Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Владимир Гордеев: Волшебная лампа Аронофски (в соавторстве с Дмитрием Савочкиным)


Даррен Аронофски является культовой персоной, если не сказать — иконой, независимого кино. Во всякой случаем, своей неукротимой энергией, жаждой снимать фильмы и добиваться на этом поприще успеха, он может служить примером всем начинающим кинематографистам.

Родился Даррен в 12 февраля 1969 года в Бруклине и, будучи еще подростком, проявил живой интерес к кино, предпочтя его всем прочим видам искусства. Мальчик торчал в мультиплексах, прерываясь лишь на то, чтоб расписать очередную стену своего родного квартала (граффити было вторым главным тинейджерским увлечением Аронофски). Вступив в пору юности, он не расстался с мечтами творить искусство и отправился в Гарвард, где изучал художественное кино и анимацию. Его первый фильм был сделан в рамках учебного курса и назывался "Чистка супермаркета" (1991). В этой короткометражной трагикомедии снялся актер Шон Гуллетт, который впоследствии будет появляться фильмах Аронофски регулярно. Фильм получил несколько студенческих наград, Даррен приобрел известность в узких кругах и в тот же год отснял еще одну короткометражку "Печенье с предсказанием" по рассказу своего земляка Хьюберта Селби-мл., писателя, которого Даррен безмерно уважал, и с которым, впоследствии, они станут большими друзьями.

Затем Аронофоски продолжил учебу в AFI — Американском Институте Кино. Здесь он снял другую короткометражку — "Протозоа" (1993), посвященную трем подросткам, которые подпали под наркотическую зависимость от телевидения (в "Реквиеме о мечте", снятом по роману уже известного нам Хьюберта Селби-младшего, Аронофски вернется к этой злободневной теме).

Однако ж, дебют в полном метре всё никак не мог состояться. И вот в один прекрасный день 1996 года, три года спустя после выхода "Протозоа", Даррен почувствовал, что готов написать сценарий для настоящего большого фильма. Сказано — сделано. Но вот сценарий написан, а денег на производство фильма как не было, так и нет. (В качестве одной из причин этой оказии можно назвать то, что Аронофски хронически не переваривает Голливуд, Лос-Анджелес и вообще Калифорнию, и все свои работы всегда хотел снимать только и исключительно в Нью-Йорке, что, как вы пониманиете, бывает не так просто). И тогда продюсер фильма Скотт Фрэнклин предложил Даррену пройтись по друзьям и родственникам, и выклянчить с каждого хоть по чуть-чуть. Но Аронофски не просто ходил, да побирался, он показывал сценарий и предлагал "вложиться в фильм". Сценарий производил на людей сильное впечатление, так что в конечном итоге скопилась приличная сумма в размере 60 000 долларов (что, кроме прочего, говорит о числе родственников и друзей Аронофски).

В съемки "Пи" Аронофски вложил все свои умения, приобретенные за годы учебы, и всю свою страсть. Фильм снимался прямо на улицах и в станциях метро Нью-Йорка без согласования с властями, так что приходилось стоять на стреме, а еду для всей съемочной группы готовила мать режиссера. В результате параноидальный фильм, снятый в черно-белом цвете и агрессивной клиповой манере, взорвал мозги зрителей, завоевал несколько призов и моментально был куплен прокатной компанией "Артисан" за миллион долларов (после этого Даррен гордо выдал 150 долларов каждому, кто вложил свою сотню в его картину). Аронофски, получивший Гран-при за лучшую режиссуру на самом престижном американском фестивале независимого кино "Санденс", проснулся знаменитым в одночасье.

Разъезжая по миру за призами, Даррен и не думал останавливаться на достигнутом. Как человек творческий, он начал работать сразу над целой кучей проектов, среди которых ему постепенно удалось устаканить два: это фильм о призраке на подводной лодке во время второй мировой войны, и экранизация романа Хьюберта Селби-младшего "Реквием по мечте". Первый проект медленно хирел, пока Аронофски вообще не решил отложить его куда-нибудь в ящик, где его через два года и найдёт ещё один друг Даррена Дэвид Туи. Но вот за экранизацию романа своего любимого писателя Аронофски взялся с огромным энтузиазмом. Он даже упросил Селби переработать свой роман в полноценный сценарий и умудрился задействовать в съёмках, в общем-то, не самого бюджетного фильма, таких известных актеров, как Эллен Берстин, Джаред Лето (тогда еще, впрочем, не слишком-то популярного) и Дженнифер Коннелли. (Тут, наверное, надо бы сделать ещё одну ремарку, и сказать, что Аронофски приглашает в свои картины почти исключительно земляков-бруклинцев). Так на свет появилась драма о наркоманах "Реквием по мечте", занявшая почетные места на полках многих киноманов. Несмотря на прямолинейный сюжет и зашкаливающую все мыслимые пределы назидательность, фильм стал популярен за счет прекрасной актёрской игры, фантастическим реквиемом, написанным квартетом "Хронос", и все той же клиповой мтв-шной эстетики, которую Аронофски довел до совершенства, и тем самым определил новый стандарт в современном киноискусстве.

Фильм только вышел на экраны, а Даррен Аронофски уже схватился за новую работу. Его неуёмная энергия долго не давала ему понять, что на чём-то надо остановиться, и он параллельно развивал 4 разных проекта, основанных на комиксах и прочих странных лит. источниках.

Лучше и быстрее всего развивался проект "Бэтмен: год первый" по комиксу Фрэнка Миллера (да-да, автора "Города грехов" и выходящего в скором времени "300"). Но уже практически полностью законченный Аронофски и Миллером сценарий проходил внутри "Уорнер Бразерз" инстанцию за инстанцией, пока окончательно не сгинул где-то в безднах бюрократической машины киностудии. Лишь к 2003-ему стало известно, что "Уорнер Бразерз" дадут деньги под параллельный проект Кристофера Нолана "Бэтмен: начало", отчасти основанный на том же комиксе, отчасти на "Бэтмен: хеллоуин" и "Бэтмен: тёмная победа", и уже без привлечения самого Миллера как соавтора сценария.

А любовь к творчеству Миллера породила ещё одну мечту Аронофски: экранизировать миллеровскую серию комиксов "Ронин". Этот проект оказался и вовсе мертворожденным, и не дошёл даже до фазы проработки сценария, зато плавно перерос в экранизацию популярной в Японии серии "Одинокий волк и малыш". Японцы сняли по этим манга 6 художественных фильмов, поставили 4 спектакля, сделали телесериал, видеоигру, и много-много-много всякого другого, что никогда не видели в западных странах. Аронофски пректически договорился о покупке прав на экранизацию в США, но после выхода в 2002ом году фильма "Проклятый путь", поставленном по одноимённому комиксу, основанному в свою очередь на серии "Одинокий волк и малыш" — проект опять-таки забуксовал.

Ещё одно практически мертворожденное детище Аронофски — "Мерцание", экранизация фантастического параноидального романа Теодора Рошака. Аронофски даже пригласил Джима Ульса, автора сценария "Бойцовского клуба", переработать роман в сценарий — и все замерли в ожидании.

Но прошёл год.

Прошёл ещё год.

Прошёл ещё, ещё и ещё год — а о том, что Аронофски хотя бы приступил к съёмкам "Мерцания", ничего не было слышно.

В итоге в 2006ом, через 6 лет после "Реквиема по мечте", Аронофски неожиданно объявил о том, что полным ходом идут съёмки "Фонтана" — истории о любви, расказанной одновременно в трёх временах, со своей женой Рэйчел Уэйз в главной роли. Ну что ж. Что-то, в конце концов, лучше, чем ничего, и мы ждали долгих семь лет, чтобы увидеть новое творение мастера.

Хотя здесь, говоря о привнесённым Аронофски в кино рапидном монтаже, сдвоенном кадре, шизофренческих переходах, и вспоминая поделки современных клипмейкеров, переквалифицировавшихся в режиссеры, мы испытываем чувство скорби. Даррен Аронофски изобрел атомную бомбу. И она взорвалась, засыпав киноэкраны радиоактивными отходами.

Хочется надеяться, что в своем новом фильме Аронофски нашёл способ упрятать джинна обратно в лампу.

(28.02.2007)




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: