Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Сказочник / Storytelling (2001)


Сказочник
Средняя оценка: оценка: 3.5
2001. США. 87 минут.
Жанр: драма / комедия.

Режиссер: Тодд Солондз.
Оператор — Фредерик Элмес,
композитор — Натан Ларсон,
сценарий — Тодд Солондз.

В главных ролях: Сельма Блэр, Роберт Уисдом, Пол Джиаматти, Марк Веббер.
В ролях: Франка Потенте, Джон Гудман, Джули Хэгерти, Тина Холмс, Лео Фитцпатрик и др.

Версия для печати

Мор: Как рассказывать сказки

Сказочник оценка: 3.5

Тодд Солондз определенно знает толк в рассказывании историй. "Storytelling" не трагикомедия и даже не сатира, а постоянная смена курса от вызывающего смех до вызывающего сожаление. Оттенки и направления меняются каждую минуту, хотя ничего экстраординарного, вроде, и не творится. Фильм включает в себя две истории, первая из которых похожа на жестокий анекдот про писателей, поклонников и личный опыт, а вторая — неторопливый прикол над режиссурой, репортажностью, документалистикой и жизнью. При этом Солондз не ставит своей задачей развлекать или заставлять плакать, он просто рисует жизнь как прихотливое и постоянное сочетание нелепого и героического. Думаю, что перевод названия несколько размывает смысл, потому что фильм как раз о storytelling'е, о методе рассказывать истории, о специфике этого процесса, о спекуляциях и наивных приемах, о том, что самое искреннее воспоминание оборачивается pulp fiction или байкой. Одновременно кинокартина тоже является образцом истории со своей тематикой, состоящим из двух рассказов о рассказах. Такая композиция дает возможность образовать некоторую воронку-бесконечность, падая в которую ты вдруг ухватываешь суть дела.

"Сказочник" не так неприятен, как "Счастье", и не так безальтернативен, как "Добро пожаловать в кукольный дом". Наверное, потому, что это не чистый социальный гротеск, а беседа с самим собой, анализ собственных приемов, такой дружеский, но все-таки едкий подкол. "Я думала, он особенный! У него же церебральный паралич!"

В первой части мы имеем дело с почти комической зарисовкой. Storytelling приводит девушку из объятий парня-инвалида в полуизнасилование с помощью здоровенного негра-писателя. "Не будь расисткой", — уговаривает себя она, а затем описывает экстремальный опыт в жестком рассказе. "Да все это выдумки и эпатаж!", — резюмирует аудитория. Во второй режиссер-документалист (Пол Джиаматти) выбирает простого парня, чтобы заснять жизнь "молодежи", но дрейфует от морализаторства до презрения к собственному герою. Пока герой документалки смотрит на результат съемок, его дом сгорает — и это отличное завершение фильма про драму поколений. В итоге документалист изнемогает, будет ли правильно завершить этим кадром свою историю или нужно пожалеть паренька. Эти муки мы не увидим — они скрыты титрами, но подразумеваются, хотя сам режиссер завершил фильм как раз упомянутым кадром. Такое кольцо самоиронии не может не вызывать уважения.

К сожалению, описанное словами, это выглядит далеко не так круто, каким является на самом деле. "Сказочник" — это один из самых насмешливых и стебущих отношение к творцу фильмов, которые выходили на свет. В нем занято множество прекрасных актеров — например, Джон Гудман в роли авторитарного папаши или Сельма Блэр в роли мятущейся студентки. Многие эпизодические роли просто упоительны — например, единственная настоящая писательница из кружка занимающихся в первой части фильма. После того, как все высказывают шаблонные или попросту глупые комментарии о прочитанных рассказах, она подытоживает все честным и уничтожающим мнением.

Когда "Сказочник" вышел, многие критики посчитали его слишком легковесным по сравнению с убийственной критикой общества из ранних работ Солондза. Однако мне кажется, что за счет наличия более значимой комедийной составляющей фильм только выиграл, сумев передать сообщение в полном объеме, но в менее натянутой манере.

(26.05.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: