Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


День сурка / Groundhog Day (1993)


День сурка
Средняя оценка: оценка: 4
1993. США. 101 минута.
Жанр: комедия / мелодрама / фантастика.

Режиссер: Харольд Рамис.
Сценарий Денни Рубин,
композитор Джордж Фентон,
оператор Джон Бейли.

В главных ролях: Энди Макдауэлл, Билл Мюррей.
В ролях: Крис Эллиотт, Стефен Тоболовски, Брайан Дойл-Мюррей.

Награды:
1994 — лучшая актриса — академия научной фантастики, фэнтези и ужасов; лучший сценарий — BAFTA Awards; .

Интересные факты о фильме:

Хотя, по утверждению режиссёра Гарольда Рамиса, Фил прожил в дне сурка около 10 лет, прежде чем разорвал петлю времени, в фильме показано лишь 34 дня сурка (а всего было отснято 40).

Во время съёмок Билл Мюррей был дважды покусан сурком.

Фильм на самом деле снимался в городке Вудсток (штат Иллинойс) и его окрестностях.

На том месте, где находилась лужа, в которую неизменно проваливалась нога главного героя, теперь находится мемориальная табличка со словами "Сюда ступал Билл Мюррей".

Колокольня, с которой Коннорс прыгает вниз в одной из сцен, расположена на здании местного оперного театра. Согласно городскому поверью, с тех пор, как с этой самой колокольни бросилась вниз юная девушка, её призрак незримо обитает в театральном здании.

Сценарист Дэнни Рубин изначально планировал, чтобы фильм открывался сценой с Филом, который уже "зажат" в дне сурка. А вся предыстория была бы рассказана по ходу фильма. Рамис вначале обещал так и сделать, но потом изменил решение.

По первоначальному замыслу, злоключения Фила Коннорса начались из-за того, что его прокляла бывшая подружка, которую тот безжалостно бросил. Но по ходу доработки сценария такой сюжетный поворот был исключён.

Сначала Рамис хотел пригласить Тома Хэнкса на роль Фила Коннорса, но потом счёл, что тот "слишком красивый" для этой роли.

Рамис утверждал, что почти всякий раз, когда он пытался объяснить Мюррею смысл сцены, тот перебивал его и спрашивал: "Ты мне только скажи — хороший Фил или плохой Фил?"

В процессе обучения фортепианному искусству Фил играет "Рапсодию на тему Паганини" Рахманинова. Эта романтическая тема также использована в другом фантастическом фильме, "Где-то во времени" (1980). Первые робкие удары по клавишам во время самого первого урока Билл Мюррей делает самостоятельно. Не владея нотной грамотой, он подобрал мелодию на слух.

Биллу Мюррею и Гарольду Рамису выпала высокая честь быть Почётными великими маршалами одного из Дней сурка, проходивших в Панксатони.

Зажигательная песня "Метеоролог" ("Weatherman"), обрамляющая фильм, сочинена совместно Гарольдом Рамисом и Джорджем Фэнтоном.

Съёмки сцены, в которой раздражённый Фил вдребезги разбивает будильник, прошли не так, как ожидалось: от удара Мюррея часы едва треснули, так что съёмочной группе пришлось нанести завершающий удар молотком. Несмотря на это (и это вошло в фильм) петь они так и не перестали.

Все эти факты нам сообщает Энциклопедия кинематографа RuData.ru

Смотри также: Фильмы про путешествия во времени

Версия для печати

А. Ботев (и Сладкая N): К лицу Билла Мюррея

День сурка оценка: 5

"День сурка" — фантастическая романтическая комедия. Определение жанра фильма, конечно, не такое кретинское занятие, как выставление оценок фильму, но тоже не очень осмысленное. Почему-то на фильмы принято навешивать эти безапелляционные ярлыки, а на книжки, например, нет.
Фильм был снят в 1993 году, а кажется, что раньше. Наверно, потому что это одна из последних романтических комедий или комедийных мелодрам, которые можно смотреть спокойно и расслабленно, с нормальным выражением лица и не ожидая каждую минуту, что после следующей шутки подавить рвотный рефлекс не удастся. Я всегда храню большой запас таких фильмов — на случай ядерной войны, в наш век психических заболеваний очень важно, чтобы было что-то не сильно интеллектуальное, веселое и без особой пошлости. И вот раньше-то уууу, а сейчас нефига. Про старые (относительно старые, старше, скажем, десяти лет) фильмы хочется сказать, что умели же раньше, а новые просто не хочется смотреть. Это, понятно, слишком сильное утверждение и в общем случае не работает, но в целом — так. В начале девяностых еще были живы все пути, а не только наименьшего сопротивления, и комедии еще не пошли по пути "Тупого и еще тупее" и не превратились в сплошной "Американский пирог", а мелодрамы не слились в одно и то же слегка потасканное лицо Хью Гранта с элементами Дженнифер Лопес и Джулии Робертс. Но тогда, знаете, и хуй стоял.
Выставление оценок — кретинское занятие, главным образом, потому, что в результате одной шкалой меряются совершенно разные фильмы. Никогда нельзя сравнивать что-нибудь утонченно-интеллектуальное (ну, скажем, "Русский ковчег"), изысканно-классическое (ну, скажем, "Сладкую жизнь") и просто — романтическую комедию, пфуй. Тем не менее, романтические комедии вполне существуют и играют важную роль — в наш век психических заболеваний, когда того и гляди война. Бесполезно сравнивать разные фильмы между собой. А в мире романтических комедий "День сурка" — бриллиант и жемчужина.
Дело даже не в добротном сценарии с интересной и относительно незатасканной идеей. И не в хороших актерах. Фильмов с хорошими актерами, хорошими дуэтами и хорошими второстепенными ролями — пруд пруди, и интересные сценарии тоже периодически встречаются. Важнее, наверно, что тут все очень на своем месте. Гнусавая песня, с которой каждый раз начинается день, последовательность встреч с прохожими, реалистичный маленький городок, милая-премилая Энди Макдауэлл и Билл Мюррей с еще не окостеневшим, но уже фирменным выражением лица.
У Билла Мюррея много хорошо подобранных ролей — а к такому выражению лица не каждая роль подойдет. Вот, например, в "Охотниках за привидениями" — не очень подходит, зато "Трудности перевода" и "Сломанные цветы", писаные специально для него, чтоб сидел на краю кровати в потемках с тем самым лицом, — подходят идеально. Фил из "Дня сурка", наверно, вторая роль с этим выражением лица, первая была в "А как же Боб?". Можно представить, что в одном из альтернативных развитий жизни — но уже по принципу "Скользящих дверей", когда жизнь раздваивается, растраивается, начиная с какого-то одно события — Билл Мюррей живет с Энди Макдауэлл, а потом едет в Японию и знакомится там со Скарлетт Йоханссон, или разводится с Энди Макдауэлл и выясняет, что где-то у него есть сын.
После выхода фильма история про сурка и его день широко распространилась, и даже на нашей холодной родине второго февраля в новостях непременно рассказывают, увидел ли сурок свою тень, а сам фильм показывают по телевизору как минимум несколько раз за зиму. Это значит всего лишь, что за пятнадцать лет "День сурка" стал классикой. Такой фильм, который просто есть в картине мира. Хорошо еще, что эта история пока значительно меньше навязла в зубах, чем другие, тоже скоропостижно ставшие классическими.

(16.06.2008)

Версия для печати


Дмитрий Савочкин: Зима будет холодной, серой и будет длиться до конца ваших дней

оценка: 5

Если оставить в стороне тот факт, что писать рецензию на фильм "День сурка", как справедливо заметила Жанна Пояркова, — то же самое, что писать рецензию на "Иронию судьбы" (до такой степени эти фильмы успели набить оскомину своей вездесущностью), то перед автором рецензии становится нелёгкая задача.

Дело в том, что "День сурка" — это не просто фильм. Или, вернее, не просто история. Гарольд Реймис, создатель "Охотников за привидениями" и автор "Анализируй это (и то)", умудрился прыгнуть настолько выше головы, что сразу даже непонятно. В полуторачасовом экзерсисе создатели "Дня сурка" умудрились поднять практически все проблемы, стоящие перед современным американским обществом (и, поскольку общества в большинстве стран мира похожи, то и перед большинством людей Земли вообще), творчески их переосмыслить, и указать направление "счастливого исхода".

Изначально кажется, что фильм о чуваке, который оказался "заперт" внутри одного дня, и мучительно пытается освободиться. Это чувство — что, чёрт возьми, этот день я уже когда-то переживал — знакомо почти каждому человеку. С одной стороны, каждый хотя бы раз переживал Дежа Вю, с другой — даже если ты отчётливо отдаёшь себе отчёт, что это другой день, всё равно люди вокруг тебя делают изо дня в день то же самое, особенно в таких маленьких городках, как изображённый в картине. Кроме того — каждому человеку хотя бы раз в жизни хотелось прожить день по-другому, постараться вернуться на то же самое место, и начать оттуда заново: сказать не то, сделать не так, и в итоге прийти к другому результату. Всё это и иллюстрирует фильм.

Второй пласт — который обычно открывает для себя большинство зрителей — что фильм повествует нам о самосовершенствовании, и о том, что предназначение человека — делать добро другим людям. Персонаж картины длительное время не может понять, что именно с ним происходит, он пробует разные варианты поведения, приходит к различным выводам, и в конце концов понимает, что может получать от жизни удовольствия, не неся при этом никакой ответственности за свои действия. Водить машину пьяным, соблазнять женщин обещанием жениться, устраивать клоунады — делать что угодно. Но это не освободит его из "дня сурка". И рано или поздно он отчаивается и пытается покончить с собой. После длинной череды неудачных попыток герой приходит к мысли, что он — бог. И всё. Это тупик. Отсюда нет хода, никуда. И что ты ни делай дальше — дело не сдвинется с мёртвой точки. Потому что в твоём микрокосме именно ты играешь главную роль — а остальные люди отходят на второй план, они — лишь статисты. И до тех пор, пока ты не попытаешься спасти умирающего старика, ты будешь стоять на месте. И лишь попытавшись сделать добро, постаравшись стать лучше, спасти обречённых, помочь страждущим, ты обретаешь себя, обретаешь смысл в своей жизни, и, в конечном итоге, обретаешь свою жизнь — ты будешь освобождён из дня сурка. Эту идею, столь созвучную призывам большинства религий и этических систем, улавливает из фильма большинство людей.

Однако, чуть более глубоко залегает ещё один пласт, родственный второму, но уже не столь очевидный. Он показывает нам, что фильм на самом деле о любви: то есть не о деянии, а о чувстве, лежащем в основе всего. Ведь основная часть картины посвящена очень простому вопросу: как выебать Энди МакДауэлл? (Вы, кстати, никогда не играли в http://www.p4u.at/ariane/dateariane/default.htm — попробуйте, прекрасная иллюстрация Дня сурка в жизни! Если не сумеете пройти, спрашивайте — я подскажу, как). Но до тех пор, пока тобой двигает похоть — это невозможно. Ты пытаешься ухватить что-то, сделать всё правильно, пройти единственно верной дорожкой к финальной сцене — и постоянно срываешься, просто не понимая, почему. И лишь когда ты поменяешь своё, лично своё отношение к происходящему, когда ты перестанешь видеть в людях симпатичных и не очень, и начнёшь любить их всех, такими, какие они есть, любить этот мир, и эту зиму, и этот день, и, наконец, полюбишь женщину, которой ты добиваешься — у тебя уйдёт ровно один день на то, чтоб она легла спать в твоей постели.

Помимо гуманистической философии, в фильме множество прекрасных социально-психологических деталей: чтоб хозяйка отеля не мучала вас разговором о снеге, надо рассказать ей прогноз погоды, чтобы страховой агент не приставал к вам с предложением купить полис, надо обнять его, и прижать к груди... вообще, постоянное проигрывание одного и того же набора событий демонстрируют нам, что всё, что мы переживаем, — не более, чем наше собственное отношение к происходящему. Практически каждый диалог, и каждая мелкая деталь в картине — прекрасны. И ещё одна прекрасная деталь: что вся эта философия, и многозначные образы в фильме поданы весело и легко. Ведь на самом деле это отличная, смешная комедия!

Фильм заслуженно включён практически во все известные мне списки величайших картин. Роджер Эберт по поводу этого фильма сказал, что поначалу поставил ему три балла из пяти, но с течением времени понял, в чём истинное величие картины, и включил её в свой список "Величайшие фильмы всех времён". Я думаю, то же самое могут сказать вслед за ним многие критики, да и вообще многие люди.

(16.06.2008)

Версия для печати


Юлия Ульяновская: Рецензия на фильм "День сурка", или праздник неудачника

День сурка оценка: 2.5

Когда я вижу Энди Макдауэлл, у меня на неделю пропадает аппетит. Кого играет эта женщина? Каких-то второстепенных беспомощных перезрелых девушек, не понятно на кой ляд приставляемых к группе в качестве сопровождающего лица, чья второстепенность и беспомощность должна в итоге растопить какой-то там лёд. Хотя ладно, речь не о ней (Боже, даже мой текст позволяет ей выступить в своем амплуа). Речь в фильме идет о самодовольном усталом болване, настолько вызывающе потонувшем в своем эгоцентризме, что время взбунтовалось и залупилось в петлю, дав ему вечное второе февраля на перевоспитание. К счастью, "День Сурка" — комедия, и герой, осознав произошедшее, действует так, как стали бы действовать мы все: проверять окружающий мир на точность повторения, проверять себя на неуязвимость, проверять себя на безнаказанность (выглядит это все действительно довольно смешно). Как правило, дальше подобных фантазий наши мысли на тему "а если бы" не идут, потому что мы прекрасно знаем, насколько пустое занятие размышлять о несбыточном. Однако для героя фильма всё так просто не заканчивается. По моим подсчетам, научиться ловко хуярить джаз с нуля можно разве что за год, а год заниматься издёвками, наёбками, кражами и самоубийствами в пределах одного малюсенького городишки должно быть ужасно скучно. И комедия превращается в мелодраму: герой использует неограниченное количество повторений для идеального охмурения девушки, что, впрочем, не приносит ему никакой пользы кроме серии ежевечерних терапевтических затрещин. Затем у героя наступает неизбежная третья стадия: пройдя через увлеченность собой и через увлеченность одним конкретным человеком, он вдруг обнаруживает, что людей вокруг полно и принять участие в каждом из них приносит удовлетворения уж побольше, чем нелепый секс с доверчивой дурой Ненси. Он начинает ловить детей, падающих с деревьев, спасать подавившихся толстяков, кормить до отвала старых бомжей, и по некоторым мелочам можно заметить, что переломный момент приключается тогда, когда герой начинает осознавать две штуки. Во-первых, ему становится не нужна благодарность (т.е. он оказывает помощь ради помощи, а не ради тщеславия), и во-вторых — глядя на людей, он ощущает какую-то оптимистическую обреченность. Что-то ровное, беспристрастное. Что-то вроде светлой печали. Вот такую формулу идеального мирянина вывел режиссер: бескорыстный и любящий. Хоть притаскивай за уши безжалостный медицинский факт о стадиях, проходимых пациентом после вести о своей скорой смерти.

И все бы хорошо, трогательно, интересно. Но последний вечер перечеркивает все достигнутое. Я понимаю, подобный финал необходим. Чувак победил время, победил себя, победил отчаянье, извлек пользу и принес пользу, давайте воздадим ему должное, купив его за 398 долларов с копейками под одобрительный хор. Но уж очень подозрительным выглядит это чествование. Фильм превращается в респект для неудачников, обозленных на все те лужи, в которые они садились на глазах у хохочущих прохожих на протяжении своей жизни. Этот финал просто обязан потрафить каждому, кто мечтает понравиться всем без исключения, как портрет Франклина. "Эге, вы еще полебезите передо мной!" — горделиво приосанивается ущербный зритель, и утирает непрошеную слезу, вызванную тайной детской мыслишкой — "Вот умру — тогда поймете, каким я клёвым был…" В общем, заканчивается всё ужасной тупостью.

Что ж, четверошный сюжет, двоечный финал, тошнотворная Макдауэлл… В итоге двойка с плюсом.

(17.06.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: