Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Лемони Сникет: 33 несчастья / Lemony Snicket's A Series of Unfortunate Events (2004)


Лемони Сникет: 33 несчастья
Средняя оценка: оценка: 3.5
2004. США / Германия. 108 минут.
Жанр: сказка.

Режиссер: Брэд Силберлинг.
Сценарий Роберт Гордон по романам Лемони Сникета,
оператор Эммануэль Либецки,
композитор Томас Ньюман,
художники-постановщики Тони Фаннинг, Уильям Хокинс, Мартин Уист,
костюмеры Коллин Этвуд, Донна О'Нил,
редактор Майкл Кан,
продюсеры Лори МакДональд,.

В главных ролях: Джим Керри, Лайэм Эйкен, Эмили Браунинг, Кара и Шелби Хоффман.
В ролях: Джуд Лоу, Тимоти Сполл, Мерил Стрип, Дастин Хоффман, Кэтрин О'Хара, Билли Конноли, .

Награды:
2005 — лучший грим — Вэлли О'Рэйли (глава отдела грима), Билл Корсо (гример Джима Кэрри) — Оскар; Excellence in Production Design Award (Feature Film — Period or Fantasy Film) — Art Directors Guild; международная награда — австралийский киноинститут; BMI Film Music Award; Награда Гильдии Костюмеров(Колин Этвуд); выбор плохого парня (Джим Кэри) — награда "Выбор тинейджеров"
2004 — лучший грим — Phoenix Film Critics Society Awards.

Версия для печати

А. Ботев (и Сладкая N): 33 книги в одном несчастном фильме

оценка: 3.5

Lemony Snicket's Series of Unfortunate Events — такие культовые детские книжки. В прошлом году вышла последняя, тринадцатая книга в серии, а кроме того, есть еще много чего вокруг. Письма к Беатрис, чего-то про графа Олафа. На русский Unfortunate Events переводится как 33 несчастья. В каждой книжке — по 13 глав (только в двух последних, вроде, по 12), и события, которые там описываются, настолько беспросветны и безысходны, что уже перестают даже раздражать и вызывать ненависть к героям (часто, когда у героев все настолько плохо, ты им уже не сочувствуешь, а только ненавидишь их за это), а оставляют что-то вроде надежды и желания бороться с несчастьями. Исключительно из чувства противоречия. Потому что все, абсолютно все мрачно, жутко и беспросветно. У троих детей родители погибли при пожаре, и дом сгорел, и все сгорело. Есть наследство, но они не могут им распоряжаться еще шесть лет. В первой книжке они попадают к страшному опекуну, который хочет их убить и завладеть наследством. В остальных книжках он тщательно отравляет им жизнь, придумывая новые способы отобрать деньги. Ну и большинство остальных опекунов, к которым дети попадают, тоже оставляют желать сильно лучшего.
Сам Лемони Сникет, кстати, — мистификация. Его не существует. Это писатель по имени Daniel Handler.

Фильм снят по трем первым книжкам. Оно и понятно — никаких кассовых сборов не будет, если также тщательно размазывать неприятности по экранному времени, как они размазаны по страницам книг. Поэтому события трех томов спрессованы в один фильм, от этого они утратили большую часть силы. Никто даже не успевает переодеться. Раз, раз, раз, и все. Одно из самых страшных детских ощущений — это то, что какая-то беда будет продолжаться вечно. Что так теперь будет всегда. Она, эта беда, может, сама по себе занимает не так много времени, но по сравнению с твоей жизнью — в общем-то, не мало. От этого куда хуже. А тут речь идет о действительно страшных вещах, еще более страшных от того, что они непоправимы, они на всю жизнь, но все так мельтешит, что не успеваешь задуматься. Собственно даже не понимаешь, что можно задуматься. Основная идея книжек — про то, что бывают истории, которые кончаются плохо, что люди умирают и все такое — тут изрядно задвинута. Зато есть некая интрига, какие-то подзорные трубы, какое-то тайное общество. Это по законам жанра, иначе не снимешь фильма, но зачем, зачем. Это главная претензия к фильму — не успеваешь прочувствовать ужас ситуации.

В книжках — очень интересный язык. Ненавязчиво и очень юмористически объясняются сложные или непонятно употребленные слова, постоянная игра слов, множество каламбуров. В фильме это, понятно, передать невозможно. Средствами фильма язык заменяет красивая картинка. Для любителей технологии HDR. Нереальные пейзажи странных, несуществующих цветов, неестественный свет. Сама по себе такая картинка в больших количествах скорее вызывает неприятие, но тут она очень уместна. Действие происходит непонятно где и непонятно когда — в книге это тоже не очень понятно. Бывают истории, которым вредит такого рода конкретика. Объяснять, что это где-то не у нас и не сейчас — слишком долго и того не стоит, не объяснять — слишком много неправдоподобного. Ну и пошло оно все, в конце концов — для самой истории это не так важно.

Актеры чудесные. И очень красивая Эмили Браунинг (в роли Вайолет Бодлер). Кстати, вместо Мерил Стрип в этом фильме должна была играть Глен Клоуз, а вместо Джима Керри — Джонни Депп. И еще кстати, режиссером должен был быть Тим Бартон, а никакой не Брэд Силберлинг (который, еще раз кстати, снял беспонтовый "Город ангелов", переделку "Неба над Берлином"). Зато от Тима Бартона остались оператор "Сонной лощины", костюмер "Большой рыбы", дизайнер той же "Сонной лощины" и т.д. От этого фильм выглядит прямо как бартоновский. И вот в бартоновской его части это почти шедевр, я серьезно. Жалко, что Бартон отказался от этого фильма.

Кстати: по безумству пейзажей похоже на вышедшую на год позже "Страну приливов", но сильно выигрывает по сравнению с этим фильмом в осмысленности. Ну, тут выше уже написано про оправданность технологии HDR.

Еще хочется сказать про титры. Титры (они после фильма) на редкость хороши. Прямо-таки еще раз хочется пересмотреть эти титры. Чуть ли не больше, чем сам фильм. Лучше даже, чем в последнем Джеймсе Бонде.

В общем: все было бы ништяк. Но Брэд Силберлинг своим неуемным стремлением сделать все подинамичней опять засрал хорошую идею.

(06.04.2008)

Версия для печати


Мор: Зловещая судьба сирот Бодлеров

оценка: 4

За последние пять лет вышло два фильма, относительные неудачи которых я понять не могу. Это "Небесный капитан и мир будущего" и "33 несчастья". Оба фильма мастерски сделаны, в оба вложен гигантский труд и оба обладают тонким юмором, но публика встретила их весьма сдержанно. Лемони Сникет — это вымышленный персонаж, под вывеской которого скрывается писатель Дэниэл Хэндлер. Сникет в форме небольших забавных томиков ведет репортажи о сиротах Бодлер, чьи родители сгорели, оставив приличное состояние, на которое покушается мошенник, плут и негодяй граф Олаф. Стремясь избежать печальной участи, сироты следуют от опекуна к опекуну. Даже положительные герои не смогут им помочь, а в "Зловещей лесопилке" оптимист так и вовсе самый беспомощный персонаж. В итоге Бодлерам приходится полагаться только самим на себя, ведь Вайолет — изобретатель, Клаус — книгочей, а Солнышко — младенец.

Полная черного юмора, ссылок на различные культурные и литературные феномены и замысловатых приключений сага о страданиях трех сирот Бодлер мне страшно понравилась. После добрых и милых историй полноценное путешествие с остановками вроде "Гадкий городишко" и "Изуверский интернат" следует ценить. Редко где встретишь реальное отношение к делу:

"Если вам довелось пережить хоть одну неприятность, то вам, вероятно, говорили, что утром вам станет лучше. Это, разумеется, полнейший вздор, потому что неприятность остается неприятностью даже прекраснейшим утром. Например, если бы единственным подарком, которой вы получили на день рожденья, был крем для выведения бородавок, кто-нибудь наверняка посоветовал бы вам хорошенько выспаться и дождаться утра, но утром тюбик с кремом для выведения бородавок по-прежнему лежал бы рядом с нетронутым праздничным тортом и на душе у вас было бы так же скверно, как и прошлым вечером"

В экранизации уместились три первых томика серии — "Скверное начало", "Змеиный зал" и "Огромное окно". Можно сказать просто: мрачная стилистика сказки и напряженный ритм событий в сочетании с прекрасной музыкой и артистичными работами актеров. Тонкий юмор, киноссылки, загадочные декорации, угрожающая, но не угнетающая атмосфера, но самое удивительное — не вызывающие отторжения лица детей. Практически во всех экранизациях детских произведений главные герои похожи на пацанов с рекламы масла, их пухлые щеки и глаза без проблеска мысли вызывают острую ненависть. Здесь кастинг блестящий: Эмили Браунинг — настоящая готическая девушка, Лайам Аикен — задумчивый рыжий мечтатель, даже младенец-Солнышко на редкость обаятельна (Солнышко разговаривает с помощью специального языка). В роли злодея Олафа, воображающего себя актером и фанатеющего от изменения личин, снялся Джим Керри. Трудно было подобрать кого-то, более подходящего на роль. Олаф — нечто среднее между паяцем и опасным психом. Суть "33 несчастий" — трудно нащупываемая граница между смехом и слезами. В ситуации Бодлеров формально ничего смешного нет, однако события складываются так гротескно, что не усмехаться невозможно. Человеческая глупость, чрезмерные опасения или наивность тоже не повод для смеха, но ведь мы над ними посмеиваемся.

"Например, если бы аллигатор отъел оптимисту левую руку, тот мог бы сказать приятным и полным надежд голосом: "Ну что ж, это не так плохо. У меня нет больше левой руки, но зато теперь никто не будет донимать меня вопросами, левша я или правша". Хотя большинство из нас скорее сказали бы: "Аааааа! Моя рука! Моя рука!"

Бодлеры пытаются избежать самых странных смертей и опасностей, попадая во все более серьезный переплет. Им нужно не только бороться за свою жизнь и постоянно мчаться, переодеваться, выдумывать, но и распознавать наметившиеся контуры заговора. "33 несчастья" это не детское кино в прямом смысле этого слова, но именно поэтому оно такое увлекательное. В первоисточнике это-то и покоряло. Многие авторы детей не любят, но это не мешает им писать про них. Дети, если поразмыслить, должны вызывать не любовь, а раздражение. Еще бы — ты работаешь целый день и осознаешь колесо, в которое попал, а детям хоть бы хны. Они играют в песочек и познают мир, с них спрос близок к нулевому. Потому нет ничего приятнее того, чтобы описать похождения детей не с позиций поисков ромашек, а с позиции "Как бы выжить". Одновременно каждый взрослый помимо этого раздражения испытывает еще и острое ощущение дежа вю, которое заставляет поддерживать слабого, разгонять хулиганов или рассказывать сказку плачущей девочке. У детей есть преимущество перед нами, но есть и огромный недостаток — они еще не знают, что все правила, которым их обучают, условны. Детям никогда никто не верит, от них отмахиваются, и это не может не обижать. А потому очень изобретательные и упорные сироты Бодлеров в итоге все-таки выбираются из ловушек, расставленных им графом Олафом. Лемони Сникет вот-вот, кажется, начнет крошить всех в капусту и скормит пиявкам, как скормил тетушку Бодлеров, но потом проявляется мудрая улыбка хитрого сенсэя, которая подталкивает дать эту книжечку кому-нибудь из собственных отпрысков. В фильме такая позиция приобретает бертоновские ноты — вроде бы, опасности кругом, но ты не воспринимаешь их реально. Ты получаешь удовольствие от вещей, которые мало кто способен совместить, — от легкого злорадства и в то же время от облегчения.

Экранизация дает возможность погрузиться в чужой, непривычный мирок и пожелать присоединиться к Бодлерам, несмотря на все напасти. Если выбирать сказку, то такую. Неудивительно, что драма "Мост в Терабитию" стала для меня лучшим детским фильмом прошлого года — когда авторы не заигрывают с детьми, получается лучше всего.

(07.04.2008)

Версия для печати


Дмитрий Савочкин: 33 киногения и один сценарист-дебил

оценка: 3.5

Бреда Силберлинга надо расстрелять. Чтоб другим неповадно было.

Умудрившись взять прекрасный книжный материал, на основе изящной, завораживающей идеи, он создал настоящее визуальное пиршество, подчёркнутое великолепной актёрской игрой целого ансамбля (во главе с Керри), и при этом использовал так аляповато склёпанный из трёх книг сценарий, что фильм провалился в прокате, был осуждён критиками, и превратился ещё в одну мертворожденную рождественскую франшизу, продолжения которой мы так никогда и не увидим.

За такое надо убивать.

Я понимаю, что сценаристом картины был не Силберлинг, а некто Роберт Гордон (запомните это имя, и дайте ему в морду при встрече). Но неужели же не видно, что это лажа? Самая настоящая, стопроцентная, кондовая лажа? Весь фильм нам намекают на какую-то "тайну", какие-то секретные общества с подзорными трубами, неожиданные пожары и огромный глаз. Для того, чтобы в конце нам сказать: "так, пожары и глаз — это вот это, ну да, то, что вы с самого начала подумали, а про общества и подзорные трубы мы вам в следующий раз расскажем". Вот это гадство "в следующий раз расскажем" — самое паскудное, что может себе позволить сценарист. Потому что в большинстве ситуаций следующего раза может и не быть. И девушка, простите, уйдёт неудовлетворённой.

Это вдвойне обидно, потому что всё остальное в картине сделано просто на пять с плюсом. Если не больше.

Визуальный ряд продуман до самых незаметных мелочей. Эстетика "вневременья", застрявшего где-то между готикой, нуаром, дизельпанком и современным субурбаном. Когда автомобили ещё были большими, а телефоны, будучи огромными чёрными дисковыми бандурами, тем не менее, уже мобильные, и по ним можно говорить из машины. Каждый кадр — экстаз и визуальный оргазм. Дом графа Олафа. Железнодорожная развязка. Сенпентарий. Висящий на скале над озером дом тётушки Джозефины. Каждый предмет, каждая бумажка, и каждая буква на этой бумажке — всё продумано и выверено.

Прекрасная актёрская игра. Хорош Тимоти Сполл, хороша Мэрил Стрип, хороши дети. Но особенно хорош Джим Керри. Почувствовав под ногами почву в виде крепкого характерного персонажа, Керри начал жечь, и жжот так, что кажется, можно убрать из кадра всё, вообще: и декорации, и других персонажей, и оставить одного Керри — и ты будешь не отрываясь пялиться на него часами. Особенно показательна здесь игрушка в дополнительных материалах на лицензионном ДВД. Там есть такой кадр, поделенный на 4 части, где 4 Джима Керри входят в образ (то есть просто отжигают ни о чём). Ты можешь включить звук любого из них, и смотреть при этом на всех четверых одновременно. Завораживающее зрелище!

И, наконец, хорошая сюжетная основа. Основанный на очень добротном литературном источнике, "33 несчастья" показывает действительно интересную, и богатую возможностями историю.

Ну и зачем же так лажать?

Разумеется, я поставлю фильму... ну, пусть три с половиной балла. Потому что художники, костюмеры, актёры и вся остальная творческая братия не виновата в том, что у них сценарист-дебил. Но в графе "пометки" обозначу, что фильм-незачот. Увы. А какая хорошая могла получиться рождественская франшиза...

(07.04.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: