Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


А. Ботев (и Сладкая N): Эволюция стимпанка в экранизациях Жюля Верна: случай Земана


Три фильма — "Тайна острова Бэк-Кап" (1958), "Украденный дирижабль" (1967) и "На комете" (1970) составляют трилогию фильмов по Жюлю Верну, снятую чехословацким режиссером Карелом Земаном. Интересно, что литературные первоисточники с каждым разом отодвигаются все дальше в глубь времени — первая экранизация отстоит от "Флага Родины" на 62 года, вторая от "Двух лет каникул" на 79, третья от "Гектора Сервадака" — на 93. И, словно повинуясь неизбежному бегу времени, экранизации все сильнее отличаются от оригинала. А жанр становится все более и более ретро-фантастичным.

Первый фильм, "Тайна острова Бэк-Кап", меньше всего отличается от первоисточника. Это подчеркнуто тем, что в качестве декораций используются практически те гравюры, которыми иллюстрировались книги Жюля Верна. Однако уже здесь появляются фирменные земановские дирижабли, молнии, смешение и буйство стихий, пираты и прекрасные девушки, о которых будет написано дальше. Гравюры сами по себе довольно страшные: они создают зловещую атмосферу всеобщей механистичности; человек еще думает, что машины скоро обуздают природу; считается, что прогресс — безусловное благо; торжествует гигантомания ("Титаник", "Большая Берта") и материалистическое мировоззрение (можно даже искусственным путем вырастить Франкенштейна!) — однако уже просыпается в глубине мирового океана Ктулху, из Трансильвании выползает Дракула, а с Марса прилетают зловещие механические же пришельцы. — — Подсознательный страх перед машинами.

Жюль Верн писал именно об этой эпохе механистичности. Все приметы эпохи на своих местах. Гигантомания, например, проявляется в огромных пушках и непонятных механизмах; пираты превратили в свою лабораторию целый остров! Все это — приметы зловещего стимпанка, течения, появившегося не так давно, но имеющего, как все более или менее значительные течения, предшественников. Фильм Земана можно отнести к раннему стимпанку, а самого Земана считать его предтечей.

Стимпанк я бы проще всего определил как future-in-the-past фантастики. Ретро-футуризм. Это фантастика, которую писали бы в паровой век, с космолетами, грубо говоря, работающими на пару. Как любая фантастика, она может быть оптимистичной и пессимистичной. Вот Жюль Верн, например, в целом оптимист, а Альбер Робида в целом пессимист.

Но дальше о Жюле Верне. Его оптимизм заразителен, он действует даже на Земана. Наиболее оптимистическое future-in-the-past Земан демонстрирует во втором фильме, "Украденном дирижабле". О, что там за приспособления, вы бы видели! Прекрасно показаны наивные представления о прогрессе и науке. Механическая лошадь; трубочки и струбциночки для подслушивания и подглядывания; воздухоплавательные сооружения совершенно удивительных форм и пропорций. И все это наравне с полетами Отто Лилиенталя, братьев Монгольфье, первыми пароходами и паровозами, трамваями и т.д. При этом люди носят котелки, почтенных господ завлекают на воздушный шар с помощью полуголых девиц, пленка не цветная, но то сепия, то фиолетовая, представления о морали и моде еще принадлежат старому миру. Это все очень удивительно, фантастически! Удивляет не то что обывателя девятнадцатого века, а даже и современного человека изрядно. Future-in-the-deeper-past. Будущее в более глубоком прошлом, откуда это будущее видится совсем безоблачным.

Абсолютно во всех фильмах трилогии имеются следующие элементы или мотивы:

• Дирижабли;
• Прочие удивительные воздухоплавательные средства (При этом воздухоплавание понимается Земаном буквально — плавание по воздуху. Он не видит разницы между двумя стихиями — водолазы плавают и ходят под водой, а воздушные суда имеют гребной винт или весла. В "Тайне острова Бэк-Кап" герой отправляет записку плавать по небу, привязав ее к небольшому воздушному шару, а в "Украденном дирижабле" — плавать по морю, засунув ее в бутылку. Разницы между воздухом и водой нет);
• Гром и молния — намек на будущую могучую энергию электричества, которая позволит пойти по пути прогресса еще дальше и создать даже, быть может, электромобили!
• Пароходы или подводные лодки и проигрывающие им в скорости и маневренности суда старого поколения;
• Пираты;
• Девушка на пиратском корабле (два раза она сбегает, а один раз остается — но только потому, что не знает, что это пираты). В любом случае, она помогает главному герою.

В третьем фильме, "На комете", хитроумных приспособлений гораздо меньше, потому что все действующие лица улетели на комету, а хитроумные приспособления остались на Земле. Оптимизм тоже по большей части остался там (то есть здесь, на Земле). Но и в этом фильме есть и пираты, и девушка с их корабля, и дирижабли, и все, что полагается. Здесь мы видим будущее-в-еще-более-глубоком-прошлом. На комете остались динозавры, которые не боятся относительно современного огнестрельного оружия — но пугаются звона кастрюль — может быть, благодаря генетической памяти, свидетельствующей о том, что Железный Век наступил существенно раньше, чем считают исследователи? Или, может быть, пещерные люди фантазировали, что когда-нибудь они изобретут железо и будут пугать тиранозавров, а на огнестрельное оружие не хватало фантазии? Так или иначе, здесь будущее видится из совсем уж прошлого.

И, как и следует ожидать, во всех фильмах природа людская не меняется, о чем говорит существование пиратов, и что они всё время похищают девушек. В любом времени пираты будут похищать девушек, а те будут сбегать от них и помогать главному герою. Женщины всегда помогают мужчинам, будь это хоть пещерные женщины и космические мужчины. В этом и есть мудрость тысячелетий!

(24.03.2008)




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: