Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


39 ступеней / The 39 steps (1935)


39 ступеней
Средняя оценка: оценка: 3.5
1935. Великобритания. 86 минут.
Жанр: детектив / приключенческий / триллер / шпионский.

Режиссер: Альфред Хичкок.
Сценарий Чарльза Беннета и Иэна Хэя по роману Джона Бекана,
оператор Бернард Ноулз,
музыка Хуберта Бата, ДЖека Бивера и Чарльза Уильямса,
редактор Дерек Твист,
художники-постановщики Альберт Джульон, Оскар Фридрих Верндорф,
продюсер Майкл Бэлкон.

В главных ролях: Роберт Донат, Мэдлин Кэрролл.
В ролях: Люси Манхейм, Годфри Тирл, Джон Лори, Пегги Эшкрофт, Франк Селье, Вайли Ватсон и др..

Интересные факты о фильме:


  • Традиционное камео Хичкока: около седьмой минуты он идет по улице и выкидывает мусор.
  • Исполнители главных ролей, по сюжету прикованные друг к другу, были на самом деле прикованы друг к другу в течение нескольких часов, потому что Хичкок притворился, что потерял ключ от наручников. После этого у Мэдлин Кэрролл несколько дней не проходили следы от наручников.
  • По этому роману Джона Бекана было снято еще три фильма с тем же названием: Ральфом Томасом в 1959 году, Доном Шарпом в 1978 году и Джеймсом Хоуэсом в 2008 г., не считая пьесы Патрика Бэрлоу, идущей с 2005 года в Великобритании и США.
  • Кроме того, это название имеет кнадская рок/панк группа, известная тем, что ее сингл 'Slip into the Crowd прозвучал в фильме Вуди Аллена "Ханна и ее сестры". Главный герой фильма также канадец.
  • Роман "39 ступеней" на языке оригинала доступен здесь. А на русском — здесь.

    Версия для печати

А. Ботев (и Сладкая N): Молодость мира

оценка: 4

В 1935 году кинематограф был молод. Первый фильм со звуком появился всего восемь лет назад. Дамы были блондинки, джентльмены — мужественны и все — прекрасны.

Сейчас "39 ступней" — хороший детский фильм. Со шпионской организацией, приключениями, погонями, наручниками и прочими необходимыми вещами. В принципе, он может чем-то напугать ребенка — но совершенно по-другому, чем это принято делать сейчас. Нож в спине — не очень приятная вещь, но не думаю, что им можно кого-то удивить на фоне сегодняшних детективов и триллеров. Напряжение и саспенс — только в ощущении, в тенях, в скрипах окон, в нехватке времени. Как это и должно быть. Для такого фильма — про таинственную шпионскую организацию — гораздо правильнее и сложнее создать ощущение, чем утопить все в крови.

Так сейчас, а раньше — кинематограф был молод и не обременен историей. Штампов не существовало. Белокурые леди небольшого ума могли в свое удовольствие ехать в Шотландию и закатывать глаза, когда к ним врывается таинственный герой в усиках. Суровые и молчаливые мужчины, приходя домой, не снимали пальто. Злодеи хрипло обсуждали свои злодейские планы, нимало не заботясь о том, что их можно услышать. А пуля, пущенная в грудь герою, утыкалась в молитвенник. Так все и было, так все и должно быть. В 1935 году это еще не стало классикой, потому что самой классики не существовало. Также не существовало толп сценаристов и режиссеров, которые за какие-то 50-70 лет навтыкали такое количество ножей в спины авантюристок, отправили такое количество сильных молодых людей куда-то к черту на рога искать английского профессора, о котором ничего не известно, что потерялись все полутона и ощущения. Также не существовало толп кинокритиков, которые, не умея удержать в голове историю кино, которой теперь уже много, и ту тысячу фильмов, которые надо посмотреть before-you-die, планомерно объявляют вторичными все детали — кроме чего-то уж совсем эдакого. И для того, чтобы снять дютюктивный фильм теперь, нужно изогнуть сюжет в двадцати местах, закрутить его сильнее поросячего хвостика и обогатить производителей кетчупа и клюквенного сока.
Тогда же еще можно было позволить себе логичный и непротиворечивый сюжет. Теперь он удивляет своей стройностью. Концы сходятся с концами, в каждом кадре что-то происходит, но не десять разных событий.

В общем, смотреть "39 ступеней", конечно, лучше всего было в детстве, когда уровень развития личности примерно соответствует уровню развития кинематографа в 30-х годах. Тогда не раздражает схематичность героев, манера съемки, флэшбэки, наплывы камер и вообще некоторая наивность. Но и потом тоже очень важно посмотреть "39 ступней" — помимо того, что это просто хороший фильм, можно заодно понять, как устроено развитие кино.

(06.04.2008)

Версия для печати


Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "39 ступеней"

оценка: 4

Не люблю шпионские фильмы, даже если их делает самый "авторский из коммерческих" режиссеров Хитч. Мне они кажутся одинаково скучными независимо от режиссерского почерка. Но в "39 ступенях" нашлось что-то занимательное и для меня. Это — юмористическая интонация и романтика. "К северу через северо-запад" Хитча считается базальтовой глыбой, на которой был возведен разветвистый и раскидистый монумент бондианы, вернее, ее стиля, потому что суперагент в фильме Хичкока уступал место спокойному инертному "не тому" человеку. Но все это было еще в "39 ступенях". И не только это. Метафорический монтаж в "39 ступенях" — ну чисто пудовкинщина. Например, когда домовладелица открывает ключом дверь в квартиру и видит мертвое тело Анабеллы, она раскрывает рот. Крик же изображается гудком паровоза, который вырывается из черного туннеля, — в этом поезде едет Ричард Ханней, обвиняемый в убийстве. Вырвавшись из Англии в спасительную Шотландию, он как бы рождается заново. Это самый запоминающийся для меня эпизод в фильме. Таких коротких, но ярких эпизодов там будет немало. И они обогащают фильм, делают его явно умнее и привлекательнее гламурной бондианы, где продуманность мизансцен и остроумные монтажные решения заменены внешним трюкачеством и спецэффектами. И та же тема с бесконечными инициализациями Борна: даже если режиссеру удастся выдать главгера за интеллектуала, то пространство кадра все равно останется парадоксально скудным, не поможет даже фокус с насыщенным до мельтешения в глазах видеорядом и бессмысленно-беспощадным клиповым монтажом. Наверно, вот поэтому Хитч был и остается самым "авторским из коммерческих" режиссеров, а Пол Гринграсс, не говоря уже о Теренсах Янгах и пр., навсегда останутся в истории кинематографа хорошо образованными ремесленниками.

(07.04.2008)

Версия для печати


Дмитрий Савочкин: 39 Хичкоков

оценка: 3

Хичкок — один из авторов жанрового кино, как такового. И один из очень немногих режиссёров, картины которых запросто можно пересметривать даже по прошествии... это скольки же?.. это, получается, семидесяти трёх лет! Мой дедушка только-только родился, получается, когда Хичкок сделал эту свою фильму.

О самом фильме писать даже как-то странно. Конечно, используемые автором приёмы безнадёжно устарели. Но надо сказать, что устарела только реализация, но не сами сюжетные ходы, которые, приблизительно с этого времени, в жанровом кино вообще не эволюционируют. И конечно, всё изображаемое на экране с позиций двадцать первого века непроходимо банально — потому что с того момента и до сегодняшнего дня подобного наснимали тонны и тонны. Но ведь, опять же, это оно сегодня банально. А в 1935 году это было очень даже ничего, вполне себе оригинальное шпионское кино.

Кроме того, есть две вещи, которые неожиданно настраивают зрителя на доброжелательный лад. Во-первых, это вопиющая жанровость картины. Все развешанный по стенам ружья обязательно выстрелят в нужный момент. Из-за этого в фильме практически нет проволочек, и действие не провисает и не замедляется ни на секунду. А во-вторых, фильм снят в потрясающем ироническом ключе (не знаю уж, досталось ли это картине от книги, по которой она поставлена, или просто Хичкок решил снять наполовину триллер, наполовину — самопародию). Из-за отсутствия этой дурацкой серьёзности, присущей большинству шпионских картин, "39 ступеней" смотрятся легко, и заскорузлая подача материала совершенно не раздражает, наоборот, выглядит эдакой "фишкой".

В целом, отзыв человека, впервые посмотревшего этот фильм на прошедших выходных — весьма неплохо. Жаль, что Хичкок не умел размножаться почкованием, его бы надо было поставлять на киностудии разных стран, и расстреливать тех говнорежиссёров, что снимают потоки спевдоразвлекательной дряни, не имея ни малейшего представления о том, как это делается.

ЗЫ: кстати... только тссс, никому не говорите... я знаю этого человека без мизинца... это один из авторов нашей "Экранки"... его зовут... ааа... ооо.. неееет... я умираааю... это яяяд.. аа....

(07.04.2008)

Версия для печати


Юлия Ульяновская: Рецензия на фильм "39 ступеней", или никогда не разговаривайте с незнакомцами

оценка: 3

Я одинаково хорошо понимаю и Хичкока, и его зрителей. Хичкока, который обиделся, словно кентервильское привидение, увидав однажды, что на его фильмах не замирают от страха и напряжения, а хохочут, и перестал снимать. И зрителей, смеющихся зрителей. Его триллеры, до сих пор способные сойти именно за триллеры, а не приключенческие комедии — это "Психо" и "Веревка". Всё потому, что они замешаны на сумасшествии, одержимости — ведь именно это в настоящее время продолжает считаться страшными, в отличие от бытовых убийств, шпионских организаций и прочих глупостей, которыми пестрят новости и которые вызывают зевоту и раздражение. В фильме "39 ступеней" все персонажи клинически здоровы и патологически адекватны, поэтому если бы в нем не оказалось ничего юмористического или за счет мелких нелепостей смешного, смотреть его не было б никакого смысла — кроме собственного общего развития, естественно. Но я просто не могу не отдать должного Мастеру, научившему все последующие поколения киношников рациональному и хладнокровному подходу к запугиванию населения. Он вычислил в жизни и воплотил в своем кино множество архетипических, а нынче — хрестоматийных штучек, заставляющих даже самого пробитого зрителя вжимать голову в плечи — как цыпленка, по которому скользнула тень ворона. И, к моему великому удовольствию, "39" полон ими, как сказка избитыми метафорами. Скажем, не приводи в дом странных баб с улицы. Женщина пристает к Герою после паники в мюзик-холле и просится пойти с ним. В квартире совершает ряд на первый взгляд несовместимых с умственным здоровьем вещей — "выключите свет, отверните к стене зеркало, закройте шторы, не снимайте трубку". Герой комически (кармически) спокоен — и выполняя просьбы странной женщины, и выслушивая ее бредовое вроде бы сообщение о тайной организации, краже информации и преследователях-убийцах. Всё это время, нагнетая вялое раздражение, звонит телефон. Действительно, таинственную фосфорическую женщину ночью кто-то убивает столовым ножом в спину, после чего она успевает вручить Герою клочок карты с обведенным населенным пунктом, куда Герой и направляется, попутно избегая полиции, вполне логично полагающей его убийцей. Нормально было бы продолжить в духе "на пути его ожидает множество приключений и встреча, что изменит его судьбу". В этом продолжении чувствуется такая же мерзостная пикантность, которая встречается и в фильме — в те моменты, когда Герой уговаривает молочника отдать китель, или когда перемигивается с хозяином гостиницы. Этот миф называется "беспроигрышные знаки мужской солидарности": "Я был у замужней женщины, а на улице меня поджидают ее муж и брат. — Конечно, о чем речь, держи китель! А то шпионы какие-то, тайны". Для услады взглядов возникают рядом наручники и чулки, два сказочных фетиша. В Хичкоке есть набоковская синтетичность — он хочет красивой ветвистой схемы "стимул -> реакция", плевал на человеческий фактор и в кино играет как в шахматы. Но как бы эти шахматы затасканно не выглядели, периодически, глядя на их ловкие перемещения, люди продолжают ловить свои нервы на том, что они подергиваются в соответствии с холодным режиссерским замыслом. Разница лишь в том, что тогда это было круто и натурально, а теперь — смешно и познавательно.

(07.04.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: