Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Владимир Гордеев: Лучшие фильмы 2013 / В. Гордеев /


Лучшие фильмы 2013 / В. Гордеев / В этом списке располагаются по ранжиру фильмы, попавшие к нам на экраны в 2013 году.

1. Мад (2012, США) Джефф Николс.
2. Заклятие (2013, США) Джеймс Ван.
3. Мастер (2012, США) Пол Томас Андерсон.
4. Пена дней (2013, Франция — Бельгия) Мишель Гондри.
5. Отверженные (2012, США — Великобритания) Том Хупер.

Здесь я играю в объективность.

Больше всего мне понравился мюзикл Тома Хупера "Отверженные", но он занимает только пятое место, поскольку понятно, что этот фильм не может быть ориентиром. Он не открывает новых горизонтов, он просто классно сделан: предельно мелодраматичен, смотрится на одном дыхании, картинка максимально приближена к реалистической, — что-то подобное, по-видимому, пытался снять персонаж минисериала "Оттепель", начинающий режиссер, выпускник ВГИКа :)

Первое место в моем рейтинге отдано фильму "Мад" Джеффа Николса. Это действительно необыкновенная работа. Как говорит Николс, "это как если бы Сэм Пекинпа снял "Приключения Гекльберри Финна". Знаю абсолютно точно, что Сэм Пекинпа снял бы не так ) Хотя бы потому, что Николс работает в стиле "американа", а Пекинпа всегда пытался взломать если не жанр, то стиль. По мере, конечно, предоставляемых ему возможностей. Николс явно лукавил, но, как бы то ни было, снял офигенное кино. Это детский приключенческий фильм, в котором герой сражается за высокие чувства, идеи, принципы. Здесь Николс выступает наследником Маллигана, его знаменитой картины "Убить пересмешника". Николс считает, что он крутой, как Пекинпа, но на самом деле, он сентиментален. А главное, ему не нужно озираться ни на Пекинпу, ни на кого бы то еще, и он это сам прекрасно знает. Если не переменится ветер, то Николс в ближайшие десять лет снимет подлинный шедевр.


"Мад" (2012) Джефф Николс

На второй строчке разместилось "Заклятие" Джеймса Вана. Невозможно игнорировать эту картину, потому что Ван вывел жанр "хоррор" на новый уровень. Да, могут быть возражения на этот счет. Для меня "Заклятие" стало самым страшным фильмом, прогнав с первой строки "Проклятие" Такаши Шимидзу. А кому-то этот фильм покажется нестрашным и даже, может быть, смешным. Возможно, скоро в руки Вана попадет нетривиальный сюжет, — и тогда его новый фильм сорвет всем крышу. А сейчас, по-крайней мере, хорошо то, что он оторвался от своего постоянного сценариста Ли Уонелла. И, конечно, понятно, что фильмы типа "Паранормального явления" вскоре сойдут на нет: Голливуд станет уповать на плавное движение в кадре — без статики домашних камер на штативах и без дрожания ручного видео. Ван возвращает классику.


Кадр из "Заклятия" (2013) Джеймс Ван

Третье место — "Мастер". Ну, этот фильм стоит особняком. Можно было повторить ранние фильмы Андерсона, довольно унылые, кстати (и с оглядкой на Олтмана), но этот — невозможно. Любой другой режиссер, который ухватится за подобный сюжет, не сможет воссоздать то, что сделал Андерсон. Темно-синяя энергия, надрыв, нездоровый драйв, странный даже не глянец, а глянцевитость: все это вроде бы банально. Но внезапно фильм оказывается на ступеньку выше любых других фильмов про секты или про алкоголизм. Фильм мрачен, он реально подавляет, но в то же время обладает красотой и жизнью — лихорадочной жизнью и нездоровой красотой. Наверное, трудно найти человека, который был бы готов пересматривать "Мастера" снова и снова. Вряд ли кто-то сможет посмотреть его больше одного раза, несмотря на позитивный финал. "Мастер" производит неизгладимое печатление своей какой-то метафизической глубиной: в нем нет лишних слов и эмоций, в нем нервы — оголены.


Кадр из фильма "Мастер" (2012)

На четвертом месте находится лента Мишеля Гондри "Пена дней". Это Виан. Это настоящий Виан. И хотя этот роман Виана мне не нравится, Гондри сделал потрясающую экранизацию того, что доселе невозможно было экранизировать. Все прекрасно знают, что снимает Гондри и как он это делает. В "Пене дней" новых трюков он не демонстрирует. Но никто почему-то не догадывался, что творчество Гондри абсолютно совместимо с творчеством Виана. И вот тут-то он и предъявил! Мало кто умеет снимать сюрреалистическое кино. Еще меньшее количество авторов способны вплести в сюр любовь, романтику, подсунуть ошеломленному зрителю какие-то знакомые, близкие ему ориентиры внутри чужеродного, вроде как изменчивого мира. При этом Гондри, какой молодец!, все сваливает на субъективность восприятия: на самом деле, нет никакого сюра. Люди, очарованные чужими фантазиями, рано или поздно возвращаются в жесткую реальность, — так устроен закон для тебя, человека. Ты можешь избежать этой участи, когда ты один. Но как только ты кого-то ласково берешь за руку, тебя тянут в могилу. В этом фильме Гондри показывает настоящий класс. Выходит на новый уровень. Его суперхит "Вечное сияние чистого разума" снят на одном дыхании, а в "Пене дней" Гондри предъявляет сразу несколько дыханий. Прошло десять лет, но никто не снял фильм, похожий на "Вечное сияние чистого разума", — хотя многим и хотелось бы. "Пену дней" точно так же не переснимут (хотя, подозреваю, никому и не хочется).



Я считаю, что пройдет лет двадцать-тридцать, — и эти четыре фильма забронзовеют.

(01.01.2014)




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: domfenshuy.net