Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


А. Ботев (и Сладкая N): Художественная ценность как антипод смысла


Часто бывает, что внешние по отношению к тексту идеи и обстоятельства значительно интереснее самого текста. Ну, то есть, вот, пример из жизни: недавно человек сурков написал под псевдонимом какую-то книжку, и все ее стали усиленно хвалить, потому что сначала никто не был уверен, человек ли сурков ее написал или кто-нибудь другой, но хвалили так, на всякий случай. И главная интрига книги заключалась в том, кто ее написал. Внешние обстоятельства здесь, я подозреваю, гораздо интереснее самого текста. Или там какой-нибудь путешественник напишет книжку "Как я похудел на семнадцать кило за полтора месяца", и все бросаются ее читать не потому, что ждут чего-то интересного от текста, а тоже хотят похудеть на семнадцать кило за полтора месяца. Внешнее обстоятельство — что некто похудел на семнадцать кило за полтора месяца, этот факт интереснее его описания! Или, например, человек снимает фильм, в котором анонсировано убийство человека суркова — и оно там точно есть, но больше ничего в этом фильме нету. Этот анонс — тоже внешнее обстоятельство. Ну и так далее.

В процессе написания предыдущего абзаца, который, в общем-то, должен был быть широким зачином к очередному ремэйку "Семи самураев", я придумал следующее важное определение, настолько важное, что следствия из него образовывают целую статью. Вот это определение:

Определение 1. Под внешними к (художественному) тексту обстоятельствами можно понимать все сведения, которые читатель имеет или может получить без прочтения самого текста.

Примеры 1 – 3. То есть, например, сюжет, который можно описать отдельно — это внешнее к тексту обстоятельство. Сведения о том, кто написал книгу, получила ли она нобелевскую премию — это тоже внешние обстоятельства. Любая рецензия на любой текст — это внешнее по отношению к тексту обстоятельство.

Заметим, что в определении ничего не говорится о том, получены ли читателем сведения о тексте до или после его прочтения. Это совершенно неважно. Легко представить себе, чтобы внешние обстоятельства, полученные постфактум, могли изменить ваше отношение к тексту. Если чуть-чуть подумать, то так же легко понять, что некоторое знание о тексте может необратимо повлиять на ваше к нему отношение. Априорное и апостериорное знания с этой точки зрения (способность или неспособность влиять на восприятие текста) симметричны. Поэтому отношение к тексту, которое на первый взгляд кажется его внутренним свойством (ведь нельзя им обзавестись, не прочтя текста), на самом деле внешнее. Это понятно и с житейской точки зрения: внешние обстоятельства, полученные постфактум или заранее, могут изменить лишь ваше отношение к тексту, но не изменят самого текста. Из всего этого, среди прочего, следует и то, что объективного или хотя бы однородного для всех индивидов восприятия текста не существует (поскольку любое восприятие — это внешнее по отношению к тексту обстоятельство, зависящее от других внешних обстоятельств, набор которых для всех индивидов различен). Ну и, наконец — что сущность любого художественного текста непознаваема. Такое уж я придумал определение! Из него следуют увы, неутешительные выводы.

Но следуют из него и утешительные выводы!

Определение 2. Внутреннее по отношению к тексту обстоятельство — любое сведение о тексте, не являющееся внешним обстоятельством.

Из этого определения следует, что текст — замкнутое множество с точки зрения обстоятельств.

Определение 3. Нехудожественный текст — текст, не имеющий внутренних обстоятельств. Художественный текст — текст, имеющий внутренние обстоятельства.

Иными словами, собирая воедино все предыдущие определения. для понимания художественного текста его необходимо прочесть; для понимания нехудожественного текста достаточно услышать его пересказ.

Пример 4. Стихотворение "Дыр бул щил" — художественный текст.

Пример 5. Ни одна математическая формула не может являться художественным текстом, поскольку любую формулу можно пересказать без потери смысла.

Пример 6. Почти все художественные фильмы являются художественными текстами.

Понятно, что определение художественности сводится к возможности пересказа. Если текст можно пересказать своими словами, он не художественный.

Сладкая N. сказала мне, что в модели Смысл ↔ Текст Мельчука под смыслом текста понимается его инвариант относительно синонимических преобразований. Художественная ценность текста, по всем нашим вышеприведенным определениям — это то, что при синонимических преобразованиях как раз теряется. Таким образом, можно без натяжки сказать, что художественная ценность — это нечто, противоположное смыслу.

(08.10.2010)


Авторский вопрос. Является ли данная статья художественным текстом с точки зрения высказанных определений и примеров?

Является 14
Не является 51
Я эту статью не понял 32



Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: