В главных ролях: Сандра Хюллер, Бургхарт Клаусснер, Имоген Когге. В ролях: Анна Бломайер, Николас Рейнке, Йенс Харцер.
Награды: МКФ в Берлине — "Серебряный медведь" за лучшую женскую роль (С.Хюллер), приз ФИПРЕССИ. КФ в Баварии — лучшая молодая актриса (С.Хюллер). МКФ в Чикаго — приз "Plaque". Film+ — лучший монтаж. МКФ в Каталонии — лучший фильм, лучшая актриса (С.Хюллер). Ассоциация немецких кинокритиков — лучший фильм, лучшая актриса (С.Хюллер). Фестиваль немецких фильмов — лучшие костюмы, лучший звук, лучшая актриса (С.Хюллер), лучшая актриса второго плана (И.Когге), "Серебряный приз" за лучший фильм..
О том, что где-то снимается (или уже снят) "Реквием", я узнал сразу после просмотра в кинотеатре "Шести демонов Эмили Роуз". Голливудский хоррор мне понравился. Поэтому, конечно, хотелось увидеть и "реалистическую" версию этой "реальной истории" о молодой немецкой девушке, доведенной до смерти чередой актов экзорцизма.
Количество регалий, полученных немецким фильмом, впечатляет.
Но учитывая одновременный выход двух фильмов на экраны, "Реквием" почему-то смущает какой-то своей европейской сермяжностью, принадлежностью школе европейского кино. Вот вы там снимайте в Голливуде своё — а мы будем снимать своё. С некрасивыми актерами, неброское, серенькое... Зато настоящее.
На сайте arthouse.ru приведено интервью с режиссером и сценаристом.
Выдержка из интервью:
"Какая искра воспламенила ваш интерес к фильму?
Шмид: Cтатья о паломниках в Клингенберг. Именно здесь скончалась католическая студентка Аннелиз Михэль в результате недоедания и истощения после многочисленных сеансов изгнания нечистой силы (мед. — экзорцизм). Я поражен тем фактом, что через 20 лет после ее смерти паломники со всей Европы, совершающие путешествие в Клингенберг, почитая её как великомученицу. Я заинтересовался этой историей, много прочёл об экзорсизме 20 века и начал писать предварительную версию киносценария.
Сценарист фильма Б.Ланге делает парадоксальное заявление (упоминая предыдущий фильм, "Дальний свет", но парадоксальность, конечно, не в этом упоминании):
Ланге: Оба фильма исследуют драматические моменты в жизни молодежи, которые наступают гораздо быстрее и острее, чем у старшего поколения. В двадцать лет ты полон самоуверенности, убежденности в своей правоте и праведности своих поступков. Это и делает героев фильмов сильными и выразительными.
В результате оказывается, что при некоторой самоуверенности, действительно свойственной молодежи, герои фильма отнюдь не сильны и не выразительны. А интерес Шмида к паломникам и вовсе оказывается за бортом. Даже акты экзорцизма, кроме самого первого, оказываются за бортом.
Хорошо известно, что Шмид (между прочим, не только режиссер, но и продюсер картины, то есть, обладающий правом настаивать на художественных формулировках), хотел отмежеваться от "реальных личностей и событий". А в результате получилось точно такое же "отмежевание", какое получилось у американцев, но только их "миф" обладал при всем при этом добротной жанровой энергетикой. Кроме того, американский фильм по-хорошему эклектичен. Через судебный процесс (то есть, в традиционный фильм ужасов примешивается традиционная же судебная драма) разрешается конфликт между мирским судом и решением церкви. То есть, находит выход вопрос, которым озадачивался Шмид. Полностью отступая от реальных фактов истории Аннелиз Михаэлой, Скотт Дерриксон и Пол Харрис Бордман хитроумно находят необходимый пафос и убедительность (лучше всего понятные, скажем, американскому зрителю), чтобы обосновать паломничество наших современников (допустим, например, что истиной для американца является решение суда). Но и деревенская консервативность сознания присутствует в американском фильме тоже. Но только вскользь. Потому что понятно, что не каждый деревенский житель, поступивший в университет и впервые услышавший "Deep Purple", станет одержим демонами.