объектов диаметров от нескольких сантиметров. Однако в будущем, считают ученые, придется действовать более активно — то есть специально изымать из космического пространства фрагменты запущенных прежде устройств

Версия для печати

Мор: Космос как фатум

Странники оценка: 3.5

"Странники" необычно консервативны, однако старомодность дает им возможность неторопливо и последовательно извлечь на свет значительный духовный пласт. Главный герой "Странников" — космос, влекущий исследователей, но одновременно холодный, безмолвный, страшный своей безответной бесконечностью. Космос выступает в роли всеокружающей, непроницаемой среды, от которой с боем, жертвами и затратами откусывает по кусочку человечество. В масштабах Вселенной продвижение людей кажется мизерным, исследование космоса дается ценой бедности и войн среди развивающихся стран, однако эти вещи не акцентируются, они подразумеваются и выступают фоном, редкими происшествиями в рамках повседневной и трудной работы. В "Странниках" не схватываются боевые роботы, здесь нет изначальных "удивительных" координат, позволяющих закручивать сюжет. Герои, члены производственного романа в рамках космической орбительной станции, — человечны, у них есть индивидуальность, однако и действия, которые они предпринимают, и результаты этих действий в целом определены довлеющей над ними глобальной необходимостью, которую они не осознают. Пожалуй, впервые я столкнулась с кинематографическим диктатом среды-окружения, выступающей в роли фатума. Похожее ощущение можно испытать в вестернах, посвященных покорению дикой земли, распространению людей и закона. Когда мы наблюдаем, как перекати-поле оказывается рядом с затерянным посреди пустыни городком с непременным салуном и парой лошадей, пространство задает вектор развития — это противостояние, одновременно это предопределенность. В "Странниках" подобное ощущение гораздо сильнее, потому что оно проявляется незаметно. Интересно, что замкнутое пространство космической станции, где даже покурить нельзя, чтобы не тратить лишний воздух, выглядит достаточно объемным и многообразным, а вот бесконечность космоса заканчивается на периферии зрения. Сталкиваясь с действительным знаком беспредельности, сознание натыкается на особую матовую грань собственного восприятия. Т.е. красива Земля из Космоса, красивы далекие звезды, сводит с ума недостижимыми просторами и ресурсами Юпитер, но вот сам космос — это река, которую надо перейти, это набор пунктов пятилетки, отметки, которые нужно пересечь, это работа.

Вернемся к сюжету. В центре повествования — девушка-астронавт, командированная на расположенную на орбите Земли станцию. Новичка определяют в секцию сбора мусора, и неказистые, со странностями "мусорщики" становятся неотъемлемой частью жизни Танабэ Ай, влекомой идеалистическим взглядом и на космос, и на жизнь. Летающий в пространстве бесхозный мусор — угроза для лайнеров и челноков, поэтому его необходимо убирать с основных трасс. Даже маленький винтик, бесхозно дрейфующий в космосе, при столкновении с кораблем способен вызвать катастрофу. "Отловом" опасного хлама и занимается секция мусорщиков с помощью своего корабля, которым командует волевая куряга Фи. Кроме капитана корабля присутствуют два бесполезных на первый взгляд и дурковатых клерка, помощник капитана Юрий, молчаливая и постоянно занятая временная работница Эдель и, конечно, Хачимаки, второй астронавт-сборщик, с которым начинает работать Танабе. Ай — трудоголик, человек долга, воспринимающий свою работу как нечто очень важное. Это типичная "хорошая жена", наивная, но преданная. Страшный персонаж. Неудивительно, что после классического процесса вливания в коллектив, она начинает чувствовать огромное уважение к Хачимаки, далекому от возвышенного взгляда на мир. Работа секции мусора подается детально, дотошно, — вот они надевают скафандры, вот неловко вылетают в космос, вот рассчитывают орбиты, вот подцепляются к отжившему свое спутнику. Работа астронавта требует внимания, в любой момент может произойти несчастный случай, но нет флера героизма, который мог бы видоизменить начальную тональность. Под давлением подружки Танабе принимает свои чувства за любовь, что грозит ей серьезными испытаниями. "Странники" — почти производственный роман, но, хотя все начинается именно с того, что в жанрах аниме определяется как "повседневность", в резюме имеем нечто вроде "Люди как боги" Снегова, где личные драмы выглядят слишком маленькими на фоне сотканного из космоса полотна. И от этого они цепляют еще сильнее, хотя совершенно не так, как в любовных надсадных многоходовках.

Если отвечать на вопрос, о чем "Странники", придется сдаться банальности и ответить: "О жизни". Меня они заставили содрогнуться — здесь нет личностей, которым хотелось бы подражать, нет страстей, однако объективность, взгляд извне устрашает. Вот лицо Танабе подается так, как видит его Хачимаки, — бестолковая, радостная, полностью верящая в него девушка. Вот камера изменяет угол, и за разговором астронавтов наблюдает космос, одновременно с этим сразу меняется цена содержания беседы, ценность предпринимаемых действий. Только нож в глубину податливого и неузявимого космоса начинает котироваться, только пожирание пространства, черчение по его телу начинает имеет смысл. Желание личного счастья Танабе Ай предсказуемо, за ним нельзя наблюдать, не зажмуриваясь от стыда за такую наивность, — но однажды ты сдаешься перед ее "love stuff", как Хачимаки, который просто поддался моменту, повелся на красивый закат и попытался поцеловать влюбленную девушку, позже забыв об этом. Любовь, дружба, — все эти вещи в вакууме словно претерпевают трансформацию. Космос гнет их, изменяет. Становится трудно разделить большое и малое. Что важнее — создать гармоничный обмен энергиями, признавшись в чувствах, или остаться куском человека ради того, чтобы добыть для корпорации новую порцию ресурсов? А если повернуть это иначе: что важнее — умереть, увидев пространства Юпитера, до которых никто кроме тебя не добрался, или до старости жить с женой, которая хорошо готовит? Стать героем или стать обывателем? Стать эгоистичным мерзавцем или стать другом? Все зависит от объяснения, и как раз это в "Странниках" режет. Освоение Луны — это "огромный шаг для всего человечества" или "еще одна порция топлива для развитых стран"? Лунянка, выросшая при другой гравитации и не способная выжить на земле, — это урод или это прогресс? Вопросы рождаются постфактум, простая, ненавязчивая интонация сериала на них не наталкивает.

Автор "Странников" беспощаден — он заставляет каждого из героев пройти сломавший его урок. Никто не остается ведом собственной волей, все проходят через стресс, теряют себя, чтобы обрести новый тип поведения. Хачимаки бросает секцию мусорщиков вместе с Танабе, чтобы отправиться на испытания по отбору астронавтов на новый корабль. Он тренирует тело, игнорирует все, что может его отвлечь, увлекшись фигурой эгоистичного астронавта, который должен отказаться от личного счастья, и оперируя идеологией в духе "я — одинокий волк". Искусственно возбужденный фанатизм имеет трагические последствия — столь же упертый коллега, которому он симпатизирует, оказывается террористом, желающим уничтожить корабль. Внешность одна, сущность — совершенно разная. Прямолинейный Хачимаки разбивает лоб о дилемму, он не может и хладнокровно убить, поэтому возвращается обратно, выбирая доступное. После второй попытки он видит, что способен нажать на курок, но радости это ему не дает. Похожие вещи происходят со всеми героями, которых космос ставит на место. Особенно хочется отметить драму друга Хачимаки, Кеншина, успешного пилота. Старики вроде Маркса не врали, говоря о классовых противоречиях, — они неизбежны даже между друзьями и могут дремать лишь до какого-то определенного момента, в чем я лично имела неудачу убедиться. Кеншин теряет друга, который не ценит его мягкость, потому что привык за все драться, теряет девушку, теряет уверенность в жизни. При этом ругавшие его правы — он неплохой человек, но только в рамках своего мирка; Кеншин просто не в состоянии понять проблемы и драмы, переживаемые людьми другого классового положения. Он не зачерпывает жизнь обеими руками, а скользит по поверхности.

Особенно жестко режиссер поступил с Танабе. Честно говоря, когда альтруистка Танабе, постоянно говорящая "друзья друг друга не бросают" и "любовь — это очень важно", оказывается на Луне с умирающей Клер и минимальным запасом кислорода, волосы встают дыбом. Датчик краснеет, Танабе хватает воздух ртом, тянется к клапану на чужом скафандре... Невыносимая сцена. Совершенно невыносимая. Я далека от того, чтобы рассказывать вам, чем это закончилось, но о подходе это дает отличное представление. Взаимоотношения Ай и Хачимаки обнажены, просты, предсказуемы, их роли расписаны заранее, исход решен, и отсутствие тайны, схожее с неумением Танабе что-либо скрывать, страшат.

Есть в "Странниках" место и юмору. Правда, он вполне укладывается в русло стандартных "дурашливых" серий, которые должны разрядить обстановку, и под стать героям незатейлив. Качество такого юмора низкое, балаганное, он дает возможность перевести дух, но ради анекдотов и экшна брать "Странников" не стоит, это специфическое развлечение. Особняком стоит лишь гениальная серия, в которой Фи спасает станцию от разрушения из-за того, что ей негде покурить. После того, как курительные кабины на родной станции закрываются, а похожий на коммивояжера пропагандист читает ей нотацию, Фи обламывается с курительной кабиной в собственной секции. Она едет в соседний город — и тоже терпит поражение. Окончательно взбесившаяся Фи идет на риск ради того, чтобы из космоса окончательно не исчезло место, где возможно посмолить немного, — и совершает подвиг. Совершенно блестящая история в правильном комическом ключе.

Резюмируя: "Странники" — аниме не для всех. Оно неторопливое, мелодраматичное, однако выигрывает за счет основной идеи и взгляда на персонажей извне, превращающего их в незначительные огоньки на картине вечного безмолвия. Я вряд ли стала бы его рекомендовать человеку, попросившему "посмотреть что-нибудь крутое". Но для разбирающихся это неплохой опыт.

(14.03.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: