В главных ролях: Сельма Блэр, Роберт Уисдом, Пол Джиаматти, Марк Веббер. В ролях: Франка Потенте, Джон Гудман, Джули Хэгерти, Тина Холмс, Лео Фитцпатрик и др.
Тодд Солондз определенно знает толк в рассказывании историй. "Storytelling" не трагикомедия и даже не сатира, а постоянная смена курса от вызывающего смех до вызывающего сожаление. Оттенки и направления меняются каждую минуту, хотя ничего экстраординарного, вроде, и не творится. Фильм включает в себя две истории, первая из которых похожа на жестокий анекдот про писателей, поклонников и личный опыт, а вторая — неторопливый прикол над режиссурой, репортажностью, документалистикой и жизнью. При этом Солондз не ставит своей задачей развлекать или заставлять плакать, он просто рисует жизнь как прихотливое и постоянное сочетание нелепого и героического. Думаю, что перевод названия несколько размывает смысл, потому что фильм как раз о storytelling'е, о методе рассказывать истории, о специфике этого процесса, о спекуляциях и наивных приемах, о том, что самое искреннее воспоминание оборачивается pulp fiction или байкой. Одновременно кинокартина тоже является образцом истории со своей тематикой, состоящим из двух рассказов о рассказах. Такая композиция дает возможность образовать некоторую воронку-бесконечность, падая в которую ты вдруг ухватываешь суть дела.
"Сказочник" не так неприятен, как "Счастье", и не так безальтернативен, как "Добро пожаловать в кукольный дом". Наверное, потому, что это не чистый социальный гротеск, а беседа с самим собой, анализ собственных приемов, такой дружеский, но все-таки едкий подкол. "Я думала, он особенный! У него же церебральный паралич!"
В первой части мы имеем дело с почти комической зарисовкой. Storytelling приводит девушку из объятий парня-инвалида в полуизнасилование с помощью здоровенного негра-писателя. "Не будь расисткой", — уговаривает себя она, а затем описывает экстремальный опыт в жестком рассказе. "Да все это выдумки и эпатаж!", — резюмирует аудитория. Во второй режиссер-документалист (Пол Джиаматти) выбирает простого парня, чтобы заснять жизнь "молодежи", но дрейфует от морализаторства до презрения к собственному герою. Пока герой документалки смотрит на результат съемок, его дом сгорает — и это отличное завершение фильма про драму поколений. В итоге документалист изнемогает, будет ли правильно завершить этим кадром свою историю или нужно пожалеть паренька. Эти муки мы не увидим — они скрыты титрами, но подразумеваются, хотя сам режиссер завершил фильм как раз упомянутым кадром. Такое кольцо самоиронии не может не вызывать уважения.
К сожалению, описанное словами, это выглядит далеко не так круто, каким является на самом деле. "Сказочник" — это один из самых насмешливых и стебущих отношение к творцу фильмов, которые выходили на свет. В нем занято множество прекрасных актеров — например, Джон Гудман в роли авторитарного папаши или Сельма Блэр в роли мятущейся студентки. Многие эпизодические роли просто упоительны — например, единственная настоящая писательница из кружка занимающихся в первой части фильма. После того, как все высказывают шаблонные или попросту глупые комментарии о прочитанных рассказах, она подытоживает все честным и уничтожающим мнением.
Когда "Сказочник" вышел, многие критики посчитали его слишком легковесным по сравнению с убийственной критикой общества из ранних работ Солондза. Однако мне кажется, что за счет наличия более значимой комедийной составляющей фильм только выиграл, сумев передать сообщение в полном объеме, но в менее натянутой манере.