Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Алексей Нгоо: Хитч


Хитч Вчера с удивлением обнаружил, что Альфред наш Хичкок всего на 10 лет младше Фрица Ланга, на пять лет — Жана Ренуара, на год младше Эйзенштейна и аж на 2 года старше Григория Александрова! Вот так совершенно случайно я осознал, что Хичкок по рождению принадлежит к первой волне гениев, собственно превративших кинематограф в искусство. Парадокс в том, что он совершенно не ассоциируется со своими современниками. Кажется, что Эйзенштейн, Ренуар и Ланг — это седая древность, режиссёры, заставшие динозавров, тогда как Хичкок — если и не современность, но где-то на подступах к ней (ну кто поверит, что "М" Ланга снят всего на три (!) года раньше, чем "Человек, который слишком много знал"?!)

Думается, дело в том, что все вышеперечисленные режиссёры быстро, ещё в молодости, входили в разряд гениев и быстро перегорали, к старости утрачивая актуальность своего кеновзгляда, и оставаясь в культурной памяти вечно молодыми героями 20-30-х годов. А Хичкок долгое время оставался не более чем "ещё одним режысёром", пока деятели французского новой волны (подобно хранцузским импрессионистам, "открывшим" лондонские туманы) не увидели в нём едва ли не самого гениального кинотворца. Незаметность и как следствие, свобода, позволила Хичкоку до самой старости не распылить своё кеновидение на потеху продюссерам, оставаясь до конца режиссёром актуальным, полным новых идей.

Эстетическая революция Хичкока, в отличие от революции Эйзенштейна, была подспудной, потаённой, он не стремился сразу одним махом убить 20 мух, а медленно, но верно, из фильма в фильм убивал по одной, загибая свою линию в магистральную трассу современного кеномотографа. Не смотря на то, что многие его методы и приёмы морально устарели (вернее были заменены менее трудоёмкими и более лёгкими для восприятия избалованной публики), в контексте его картин они продолжают выглядеть достоверными. Оказываясь в чорно-белых кеномерах, мы всегда снисходительно делаем поправку на монохром не токма в изображении, но и в поступках и характерах героев. У Хичкока нам не приходится эту скидку делать сознательно, хотя когда нас ставят носом к ней мы вдруг прозреваем.

Интересен в этом плане ремейк "Психо" Ганса ван Сента — в цвете переснятый "слово в слово" хичкоковкий оригинал. Смотрячи его в какой-то момент понимаешь как странно выглядит в современных декорациях многие приёмы — например, привычка Хитчкока накручивать напряжение, акцентируясь на деталях. Как например когда Марион Крэйн собирается, чтобы уехать из города, взгляд камеры всё время падает на свёрток денег, или когда уже при выезде из города, Марион встречает шефа, камера прыгает с лица на лицо, передавая напряжение. Нонче всё делается не так тонко, и филигранно, скорее бы уж нонешние режиссёры, ориентированные на кеноразговор "проговорили" бы момент напряжённости, тогда как для Хичкока "проговаривание" было недопустимым, всё что можно было сказать языком образов и монтажных склеек, должно было быть сказано именно им.

Ван Сентовское "Психо" переводит фильм в новое качество. Смотрячи его, всё время сравниваешь его с хичкоковским вариантом, а смотрячи хичкоковский уже не можешь не держать в уме вариант ван Сента. Фильм становится стереоскопическим, появляется новое измерение и это чудесно! Характерно, что произошло подобное углубление именно с фильмом Хичкока. Эдакое второе открытие Альфреда — сначала Трюффо сотоварищи нашли в его фильмах глубину, теперь ван Сент выдал нам очки, с помощью которых мы можем препарировать мысль режиссёра и проникнуть даже можа глубже, чем мог сам Хичкок. Вместе с тем, это ещё более осовременивает режысёра. Зритель отбирает Хичкока у седой старины и ещё ближе подтягивает к себе. Ага.

(08.11.2006)




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: