Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Малер / Mahler (1974)


Малер
Средняя оценка: оценка: 3
1974. Великобритания. 115 минут.
Жанр: биографический / музыкальный.

Режиссер: Кен Рассел.
Сценарий — Кен Рассел,
оператор — Дик Буш,
композитор — Густав Малер.

В главных ролях: Роберт Пауэлл, Джорджина Хейл, Ричард Моран.
В ролях: Ли Монтаг, Мириам Карлин, Гари Рич, Анджела Даун, Рональд Пикап и др.

Награды:
BAFTA Awards — лучший новичок (Джорджина Хейл) (1975)
Каннский кинофестиваль — техническое гран-при (Рассел)(1974)
Гильдия британских сценаристов — лучший оригинальный сценарий (1975).

Версия для печати

Мор: Рецензия на фильм "Малер"

Малер оценка: 3

Кен Рассел — пошляк, но пошляк светский — из тех, что не устанет рассказывать анекдоты про Листа, Чайковского и Милюкову, Байрона, Уайльда или, например, Малера и Вагнера. При этом он достаточно умен, чтобы смешивать несколько похабные шутки с симфонической музыкой, а однообразие вольных трактовок чужих биографий смягчить красочными постановками. У Рассела есть один секрет — если ты смотрел один его фильм, то можешь испытать скромное удовольствие от той легкости, с которой он относится к великим композиторам или писателям, но если ты видел хотя бы два его фильма, ты знаешь о его творчестве почти все.

"Малер" — клип на симфонии Малера, выигрывающий за счет актерского ансамбля. Если взять "Музыкальных любовников", о которых как-то писал Вова, то они абсолютно лишены какой бы то ни было интеллигентности — это фантазия, которая может придти в голову спьяну, где похотливые женщины набрасываются на до гротескного смазливого Чайковского, а он грезит о видениях в белых платьях среди карикатурных русских баринов и их жен. Бесконечное мещанство и плоский юмор таких картин совершенно не вяжутся с играющей закадровой музыкой. В итоге полет фантазии Кена Рассела сильно контрастирует с интонациями "саундрэка" — трудно, например, соединить мощное симфоническое сопровождение и ползающую по полу голую псевдо-Милюкову. "Малер" имеет столь же размытое отношение к реальной жизни композитора Густава Малера, однако в нем Рассел открыто насмехается над интеллигентностью, выводя Малера комично серьезным, страдающим мигренью от любого звука, эдаким темным принцем, на людях совершенно бессильным, зато держащим свою жену на посылках. Роберт Пауэлл, исполняющий главную роль, выглядит отлично — и поэтому шутки Рассела удаются. Особенно весело смотрится момент, в котором Малер садится писать музыку в пасторальном домике, а его жена бегает по всей округе, снимая колокольчики с коров, затыкая детей, заставляя крестьян плясать под тихое дирижирование, с поцелуем забирая у пастуха дудку, а потом и вовсе утихомиривая колокол.

Рассел разыгрывает пьесу взаимной зависимости — Малер чересчур возвышен, чтобы воспринимать песни жены или ее предсказуемые ответы, так что ему легко заставлять ее страдать, подавляя творческим эго. Довольно смешно смотреть, как она приходит в ужас от названия песни "На смерть детей" или семенит в узком платье. В то же время Альма Малер живая, она полна примитивных жизненных сил в отличие от угасающего Малера, поэтому в его фантазиях она могущественна и многогранна, возможность ее потерять и ее измены превращают ее в коварную волчицу. Весь фильм — это почти предсмертная поездка Малера в поезде, в течение которой он фантазирует, переживает какие-то моменты из прошлого или просто грезит. Периодически в купе появляются анедоктические персонажи вроде доктора, любовника жены или носильщика. В одной из грез Альма Малер разоблачается перед улыбчивым воплощением материализма Максом — мужчиной-соперником, военным, — прямо после того, как Малера отправляют в крематорий. Она дергается в неистовом танце перед его портретами и издевается над памятью композитора. Выглядит это довольно забавно, особенно учитывая актерские способности Джорджины Хейл.

Что же хотел нам сказать Кен Рассел своим творением? Думаю, что совершенно ничего. Для него творчество и биография композиторов — всего лишь материал для очередной буффонады. Пиком ее становится символический спор Малера (еврея) с Вагнером и заодно еврейским богом — он поднимается на гору, держа еврейскую звезду, и отказывается от всего под руководством толстой бабищи в каске и свастиках. Короче, если вы хотите извлечь из творчества Рассела всю соль, посмотрите его короткометражку для "Арии" — и вам станет понятно, нужен ли вам этот режиссер. На мой взгляд, ему часто изменяет вкус.

P.S. Кажется, я поняла, в чем тут дело. Кен Рассел — это прочитавший "Сто великих людей" Тинто Брасс.

(13.08.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: