Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Человек, который умел творить чудеса / The Man Who Could Work Miracles (1936)


Человек, который умел творить чудеса
Средняя оценка: оценка: 3
1936. Великобритания. 82 минуты.
Жанр: фантастика.

Режиссер: Лотар Мендес.
Сценарий Герберт Уэллс,
оператор Гарольд Россон,
монтаж Филип Шарло,
композитор Миша (Майкл) Сполянски,
спецэффекты Нед Манн,
продюсер Александр Корда.

В главных ролях: Роланд Янг.
В ролях: Ральф Ричардсон, Джоан Гарднер, Эдвард Чапмэн, Эрнест Тезигер, Роберт Кохран, Уоллес Люпино, Найджел Сток.

Интересные факты о фильме:


  • Великий Герберт Уэллс сам написал сценарий по своему рассказу. Ему помогал некий Лайош Биро, которого даже не упомянули в титрах.
  • На русский язык этот рассказ переведен И. Григорьевым еще в седые времена и называется "Чудотворец".
  • Полковник Уинстэнли называет в этом фильме Джорджа Фодерингея "молодым человеком". При этом Ральфу Ричардсону, играющему полковника, на момент съемок было 35 лет, а Роланду Янгу, играющему Фодерингея, 50, т.е. на 15 лет больше

    Версия для печати

А. Ботев (и Сладкая N): Декорации к декорациям

Человек, который умел творить чудеса оценка: 3

Странно думать, что отцы-основатели научной фантастики не только дожили до экранизации своих произведений, но и принимали активное участие в создании фильмов по ним.

Кино ведь по своей природе довольно чудесно и фантастично. Хотя ничего особенного, конечно, простая оптика и знание законов физиологии. Сейчас, например, более чудесно, что некоторые австралийские аборигинальные племена не способны воспринимать кино — для них любой фильм есть просто последовательность картинок. Получается, что их сознание более континуально, чем наше? Выходит, так.

Но все равно, одно дело кино, а другое литература. Литература же гораздо старше. И фантастика сначала действительно предсказывала много вещей, которые потом сбылись. Ну, там, телевизор, самолет, ракетоплан, all the shit. И, например, Жюль Верн, смотрящий "Путешествие на луну" — это как Артур Кларк (царство ему небесное), встречающий в 2010 г. инопланетян.

Но Герберт Уэллс никакой, разумеется, не фантаст. Его называют фантастом по какому-то дикому, нелепому недоразумению, на самом деле он социальный писатель, подобный Честертону, которого тоже, как ни странно, в первую очередь считают сочинителем детективов. То, что пишут социальные писатели, можно, как правило, называть притчами. Томас Мор тоже ведь социальный писатель, никто его не называет фантастом; от того, что в уэллсовских произведениях есть машина времени или инопланетяне, более фантастическими они не становятся. Это просто декорации для иллюстрации каких-то его идей. Разграничение фантастика/не фантастика зависит (я только что это понял) от степени правдоподобности этих декораций.

Соответственно, на съемках фантастического кино строят декорации к этим неправдоподобным декорациям. Использовать декорации вообще свойственно кино. Потому, кстати, фантастика — один из исторически первых игровых жанров. Подобное тянется к подобному, декорация тянется к декорации, как рыбак-гей к рыбаку-натуралу, рыбак-натурал к рыбе, рыба к воде, а вода под воздействием мирового притяжения к центру земли.

Если четко понимать, что Уэллс не фантаст, то проще понять и фильм, сценарий к которому он написал. Какие-то божественные силы дают обывателю, продавцу в галантерейном магазине, возможность творить чудеса; они это делают, чтоб посмотреть, что получится. Получается совершенно предсказуемая вещь: от исполнения мелких желаний обыватель переходит к все более (социально) крупным, до тех пор, пока не складывается ситуация, которую наиболее кратко и точно можно назвать английским выражением "vsem pizdets". Ну, как в бойцовском клубе, примерно. Насильственное свержение строя и все такое. Разумеется, все, что происходит — происходит из благих намерений.

Уэллс написал удивительно крепкий для тех времен сценарий. В нем даже понятна эволюция взглядов главного героя, что приятно. Однако динамическое развитие его характера происходит на фоне статики остальных героев. И тут декорации! Совместного динамического развития персонажей не происходит.

Отличные (опять же для тех времен) спецэффекты. Очень уместные, выполняющие чисто служебную функцию, без которых не обойтись. Типа лампы, поднимающийся самой по себе. Тут надо отметить Неда Манна. Такие спецэффекты смотрелись бы и в современном фильме. Нет комического эффекта, который возникает при просмотре старых кинолент с понтами, смотрите, дескать, у нас спецэффекты! Понятно, что с появлением компьютера новые спецэффекты убирают их на раз.

Отдельно стоит отметить мою любимую тему, мимо которой никогда пройти не могу — белый кролик как символ страха и безумия. Я даже написал об этом статью. Помимо фильмов, упомянутых в ней, "Алисе" Кэрролла и довольно дурацкого появления белых кроликов в "Архангельске" Мэддина, эти бестии есть и в этом фильме. В довольно сюрреалистической сцене мистер Фодерингейт только испытывает свое всемогущество, еще сомневается в душевном здравии, лежит в постеле и жрет экзотические фрукты, преимущественно виноград, а вокруг него по кровати бегают белые кролики. В данном случае кролики, в отличие от фильма Мэддина, действительно увеличивают градус безумия, без них было бы хуже, они тут нужны.

Еще есть комические эффекты, которые я не понимаю, специально они такие комические или случайно получилось. Самый яркий такой: мистер Фодерингейт дарит корыстной своей коллеге, продавщице, бриллиантовую диадему. Та, как старуха из "Сказки о золотой рыбке", просит жемчужное ожерелье. Мистер Фодерингей дарит и его, а заодно и одевает продавщицу "как Клеопатру в кино", и та сразу становится одетой в восточный наряд, смотрит на себя в зеркало и охуевает; а мистер Фодерингей видит ее и от восторга, какая фемина, роняет свои свертки, упаковки и т.д., которые несет куда-то по долгу службы.

Концовка такая, что фильм смело можно было ставить и в прошлый выпуск — вторая попытка, альтернативное развитие событий etc. Vsem pizdets — это иллюстрация закона инерции, и социальной, и физической. Конец этого рассказа, кстати, я читал в книге Якова Перельмана "Занимательная физика".

Рассказ написан в 1898-м г., и видно, что к съемкам фильма Уэллс его косметически переделал. Собрание продавцов в магазине, где они решают, что делать с неожиданно открывшимся даром мистера Фодерингея, напоминает скорее собрание революционного кружка, вернее, столкновение молодых революционеров-идеалистов с представителями старого мира. Банкир читает мистеру Фодерингею лекцию по основам буржуазного капитала. И так далее. Это и понятно, учитывая, что Уэллс, как говорилось, в основном социальный писатель.

В целом фильм интересно посмотреть как памятник эпохе, скорее. Я так примерно и представлял себе это время, учитывая, конечно, что Уэллс больше был за bolsheviks'ов, и фильм, что странно, показывает это время сквозь определенную призму. А снимался в буржуазной Англии. А хули ж? Демократия.

Чтоб два раза не вставать, расскажу мой любимый анекдот на тему всемогущества. Тупой, но мне очень нравится.
Девочка находит цветик-семицветик и думает, что бы с ним сделать? Думает-думает, и говорит:
– Хочу, чтоб меня колбасило не по-детски.
Ну, ее колбасит, она колбасится совершенно не по-детски. Устала колбаситься, отрывает второй лепесток и говорит:
– А пусть меня теперь не колбасит.
И ее больше не колбасит.
Потом она опять думает, что бы заказать. Отрывает третий лепесток и говорит:
– Хочу, чтоб меня плющило не по-детски.
Ну, ее плющит, она плющится-плющится не по-детски. Устала. Отрывает четвертый лепесток и говорит:
– А пусть меня теперь не плющит.
И ее больше не плющит.
Потом опять думает, что бы заказать, отрывает пятый лепесток и говорит:
– Хочу, чтоб меня теперь перло не по-детски.
Ее прет, она прется не по-детски. Опять устала. Отрывает шестой лепесток и говорит:
– А теперь пусть меня не прет.
И ее больше не прет.
Остался последний лепесток, девочка думает: "Что ж я так бездарно распорядилась своими лепестками?" Видит, идет мальчик с палочкой, хромает, девочке стало стыдно, что она только себе загадывает желания, и говорит:
– Хочу, чтоб этого мальчика колбасило, плющило и перло не по-детски.
Дико смешно.

(23.06.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: