Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


А. Ботев (и Сладкая N): Два типа исландского кино


У нас на "Экранке" есть несколько фильмов, формально снятых с участием Исландии, но сняты они, как правило, в других странах, исландского в них разве что докризисные деньги. Типа датского "Самого главного босса", финского "Темного этажа" и интернациональных "Версии 1.0" и "Рассекая волны". Собственно исландского кинематографа никто из нас не знает. Задумайтесь. Что вы знаете про исландское кино? Что вы вообще знаете про Исландию?

Ну, это, во-первых, конечно "мифология" — Старшая Эдда Снори Стурлусон скальдическая поэзия Фрейр и Фрейя Локи короче вы понели. Во-вторых это "мрачная неземная красота" — вулканы Гекла Эйяфьятлайокудль Брахуйблятролль и т.д. горы фьорды ледники море овцы чайки ну короче вы опять понели.

Что еще? Ну, саги. Рагнар Кожаные Штаны Кетиль Лосось бонды альтинг законоговоритель Годи ну вы понели. Еще сборная Исландии, из-за которой Россия не попала на чемпионат Европы кажется — в прошлом сезоне в Суонси блистал Гильфи Сигурдсон, в этом году в Тотнэме он что-то не очень пока. Ну ничего, начало сезона, может втянется, хотя похоже у Виллаша-Боаша плохая карма, я уже боюсь, что Тотнэму ничего не светит. Еще знаем, что исландские банки быстрее всех обосрались во время мирового финансового кризиса 2008-го г. Еще Бьорк, но это уже, наверно, не исландское, а мировое явление.

За первый аспект исландского кино на экранке отвечает "Беовульф и Грендель" снятый по общегерманскому эпосу. Фильма я не видел, но не исключаю, что исландские "величественные" пейзажи там встречаются, ну а как без них в эпосах. То есть, вероятно, частично там используется и второй аспект, т.е. "мрачная неземная красота" (если даже не используется, это ничего в дальнейших рассуждениях не меняет).

За второй аспект, т.е. мрачную неземную красоту, отвечает фильм формально норвежский но снятый в Исландии так что его можно считать и исландским, ссылку на него я давать не буду, ибо неловко за написанный мною в высшей степени говенный отзыв на него. В общем, в том отзыве четыре раза упомянуто слово "мрачный", из которых два раза — в отношении к пейзажу, то есть тема "мрачной неземной красоты" в фильме раскрыта ok. Тема "мифологии" там раскрыта в меньше степени, но тоже ok, в принципе, раскрыта, хотя и замаскирована (эта не бог весть какая маскировка и раскрывается в говенной рецензии).

Есть еще такой режиссер Фридрик Тоур Фридриксон, у которого я ничего не видел, кроме фильма "Нисландия" (дольше пятнадцати минут которого вытерпеть даже я не смог) — судя по описаниям, Фридриксон тоже любитель работать с "мифологией" и "мрачной неземной красотой".

Нууу, ооокей. Мы видим, что первые два фактора почти всегда смыкаются, как близнецы-братья — говоришь о скандинавской мифологии, имеешь в виду мрачную скандинавскую красоту, говоришь о мрачной скандинавской красоте, имеешь в виду скандинавскую мифологию. Это, кстати, верно и для норвежских фильмов, вспомните "Охотника на троллей". Причина этого в том, что обе темы связаны с древностью или по крайней мере с отсутствием времени; более глубокая причина, вероятно, существует, и связана с генезисом скандинавских текстов, в принципе непредставимых в отсутствии соответствующего пейзажа. Так что, видимо, первые два комплекса имеющихся у нас стереотипов об Исландии можно объединить и назвать условно "древняя Исландия".

Надо понимать, что фильмы про "древнюю Исландию", даже обладая современным антуражем (офисы, магазины, авто) ны иметь хоть что-то общее с Исландией современной. По сюжету это все равно мифологические истории, хотя и со смыслом и с моралью.

Поэтому фильмы об Исландии с мрачным пейзажем ничего не скажут вам о настоящей Исландии, с футболом и банками. Мне видится в этом некоторая неправда.

Между тем существует и другое исландское кино. Вот есть, например, документальный фильм "Африка Юнайтед", очень хороший, про футбольную команду из иммигрантов и гастарбайтеров, которая заявилась в четвертый исландский дивизион и поначалу всем подряд проигрывала, а потом взяла да и сыграла вдруг вничью, так, что у нее появились шансы сохраниться в этом самом четвертом дивизионе. Потом, кажется, эта команда даже у кого-то выиграла. О жизни там рассказано немного, но правдиво — показано, как живут игроки — механики на автостоянках, продавцы в супермаркетах и проч. Из этого фильма видно, как сильно в Исландии помешаны на футболе, и что люди там довольно сильно озабочены национальным вопросом. Никаких саг, слава тебе яйца, никаких мрачных исландских пейзажей.

Но это все-таки документальное кино. Документальность фильма про "Африку Юнайтед" — это уловка, там есть немного вымысла, но отойти от стереотипов "древней Исландии" в художественном фильме чрезвычайно трудно.

Есть еще один фильм "другого исландского кино" — называется "Исландская мечта". Там тоже нет никаких пейзажей. Верьте мне, пейзажи — главное зло, стоит в кадре появиться кусочку Эйяфьятлайокудля, как все, пиши пропало — появятся Один, Локи, Тор, на худой конец Беовульф и Грендель. Документальная уловка присутствует и здесь — подробнее см. в соответствующем кратком отзыве.

По жанру эти фильмы похожи на сагу в ее исландском понимании. Саги, по моему мнению — это наиболее общий тип нарратива — пошел туда-то, сделал то-то. "В то время в Борг приехал Ингвар, чтобы пригласить Скаллагрима в гости. Он просил приехать и дочь свою Беру, и ее сына Торольва, и всех, кого Скаллагрим хотел бы взять с собой. Скаллагрим сказал, что приедет. Тогда Ингвар вернулся домой и стал готовиться к пиру. Он велел варить брагу. А в тот день, когда Скаллагрим и Бера должны были ехать в гости, вместе с ними собрались в путь Торольв и их домочадцы. Всего их отправилось пятнадцать человек. Эгиль сказал отцу, что он тоже хочет поехать с ними" — и так далее, километрами. Саги очень ровны, в них нет особой кульминации или катарсиса. Их смысл именно в течении жизни, их особенность в том, что, как и в жизни, разнообразные модальности (в особенности алетические и аксиологические) в них очень слабы (если не нейтральны), и в этом они являются противоположностью мифологическим рассказам. Поэтому если в исландском кино есть "саги", то там нет "мифологии", "саги" в той же степени являются врагом "мифологии", в какой "мрачные исландские пейзажи" являются ее другом.

Таким образом, исландское кино можно поделить на два типа: то, которое имеет дело с "древней Исландией" (мифология и мрачные пейзажы) и то, которое имеет дело с "правдой жизни" (саги, футбол, мигранты и бабло). Кино о "правде жизни" часто мимикрирует под документальное.

Если размышлять дальше, то, возможно, любое исландское или норвежское кино представляет собой сплав этих двух типов — но до сих пор мне встречались только почти чистые фильмы.

Вероятно, существует также реалистичное кино, снятое в Исландии, не относящееся к жанру саг, или же фантастическое кино, не имеющее ничего общего с "мрачные пейзажы", но пока все, что мне известно о таком кино, более или менее, с натяжками, но укладывается в вышеописанную схему.

(27.08.2012)




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: