Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Мор: Гей-парад на Экранке.ру: фильмы о геях и лесбиянках.


Экранка.ру пристально следит за событиями во всем мире. Наши авторы читают кенийские детективы, участвуют в перманентных революциях и на своей собственной шкуре познают, как живет индийский пролетариат. Так что получайте злободневную статью, навеянную неслучившимися событиями. Гей-парад в Москве провалился, фашисты, объединившиеся с православными хоругвеносцами, побили небольшую группу представителей секс-меньшинств, а милиция пыталась заставить прохожего ответить за все. Но важно не это, а то, что наметился неплохой повод взглянуть на то, как тематика однополых отношений освещена в кинематографе.


Женщины.
История кинематографа знает немало эротических сцен между женщинами. Если верить базе imdb, первый лесбийский персонаж появился в фильме Пабста "Ящик Пандоры" (1929). Им стала графиня Анна, сжигаемая страстью к легкомысленной танцовщице, сыгранной Луизой Брукс. Фильмов, в которых присутствует намек на лесбийскую любовь, достаточно много. К примеру, недавно рассмотренные мной "Легенды Риты" Шлендорфа хоть и рассказывают о буднях террористки, большое внимание уделяют тесной дружбе между женщинами. Не в моих силах рассказать обо всех фильмах (да это и не очень это интересно), так что картины вроде "Белые рабыни-девственницы" и "Ильза — волчица СС" останутся за кадром. Начнем?


1. Малхолланд Драйв / Mulholland Drive
http://www.ekranka.ru/pics/mulhollanddrivepic.jpg
Фильм Линча хорош сам по себе, вне каких-то категория. Он — редкость, экзотический восточный демон. Его мрачная мистическая подоплека и целый ворох загадок, над которыми бьются интеллектуалы, не один год будоражат публику. Страх, причудливость, неоднозначность, тягучесть, чувственность, притягивающая извращенность — всего этого в фильме предостаточно. Однако мало кто знает, что история об актрисе Бетти, безнадежно влюбленной в Риту, родилась из телевизионного проекта. На мой взгляд, любовная сцена между актрисами — одна из лучших , а перевертыши, трагичность и, конечно, невероятная по силе воздействия сцена в театре с плакальщицей, исполняющей "Llorando", превращают фильм в обязательную для ознакомления симфонию. Вы можете запутаться в хитросплетениях сюжета, но фраза "This is the girl!", клаустрофобия, тревога и сжимающий сердце ужас от темного силуэта неизвестности равнодушными точно не оставят. Ко всему прочему, Лора Хэрринг настолько роскошна, что жертвой ее чар окажется не только Бетти, но и зритель. Ну и не забывайте про яркую игру Наоми Уоттс.


2. Связь / The bound
http://www.ekranka.ru/pics/BOUND1.JPG
Уважение к Линчу не дало мне начать список с этого кино. Если уж говорить о лесбийской любви, то именно "Связь" братьев Вачовски, снявших до киберпанкового боевика "Матрицы" этот опус в стиле Тарантино, особенно хороша. Дженнифер Тилли во времена, когда она без труда влезала в платья, сводит с ума неповторимым, сладким голосом, а в роли соблазнителя-сантехника, с которым жена преступника будет изменять мужу, выступает лесбо-икона Джина Гершон. Ни один здравомыслящий человек не должен пропустить сцену починки раковины! Взрослые, яркие, осторожные женщины вступают в связь, влекущую за собой криминал и сцену падения истекающего кровью мужчины прямо в центр лужи из белой краски. Неудивительно, что после "Связи" Вачовски получили в руки приличный бюджет и стали известны, как творцы Избранного. "Связь" начинается несколько сумбурно, но затем раскручивается, имеет в активе несколько напряженных сцен и, в целом, смело получает свои 3.5 балла. А с учетом описанного чуть выше становится обязательной к просмотру.


3. Парни не плачут / Boys Don't Cry
http://www.ekranka.ru/pics/boys_dont_cry_1.jpg
Хилари Суонк за свою карьеру преображалась не раз. Еще не так давно ей пришлось стать женщиной-боксером под управлением сурового Клинта Иствуда. Но если вы считаете, что это предел ее возможностей, то немедленно пролистайте фильмографию и остановитесь на "Парни не плачут". Главная героиня этого фильма — Тина, девушка, которая девушкой быть не хочет. Но если никому не рассказывать, то никто и не узнает, считает она, коротко стрижется, надевает мешковатую рубаху, потертые джинсы и отправляется на поиски любви, играя в мужские игры. Спустя некоторое время любовь находится в виде курящей и разбитной девицы в исполнении Хло Севиньи, Тина выдает себя за худосочного парня — и получает в ответ пылкие чувства. Однако white trash весьма быстро раскусывает игру хрупкой девчонки — и Тину ожидает жестокая расправа. Фильм снят по мотивам реальных событий, поэтому не скупится на тяжелые сцены. На мой взгляд, вещь несколько спекулятивна, простовата, а Суонк похожа на лошадку, но многим нравится. Слабонервным противопоказано.



4. Гребаный Омоль / Покажи мне любовь / Fucking Amal
http://www.ekranka.ru/pics/Fucking_Amal.jpg
Прокатчики стыдливо переименовали "Гребаный Омоль" Мудиссона в "Покажи мне любовь". Думаю, это в лучшую сторону повлияло на прокатную судьбу кинокартины, хотя оригинальное название отражает сущность больше. Речь идет о подростках небольшого городка Омоль, которые безыскусно проводят свою жизнь на дискотеках, в постелях и спортплощадке. Пиком интеллектуальной деятельности является обсуждение половых контактов. Происходящее наскучивает красавице Элин, которая избалована вниманием и успела устать от поползновений парней. Она хочет покинуть городок, подспудно ищет чего-то нового, и в этот момент приезжает странная, нелюдимая Агнес. У девочки нет друзей, она увлечена Элин и очень страдает от одиночества. Красавица решает подшутить над тихоней, не боясь испортить имидж, но от шутки сначала становится стыдно, затем хочется загладить вину, а после оказывается, что у девочек гораздо больше общего, чем можно было бы подумать. Останется ли Элин верна своей позиции "красавицы класса" или наберется смелости расшевелить болото? Фильм целомудренный, эмоциональный, психологически верный и трогающий. Может быть рекомендован любому подростку.



5. Небесные создания / Heavenly Creatures
http://www.ekranka.ru/pics/Heavenly_Creatures.jpg
Питер Джексон — человек весьма разнообразных вкусов. Он снимал трэш вроде "Живой мертвечины", сделал ремейк "Кинг конга", от которого свистело в ушах, и экранизировал сагу Толкиена, на которую молятся тысячи и тысячи людей так, что те не захотели разорвать его в клочья. По-моему, все это — завидные достижения. Но есть в его фильмографии еще один странный штрих — почти фэнтези, ироничная история о двух девушках, которые были влюблены друг в друга, писали письма и создавали воображаемый сказочный мир, где можно было превращаться в королев или разговаривать с Орсоном Уэллсом. Выглядящая весьма правдиво история (по мотивам реальных событий), где шутка сочетается с душераздирающей драмой. Богатая девушка с причудами, которую на редкость здорово играет Кейт Уинслет, встречается с другой — замкнутой и немногословной. Вместе они преображаются, их дружба становится все крепче и привлекает внимание родителей, считающих, что они слишком много времени проводят вместе. Сами же девочки так не думают — и начинают действовать...



6. Детский час / Children's Hour
http://www.ekranka.ru/pics/childrens_hour_2.jpg
Этот фильм появился в 60-е и снят Уайлером, а главные роли исполняют не какие-нибудь неведомые современному зрителю актрисы, а сама Одри Хепберн и Ширли Маклейн. "Детский час" — взрослая психологическая драма о том, как клевета разрушает людские жизни. Марта и Карен открывают школу для девочек, но одно маленькое чудовище остается недовольным предложенным распорядком — и наговаривает на женщин, представляя их лесбиянками. Нелепая ложь приводит к чудовищным последствиям, и спустя некоторое время Марта и Карен остаются в полном одиночестве, оболганные и презираемые. Их никто не желает слушать, предпочитая верить капризной девчонке. "Детский час" — нечто гораздо большее, чем фильм о лесбийской любви. Это хирургическая операция, диагноз. Очень интересно и в то же время больно смотреть за сомнениями и страданиями героини Ширли Маклейн. Обе актрисы очень глубоко вжились в роли и подарили темы для размышлений.


7. Надя / Nadja

http://www.ekranka.ru/pics/nadja_5.jpg
Эстетское черно-белое кино про вампиров, снятое Майклом Алмерейдой и спродюсированное Линчем. Очень качественная и интригующая работа, плоть от плоти артхауса, но стильная, холодная и завораживающая. Элина Левензон играет дочь графа Дракулы, Надю, сверхчеловека и нечеловека одновременно. Ее жертвой становится присевшая в баре женщина, и муж пострадавшей вместе с модернизированным ван Хелсингом собираются попробовать победить Надю и ее слугу. Минимум технических средств позволил получить максимум эффекта. Скорее философская, чем вампирская картина. Ее трудно найти, но стоит увидеть. Пожалуй, первый опыт в данной области, который не оставил меня равнодушной, отчасти напомнив "Зависимость". Но здесь нет ни ощущения наркотической ломки, ни шабаша, ни экзистенциальных изысков, хотя схожесть формальная ощущается. "Надя" гораздо более чувственна, она намного ближе к изящным и аристократическим трактовкам Энн Райс, к сдержанному готическому пониманию переосмысленного Алмерейдой мифа.

8.Нас не догонят / Lost and Delirious
http://www.ekranka.ru/pics/Lost_and_Delirious_01.jpg
Патетичное и трагическое кино о любви двух девушек в женской школе. От "Нас не догонят" за версту разит юношеским максимализмом, чрезмерным романтизмом, готовностью идти до конца и геройски погибнуть, если любовь вдруг оказалась недоступна. Человеку повзрослевшему по этой причине смотреть данное кино может быть трудно, все эти страдания вызывают не сочувствие, а раздражение, ведь в пафосе, разящем от каждой реплики, видится неискренность и поучение. С другой стороны, это взрослый может плюнуть на избранницу, оказавшуюся недостойной, и пойти распланировать новую жизнь, а в юности в таком случае кажется, что все кончено и будущего не существует.

Поли (Пайпер Перабо) и Виктория (Джессика Паре), ученицы престижного учебного заведения, живут вместе в одной комнате и влюблены друг в друга. К ним подселяют Мэри (Миша Бартон), девушку помладше, и ее глазами показывают дальнейший расклад. Однажды Поли и Викторию застают в постели, и Вики, боящаяся слухов, осуждения и травли, решает направить свое внимание на парней. Сомнительное удовольствие от быстрого секса в лесу с неумным пареньком она предпочитает страстной и всеобъемлющей любви Поли, которая начинает сходить с ума от неразделенной страсти, от того, что любимая больше ее не хочет, громко цитируя Шекспира и выплескивая эмоции на окружающих. Надо сказать, что Перабо в галстучке и со шпагой, а также с соколом на плече, который демонстрирует и ее одиночество, и ее свободолюбие, выглядит просто потрясающе. Вот только то, что вырывается из ее уст, вызывает отвращение своей несдержанностью и чрезмерной патетикой. Убавь режиссер градус пафоса — и получилось бы прекрасно, а так нельзя на это смотреть без смеха, хотя и Миша Бартон, и Джессика Паре играют качественно. Их всех перекрывает Лори, размахивающая шпагой, томиком поэзии и надрывно взывающая к мирозданию, что обошлось с ней так несправедливо. При этом нельзя отрицать, что тема поднята актуальная — страх перед общественным мнением. Если одну девушку удалось заставить мимикрировать, то другая на это пойти не может, ее стихия — дуэль, благородство, страдания и игра в аристократию. Ко всему прочему, героиня Паре вряд ли является лесбиянкой, ей просто нравится внимание, обожание — любое, а не только женское. Поэтому на безумие Поли она смотрит с непониманием — для нее удобство гораздо важнее. Девушками-школьницами будет воспринято на ура.

9. Генри и Джун / Henry & June

Фильм снят по книге Анаис Нин и рассказывает о взаимоотношениях писательницы с Генри Миллером и его женой Джун. Генри Миллер, автор "Тропика рака" и других образных, богатых, обладающих поэзией натурализма романов, в которых жар плоти сливается с запахом подворотен, предстает в виде грубого иностранца-американца, с первой же встречи поразившего худенькую, грациозную, истосковавшуюся по опасным чувствам Нин. Ее роль исполняет Мария де Медейрос, которую вы все видели в "Криминальном чтиве" рядом с Брюсом Уиллисом. Миллер полностью отвечает ожиданиям Нин, он заставляет ее жадно ловить каждый его жест, следить за его действиями, и непокорность, крепкая хватка этого мужчины ее интригует все больше и больше, а пресные объятья того, кто рядом, ее больше не удовлетворяют. Но это только начало — за Миллером в жизнь Анаис Нин приходит Джун, муза Миллера (Ума Турман), и начинается процесс перевоплощения Нин в настоящую женщину, знающую все свои желания. Ума Турман снялась и в гораздо более противоречивом фильме ван Сента про девушку-ковбоя с двенадцатисантиментровыми пальцами, которую отправили на ранчо к лесбиянкам ("Даже девушки-ковбои иногда грустят"), но его я приводить не стала, потому что осилит его далеко не каждый. "Генри и Джун" содержит целый ряд великолепных лесбийских сцен, не говоря уже про красавицу Медейрос, чья грация привлекает взгляд. Секс вообще занимает крайне важное место в данной картине и поставлен очень красиво.

"Генри и Джун" иллюстрирует парадокс взаимоотношений прототипа и автора, творца. Герой книги никогда не похож на то, с кого писался, и капризы Джун, для которой книга Миллер слишком грубая и жесткая, а книга Анаис — слишком поэтичная, не капризы, а реальность. "Ты любишь меня? Ты просто ищешь опыт, ты писатель". Оказаться между двумя писателями, стать музой означает полностью потерять способность быть для них настоящей. Жизнь писателя витиевато сплетена из восприятия личности / восприятия героя, в этом достаточно трагедийности.


10. 8 женщин / 8 femmes

Иногда один эпизод впечатляет так, как не может пачка трэша вроде "Маски обезьяны", где девушка-гот читает стихи о влагалище, или тюремные эксплотейшны. Фильм Озона обязан попаданием в мою колонну песней Фанни Ардан, царственной женщины, способной соблазнять намеками. Особенно выпукло ее власть проявляется на фоне более агрессивных действий постаревшей Катрин Денев, ранее тренировавшейся в лесбийский забавах в фильме Тони Скотта "Голод". Камерная история Озона мне очень по душе. Жил себе мужчина в окружении восьми женщин — двух служанок, двух дочерей, жены, тещи, сестры жены и собственной сестры. И вдруг обнаруживается убитым. Не способные выбраться из особняка женщины вынуждены расследовать убийство, а в ходе сумбурного расследования выясняется секрет каждой, сопровождаемый песенным номером. Детектив, комедия, мюзикл и злая, почти сатирическая драма сливаются в одно и легко изменяют свое течение по мановению руки очередной героини. Помимо того, что это просто интересное кино, хочется отметить неимоверную сексуальность Ардан. Она из тех женщин, что знают себе цену, а с годами становятся только лучше. Полностью околдовывает — и ради этого "8 женщин" стоит смотреть.


11. Ложный огонь / Firefox
http://www.ekranka.ru/pics/firefox4.jpg
Об Анджелине Джоли можно говорить долго. Никто не оспаривает тот факт, что она великолепная женщина, но вот с фильмами ей везет редко. Однако в окололесбийском амплуа актриса засветилась три раза — и каждый раз попадала в точку. Один из ее ранних фильмов "Ложный огонь" обязательно должен входить в хит-парад. Во-первых, потому, что он малоизвестен. Во-вторых, потому что он идеален для девушек и очень тонко раскрывает тему дружбы, авторитета, единства. В-третьих, потому что он мне нравится. В-четвертых, из-за сцены, где обнаженная бродяга-Джоли инициирует своих случайных подруг, накалывая им татуировку на груди. Там же можно посмотреть и на Дженни Шимицу, впоследствии ставшую любовницей Джоли и пытавшуюся сотрясать скандалами прессу. Я надолго запомнила Джоли в амплуа вечного бродяги по кличке "Ноги" и эту замечательную школьную кутерьму. Под ее предводительством грешно не наказать похотливого учителя.


Джиа / Gia
http://www.ekranka.ru/pics/gia_15.jpg
В "Джиа" Джоли уже неистовствует, ее роскошная натура проявляется во всем. Она играет дикую, неприрученную фотомодель, которая бросается на решетку — и покоряет всех независимо от пола. С таким характером трудно выжить, поэтому жизнь Джиа оказывается крайне тяжелой, но до самого конца она остается свободным зверем в мире глянца и лоска. Многие называют этот фильм удачей Джоли. На мой взгляд, ему не хватает искренности. Джоли вовсю демонстрирует лицо, глаза, тело, но в ярком перфомансе недостает души. Хотя драматических моментов здесь достаточно.


Прерванная жизнь / Girl Interrupted
http://www.ekranka.ru/pics/girl_interrupted.jpg
В этом фильме про психиатрическую лечебницу и писательницу (Вайнона Райдер), попавшую туда, Джоли играет местную бунтарку. Не могу сказать, что это лесби-фильм, но Джоли настолько яростна и авторитетна, что ее давление на окружающих поневоле приобретает оттенок секса. Независимо от того, нужна ли вам обнаженная натура или пища для ума, "Прерванная жизнь" — это пустячок, в котором обнаруживаешь небольшую жемчужину. Джоли действительно удалось изобразить характер, который буквально прорвал ветхую ткань сценария, поддерживаемую олененком-Райдер. Анджелина в этом фильме — это дополнительный бонус, вещь в себе, некто, кто бьется не только о стены тюрьмы, но и о поддерживающие шаткое моралите подпорки.


12. Нет вестей от бога / Sin noticias de Dios
http://www.ekranka.ru/pics/Sin_noticias_de_Dios.jpg
Почему не "Голова в облаках"? Да потому, что пара минут танцующей Пенелопы Крус впечатляют меня больше, чем холодные, как лед, упражнения с Шарлиз Терон на пару. Я посмотрела выбранный фильм в самом начале продолжающегося до сих пор киноманского марафона — и влюбилась в Пенелопу Крус. Если уж я, человек с устойчивой психикой, разглядела в мерзавке, по-мужски берущей бутылку виски, свой идеал, то не стоит ли и вам взглянуть на "Нет вестей от бога"? Фильм не развлекательный, и его юмор многим может не придтись по вкусу. На небо перестают поступать праведники, и похоже, что спор Бога (Фанни Ардан) и Сатаны (Гаэль Гарсиа Берналь) складывается не в пользу божественного. Тогда Бог идет на последние меры и посылает своего представителя на землю в женском теле. То же самое делает и Дьявол, находя на адовой кухне Пенелопу Крус и наказав ей нарушить планы соперницы. В качестве человека, на которого им предстоит повлиять, выступает тупой, как пробка, боксер, что низводит спор на уровень фарса, а действие делает скучным. Посланница Ада и Рая изнемогают рядом с болваном-боксером, но дело есть дело. Интересно не это, а то, как похмельная Пен смотрит на проходящую мимо школьницу в короткой юбчонке или приплясывает в мужском костюме перед зеркалом. Мужская хватка, соединенная с женской грацией, бьет по нервам, а развязка расставляет все по своим местам.


13. Кровавая жатва / Haute tension
http://www.ekranka.ru/pics/haute_tension_2.jpg
Не стоит думать, что "Кровавая жатва" завершает топ. Скорее, она подводит итог, подчеркивает список длинным кровавым штрихом. Этот ядреный фильм ужасов с первых же кадров берет за душу. Маньяк, подобный тому, что загоняет в ловушку двух девушек, встречается в кинематографе нечасто — он нем, быстр и устрашающ. "Кровавая жатва" Ажа нравится мне не в пример больше последовавшего за ним ремейка Уэса Крэйвена, она самобытна, до одури жестока и в то же время не отпускает ни на секунду. Высший градус напряжения держится без всякого труда. "Кровавая жатва" может занимать место не только в какой-то импровизированной лесбо-колонне, но и вполне серьезном топе любителя ужасов как фриковатый дичок. При чем тут лесбиянки? Посмотрите — и узнаете.


Конечно, сюда не попало множество фильмов, но моей целью и не является осветить их все. Если же вам просто хочется полюбоваться на обнаженные женские тела, то смело берите с полки любой артхаусный фильм — и не ошибетесь.



Мужчины.

С гей-фильмами дела обстоят гораздо проще — их очень много. Масса режиссеров обращала свое внимание на отношения между мужчинами, почти каждая биография поэта или художника содержит отсылки к распутной жизни или трагической любви творческого человека, не говоря уже об исторических картинах про жизнь лордов и знати. Тема раскрывалась с самых разных сторон, но я видела не так уж много фильмов про геев. Поэтому выберу первые вспомнившиеся мне картины, ценные не тематикой, а исполнением.


1. Полное затмение / Total Eclipse

Женщина-режиссер Агнешка Холланд сняла настоящее произведение искусства. Биография великих поэтов своего времени — Артюра Рембо и Поля Верлена — словно сошла с картины, а дотошность, внимание к историческим деталям попросту поражают. Сравнив лицо актрисы, выбранной на роль жены Верлена, и ее реальный портрет вы с трудом найдете отличия. И это не говоря про гениальный саундтрэк Яна Кашмарека, тщательно подобранное освещение и яркость самих героев. Верлен — лирик, известный поэт, слабый характером, поддающийся страстям, ценящий и влекомый к телу. Рембо — наглый мальчишка, ниспровергатель устоев, изобретатель новой поэзии, не желающий ни с кем считаться и не способный останавливаться на достигнутом. "Разве поэты не могут ничему научиться друг у друга?!" "Только если это плохие поэты". Исполнение роли Артюра Рембо — самый яркий штрих в карьере ДиКаприо. Великий поэт уже в 19 решил, что написал все, что хотел, достигнув в поэзии того, чего иные не могут и за долгие десятки лет. Надрывная история отношений двух поэтов рассказана Холланд практически безупречно.


2. Мой личный штат Айдахо / My Own Private Idaho

Тандем аутичного Ривера Феникса и похожего на дерзкого принца Киану Ривза. Один из героев — парень-проститутка с редкой болезнью — он может заснуть, где угодно. Другой — богатый парень, развлекающийся до тех пор, пока не наступит пора остепениться. Он дружен с наставником мальчишек-бродяг, тусуется с ними по дешевым мотелям и готов разъезжать по стране, но часы тикают, время веселиться подходит к концу. Герой Феникса искренне влюблен в доступного, но духовно недосягаемого героя Ривза. То, что для одного — игра, для другого — постоянная одинокая дорога, прерываемая внезапным сном. Когда-нибудь их обоюдное путешествие по картофельному штату и чужим городам неминуемо завершится, ведь такова жизнь. "Дорога была похожа на уродливое лицо". На мой взгляд, один из лучших фильмов Гаса Ван Сента. В нем нет монументальности "Джерри" или безупречного построения "Слона", но осталась обида, человеческие чувства. Действительно отличное кино, лишний раз заставляющее пожалеть, что Феникс погиб так рано.


3. Бархатная золотая шахта / Velvet Goldmine

Красочный, яркий фильм, рассчитанный на фанатов глэм-рока. Если Зигги Стардаст — это то, что вас радует, то не пропустите картину. Считается, что прототипами главных героев послужили Дэвид Боуи и Игги Поп. Славна картина еще и тем, что главные роли исполняют Кристиан Бэйл, Иэн Макгрегор и Джонатан Рис-Мейерс (недавно снявшийся в биографии Элвиса Пресли). Неужели вы не хотели увидеть Бэйла в клешеных штанах с патлами хиппи? Или Иэна Макгрегора, прыгающего голым на сцене? Или Джонатана Рис-Мейерса, похожего на Брайана Молко из Placebo? А как на счет любовной сцены между данными господами? Выдержите вы такое?

Сюжет крутится вокруг молодого журналиста Артура Стюарта (Бэйл), который должен расследовать таинственное убийство звезды 70-х, настоящего шоумэна Брайана Слэйда, произошедшее прямо на сцене. Стюарт имеет и личные причины заняться расследованием, потому что андрогинная сексуальность Слэйда его завораживает — парень даже онанирует на фото кумира. Постепенно выясняется, что убийство — это часть шоу, Слэйд на самом деле жив и изменился. Параллельно дается история становления самого Слэйда, эдакого аристократичного и ранимого неженки, который встречает бесноватого панка Курта Уайлда, своего антипода, — и влюбляется по уши. Под влиянием Уайлда Слэйд меняет имидж, надевает платформы, начинает петь двусмысленные песни — и приобретает бешеный успех. Ну а если вы еще не сбежали с дикими криками, то дальнейшее развитие событий узнаете сами. Все парни отрываются на полную катушку, разве что Бэйл не совсем в своей тарелке. Мейерс неимоверно зажигает и ведет себя, как настоящая звезда. Блестки, перья, глэм-рок, парики и прочее прилагаются.


4. Горбатая гора / The Brokeback Mountain

Как говорится, хочешь, не хочешь, по почкам схлопочешь. Оставить за кормой "Горбатую гору" невозможно — Энг Ли взбудоражил общественность драмой о неподобающих взаимоотношениях двух ковбоев, вывел на чистую воду гомофобов, а в самых неожиданных людях пробудил сочувствие. Критики сталкивались друг с другом, зрители ломали копья на форумах, кто-то называл фильм дешевкой, кто-то — шедевром. Символ мужественности вместе с лассо и лошадью был втоптан в грязь в маленькой палатке на берегу реки. Смотреть на рекламу "Мальборо" без смеха нельзя было несколько месяцев. Если же приблизиться к сути, то "Горбатая гора" — это неторопливая социальная драма о жизни глубинки. Энг Ли сумел выжать из небольшого женского рассказа нечто большее, наделив душой второстепенных персонажей. Если зрелище целующихся едва ли не до разбитых губ Хита Леджера и Джейка Джилленхаала вас не пугает, посмотрите это кино. Отбросив нервный смех, вы погрузитесь в беспросветную, безрадостную чужую жизнь, ведь "Горбатая гора" — это все-таки впечатляющая актерская работа.


5. Табу / Gohatto
http://www.ljplus.ru/img/m/o/mor77/taboo1.jpg
То, что отряд Шинсегуми для японцев все равно что для нас — декабристы (по выражению Феликса Зилича), не остановило эпатажника Нагису Осиму. Он сделал это — осквернил память Шинсегуми, сотворив то же самое, что Энг Ли — с ковбоями. Артхаус в действии. Сюжет таков: когда ополчение набирает кандидатов, им подходят лишь два новобранца — резкий, порывистый, жесткий Тасиро и юный андрогин Кано Сэдзабуро, никогда не знавший женщины. Оба они хороши, но вряд ли кто-то может сравниться с боевым мастерством прекрасного луноликого юноши. Далее Тасиро и Сэдзабуро становятся любовниками, но красота Кано соблазняет всех, кто ни взглянет на него. Параллельно развивается небольшая детективная интрига. Красота и жестокость, смерть — эти два абсолютных полюса воплощены в одном герое. Он совершенен, и это совершенство сводит остальных с ума. Что же движет сыном из богатой семьи Кано, который пришел, чтобы получить возможность убивать, придется разгадывать зрителю, потому что Осима переплетает отношения всех героев в дикий клубок, где без стакана точно не разберешься. Красота не спасение, а наваждение и проклятье.

В данном яое ("Я бы хотел услышать пение соловья утром, когда проснусь рядом с тобой. Сделай так, чтобы моя мечта сбылась") засветился во второстепенной роли серьезного самурая Такеши Китано. Представляете себе Серьезного Самурая в подобном фильме? Тасиро, из уст которого льются признания в любви к юному бойцу, сыграл Таданобу Асано, герой авангарда "Электрический дракон 80 000 V". Признаюсь честно — кино, несмотря на его красоту, выдержит не всякий, потому что тема мужеложества здесь ведущая.


6. Декамерон / Decamerone, il
http://www.ekranka.ru/pics/decameron_pasolini.jpg
Выбрав несколько из новелл Боккаччо, Пазолини представляет на экране театр страшноватых лиц, буйство плоти, озорства, предвкушения эротического приключения. Произведение Боккаччо было раскритиковано церковью за безнравственность, ведь он открыто высмеивал ханжество. У Пазолини связывающий эпизоды художник (в его роли снялся сам Пазолини) странствует по земле и запечатлевает в памяти людские рассказы — и грустные, и полные хулиганства. Рассказы, как правило, скабрезного толка. Кипящий котел жизни, пестрый и разнообразный, предстает перед глазами. Мастерство Пазолини признано всем миром, поэтому его диски странствуют от философствующих киноманов до обыкновенных магазинов с эротической продукцией. Для творца такая широта охвата — удача. Если же отбросить иронию, то "Декамерон" воспринимается тем, чем и является, — сборником эротических анекдотов и не более. Т.е. изменились люди, изменилась внешняя культура, а сущность народного юмора не претерпела практически никаких изменений. В этом кипучем потоке, создающем впечатление полной исторической достоверности, можно обнаружить накипь настоящего средневековья, а мужчины почему-то гораздо симпатичнее женщин.



7. Уайльд / Wilde
http://www.ekranka.ru/pics/wilde.jpg
Биографический фильм, описывающий жизнь Оскара Уайльда от расцвета популярности и до заката, когда писатель жил в нищете. Важную роль в этой истории играет любовь Уайльда к Альфреду Дугласу, ставшая для него роковой. Уайльд женился, обзавелся детьми, но однажды раскрыл свою природу — и семейное счастье перестало его интересовать. Далее последовало знакомство с Джоном Греем и Дугласом, страсть к которому погубила литератора. Эта лента тоже насыщена любопытными деталями — роль Джона Грея сыграл пират всея мира Орландо Блум, причем для него это был дебют. Роль же Дугласа, самовлюбленного красавца и любовника писателя, исполнил... Джуд Лоу! Ансамбль нестандартный, согласитесь. Страсти, метания, заговоры и интриги — все необходимое прилагается.



7. Загадочная кожа / Mysterious Skin
http://www.ekranka.ru/pics/mysterious_skin_2.jpg
Прошли годы. Киану Ривз обзавелся мешками под глазами и вторым подбородком, и его место заняло племя молодое, незнакомое. Одним из них является герой "Кирпича" Джозеф Гордон-Левитт, с успехом выступивший в роли скучающего сердцееда. Фильм, обладающий неуловимой атмосферой "Донни Дарко" и собственной магией, очень естественный и оригинальный. У одного из героев, Брайана, потеря памяти, он никак не может вспомнить, что произошло в его детстве, и постепенно приходит к выводу, что его похищали для своих исследований инопланетяне. Другой герой, Нил — дерзкий, раскованный и очень красивый. В свободное время он по собственному желанию подрабатывает проституткой, соблазняя старых развратников, и сходит с ума от скуки в провинциальном городишке. Любовью он считает то, что с ним в детстве проделывал его тренер, и за любовью же отправляется в Нью-Йорк. Ну а Брайан идет на поиски Нила, знакомясь с неординарными людьми, потому что тот присутствует в его обрывочных воспоминаниях. В итоге получаем гибрид из жизней увлеченного УФО ботана в клетчатой рубашке и юного принца, смесь легкости "Human Traffic" и той загадочности, которая присуща "My Own Private Idaho". На удивление обаятельное кино. Никакой истерии, трагизма или педалирования темы детского насилия тут нет. Грегг Араки умудрился снять фильм так, словно даже и не догадывался о подозрительности, скандальности темы. "Загадочная кожа" — это прежде всего история подросткового мира со своими тайнами.



8. Керель / QUERELLE
http://www.ekranka.ru/pics/querelle.jpg
"Керель" Фассбиндера — это квинтэссенция гомосексуального кинематографа. Начиная со сценария, в основу которого лег роман Жана Жене, вора и гомосексуалиста, очень ярко и детально описывающего интерес к мужчинам, и заканчивая исполнителями главных ролей, которые вскоре после премьеры скончались от СПИДа. Съемки происходили в студии, поэтому декорации нарочито искусственны, а мужчины блестят маслом. В центре сюжета — красивый матрос Керель. Его корабль останавливается в порту, и он заходит в местный бордель, управляемый героиней Жанны Моро. Хозяин заведения — гомосексуалист, в обычай которого входит играть в кости с приходящими. Если человек выигрывает — может взять в борделе, кого угодно. Если проигрывает — спит с хозяином. Впрочем, гомосексуалисты в этом фильме все кроме постаревшей Жанны Моро. Голос читает закадровый текст, уподобляющий мужские тела самому прекрасному на свете, мужчин мистически тянет к друг другу, каждый готов впиться губами в чужой усатый рот. Отвратительное, описанное у Жене весьма поэтично, здесь воспринимается контрастом между тем, что мы видим, и тем, что слышим. Сексуальные сцены достаточно жестки и откровенны. Мистический элемент выступает на первый план. Обыкновенный, не склонный к поэтизации гомосексуальной любви человек при виде таких вещей впадает в ступор, ведь если в биографиях творческих людей мы все же видим вдохновение, любовь к не имеющей пола личности, то здесь речь идет именно о поэтизации обычной ебли между мужиками. Фильм получился неинтересный, ходульный и неживой.

9. Юбилей / Jubilee
http://www.ekranka.ru/pics/jubilee_1.jpg
Дерек Джармен снял достаточное количество фильмов, в которых участвуют гомосексуалисты, и никогда не скрывал своей собственной ориентации. Чего стоит его версия жития святого Себастьяна, за которую верующие должны бы сжечь режиссера на костре, — картина "Себастьян", с праведным гневом просмотренная нашим православным автором Вовой Гордеевым. Или, например, фильм "Сад". Для Джармена вообще характерно смешение гомосексуальной и библейской тематики, что порождает трудно воспринимаемый, отталкивающий коктейль. Поэтому я внесу в список совсем другое кино, постапокалиптическую фантазию "Юбилей", где режиссер нарисовал Британию, попавшую во власть панков. Королева Елизавета I с помощью придворного астролога вызывает ангела Ариила и просит его открыть божественные глубины будущего, а в этом будущем ее тезка празднует свой юбилей среди панкушек, извращенцев и дешевых панк-групп, а полицейские трахают друг друга и убивают людей на улицах. "Цивилизация — очень скучная штука, поэтому на нее все забили", — цитата из исторического учебника Эмил Найтрит.

"Юбилей" знаменит и саундтрэком, и участниками, и тем, что из-за его антиэстетики он был запрещен во многих странах. Джармен опасался панков, хотя по жизни был связан с многими из них, и видел их предвестниками заката, разрушения цивилизации. Главная героиня в самом начале произносит речь, суть которой заключается в том, что искусство нужно лишь тогда, когда люди не могут удовлетворять свои желания. Когда ты можешь получить все, что хочешь, искусство не требуется. Весьма странная опаска для гея-авангардиста. Тем не менее, для самих панков "Юбилей" оказался предметом гордости. В фильме присутствует эпизод, когда медиа-магнат собирается послать на Евровидение (sic!) панкушку Эмил Найтрит, полуголой выплясывающую под "Rule Britania!" и речи Гитлера. На это выступление можно полюбоваться здесь — http://www.youtube.com/watch?v=RlL0D5BF2Ok. Как настоящий творец, Джармен прозрел в будущее не хуже астролога (вспомним выступление Верки Сердючки). Впрочем, меня Эмил Найтрит серьезно радует, поэтому обратимся к другим персонажам. В фильме засветились Тойа Уилкокс (Мэд) и прекрасный юноша Эдам Энт из Adam and the Ants. Гомоэротических эпизодов здесь тоже хватает, но важно не это, а то, что "пока музыка звучит громко, не слышно, как мироздание трещит по швам".

10. Голый завтрак / Обед нагишом / Naked Lunch
http://www.ekranka.ru/pics/naked_lunch_x.jpg
Выбрать из творчества Кроненберга нелегко — он использовал гомоэротические мотивы в "Связанных намертво", где два брата-гинеколога пытаются выразить страсть друг другу путем использования одной и той же женщины, он рисовал распущенность-одержимость в "Автокатастрофе". Но дело в том, что я не могу оставить список без Уильяма Берроуза. Берроуз с "Гомосеком" и "Городами красной ночи", с его умением совмещать запах пороха и страсть к дерзким, свободным мальчикам, писательским мастерством и раскованностью старого джанки ни в коем случае не должен остаться вне этой дурацкой статьи. Поэтому последним номером пойдет "Обед нагишом" Кроненберга и "Sissy Boy Slap Party" Гая Мэддина как вещи, в полной мере передающие дух Берроуза.

"Обед нагишом" представляет собой переложенную на язык наркопритчи биографию Уильяма Берроуза, выполненную в виде видения-сна, путешествия по несуществующим пространствам творчества. Присутствует там и добрый мальчик-гей, помогающий главному герою в моменты кризисов и бэд-трипов, и злой богатый гомосексуалист в исполнении Джулиана Сэндза. Любовная сцена между ними оборачивается кошмарным сращением тел. "Обед нагишом" кажется мне прямой аналогией писательского труда. Бесконечно галлюцинирующий фильм прерывается появлением двух приятелей, которые обещают Уильяму гонорары, а потом исчезают, оставляя его в той же пучине, где он и был. Они читают отчеты из Интерзоны и считают, что это книга, а Ли отвечает, что видит разбросанные листы в первый раз. Происходящее показательно в том плане, что писатель (и джанки) действительно живет в собственном мире, с собственными событиями и необычной логикой, и это является незамутненной параллелью реальной работы над текстом.

11. "Sissy Boy Slap Party"
http://www.ekranka.ru/pics/sissy_boys_slap.jpg
Гай Мэддин — моя недавняя находка. Больше всего мне нравятся его короткометражки, в которых он стилизует безумные юморески под немые фильмы. Причем совершает это со знанием дела и любовью. Зрелище на любителя, но я — тот самый любитель, который получает настоящий кайф от истории про "Сердце мира", в котором женщина-ученый а-ля "Аэлита" должна выбрать между братом, играющим Иисуса, и братом-гробовщиком. Или от битвы в "Sombra Dolorosa" между вдовой, потерявшей мужа, и рестлером в костюме Смерти, финалом которой должно стать воскрешение погибшего мужа. Короткие, острые и забавные короткометражки. "Sissy Boy Slap Party" тоже короткометражная работа. Начинается она с кадров, на которых в произвольных позах изнеможенно лежит целая куча молодых подкачанных парней. Меж ними встает голый старик, говорит "Пойду-ка я куплю презервативов, а вы не вздумайте опять шлепать друг друга" и уезжает на велосипеде. Несколько секунд кадры статичны, все устало валяются, изредко шевелясь. И тут один из героев резко шлепает другого. Тот отвечает — и вскоре вся эта человеческая масса начинает нещадно лупить друг друга под барабан, все наращивая темп. Доходя до кульминации, мужчины снова падают без сил. В этот момент возвращается старик и сердито говорит: "Вот мудаки, вас даже на пять минут нельзя оставить". При чем тут Берроуз? Черт знает, но почему-то эта миниатюра и старик-джанки автоматически связались у меня в голове. Посмотреть самостоятельно и составить впечатление можно здесь — http://injunbookworm.badongo.com/ в разделе _Movies_/Guy Maddin.


На этом позвольте завершить экскурс. Конечно, можно было припомнить и "Богоматерь убийц" про писателя, влюбившегося в мальчика-киллера, и "Дурное воспитание" Альмодовара, и "Вальсирующих" Блие, где в круговороте веселого беззакония парни от нечего делать перепихиваются друг с другом, и скандальные "Я тебя люблю. И я тебя тоже нет" Гензбура, и еще целый полк французов, но оставляю дальнейшее исследование темы на ваше свободное изучение. Я же в процессе написания статьи обнаружила, что существуют картины "Аромат Саида" и "Зорро Голубой Клинок". Так что при желании вас ожидает множество открытий. Дети, смотрите кино!

(02.06.2007)




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: