Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Адаптация / Adaptation. (2002)


Адаптация
Средняя оценка: оценка: 4
2002. США. 114 минут.
Жанр: артхаус / мелодрама.

Режиссер: Спайк Джоунз.
Сценарий: Чарльз и Дональд Кауфманы по роману Стюзан Орлеан "Вор орхидей".

В главных ролях: Николас Кейдж.
В ролях: Мэгги Джилленхал, Кэтрин Кинер, Крис Купер, Джон Малкович, Мерил Стрип, Тильда Суинтон, Джон Кьюсак, Джей Таваре, Даг Джоунс, Стивен Тоболовски, Кёртис Хэнсон, Брайан Кокс.

Награды:
2003 — Лучший адаптированный сценарий — Чарльз и Дональд Кауфманы (BAFTA, Boston Society of Film Critics Award, Broadcast Film Critics Association Award, Central Ohio Film Critics Association, Chicago Film Critics Association Award, Chlotrudis Award, Florida Film Critics Circle Award, National Board of Review, USA, New York Film Critics Circle Award, Online Film Critics Society Award, PEN Center USA West Literary Award, San Diego Film Critics Society Award, Satellite Award, Southeastern Film Critics Association Award, Toronto Film Critics Association Award)

2003 — Лучшая второстепенная роль — Крис Купер (Оскар, Broadcast Film Critics Association Award, Central Ohio Film Critics Association, Chicago Film Critics Association Award, Chlotrudis Award, Dallas-Fort Worth Film Critics Association Award, Florida Film Critics Circle Award, Золотой глобус, Kansas City Film Critics Circle Award, Los Angeles Film Critics Association Award, National Board of Review, USA, San Diego Film Critics Society Award, San Francisco Film Critics Circle, Seattle Film Critics Award, Southeastern Film Critics Association Award, Toronto Film Critics Association Award, Vancouver Film Critics Circle)

2003 — Гран-при жюри — Спайк Джоунз (Берлинский международный кинофестиваль)

2003 — Лучшая второстепенная женская роль — Мерил Стрип (Chicago Film Critics Association Award, Florida Film Critics Circle Award, Золотой глобус, Southeastern Film Critics Association Award)

2002 — Лучшая главная мужская роль — Николас Кейдж (Toronto Film Critics Association Award)

2003 — Лучший фильм — Florida Film Critics Circle Award, Toronto Film Critics Association Award.

Интересные факты о фильме:

В титрах указаны два автора сценария — Дональд и Чарльз Кауфманы. На самом деле Дональд Кауфман не существует, это альтер-эго автора сценария Чарли Кауфмана. И не смотря на то, что это вымышленный персонаж, он номинировался и получал премии за лучший сценарий вместе с Чарльзом Кауфманом. "Получал", конечно, виртуально.


В одной из сцен Чарли разговаривает с Дональдом возле зеркала. Отражение Дональда в зеркале — это настоящий Чарльз Кауфман, автор сценария картины.

В фильме безумное число различных камео, даже лень их все перечислять. Например, в нём снялась съёмочная группа фильма "Быть Джоном Малковичем" почти в полном составе.

В одной из сцен Дональд приводит роман "Цветы для Элджернона", как пример истории о цветах, на что Чарльз отвечает "Ну, во-первых, это не о цветах, а во вторых, это не фильм". На самом деле "Цветы для Элджернона" были экранизированы как минимум дважды.

Персонаж Брайана Кокса "Роберт МакКи" — настоящий преподаватель сценарного мастерства, автор нескольких телевизионных сценариев, который считается одним из сценарных гуру. Кстати, он сам посоветовал продюсерам картины Брайана Кокса, как исполнителя роли себя.

Целый набор интересных фактов связан с упоминаемым в картине сценарием Дональда Кауфмана "Три" (явная пародия на финчеровский фильм "Семь").
Во-первых, создатели ДВД сделали скрытую ссылку в фильмографии Дональда Кауфмана на ДВД, где указан этот фильм, при нажатии на которую можно увидеть секретный телефонный номер "автоответчика фильма Адаптация", на котором можно было оставить Кауфману свои впечатления от фильма (к сожалению, этот номер больше не работает).
Во-вторых, в конце титров фильма можно увидеть цитату из этого сценария: "We're all one thing, Lieutenant. That's what I've come to realize. Like cells in a body. 'Cept we can't see the body. The way fish can't see the ocean. And so we envy each other. Hurt each other. Hate each other. How silly is that? A heart cell hating a lung cell." — Cassie from THE THREE.
И в-третьих (вот уже настоящая чертовщина), в 2003 году вышла книга, а в 2007 — фильм с таким названием, сюжет которого действительно рассказывал о маньяке с растроением личности, который объединял в себе маньяка, сыщика, который его ловил, и прекрасную девушку. Вот тут вы можете прочесть рецензию Александра Руденко на этот выдающийся фильм.

Версия для печати

Дмитрий Савочкин: Адаптация адаптации к адаптации

Адаптация оценка: 4

Чарли Кауфман написал идеальное пост-модернистское произведение. Это текст, и одновременно текст о тексте, то есть сам о себе. Это и история, и история создания истории, которая и является этой историей, то есть рассказывает сама о себе. Все это приводит к многочисленным контаминациям, и словесным играм, вроде Чарли Куафмана, присутствующего на семинаре по сценарному ремеслу, переживания которого рассказываются за кадром, и в момент, когда он хочет уходить, закадровый голос замолкает, и преподаватель произносит фразу “Боже вас упаси, если вы используете закадровый голос!” Или лысеющего потного Чарли Кауфмана, который говорит на диктофон “Лысеющий потный Чарли Кауфман говорит на диктофон...”

История создания фильма — и есть сам фильм. Профессиональный скетчист Чарли Кауфман потратил больше шести лет на то, чтобы написать свой первый полнометражный сценарий. Столько времени понадобилось это глыбе-человечищу, чтобы создать оригинальный сценарий, сценарий без единого жанрового штампа, без единого затасканного хода. Сделать жанровое произведение без типичных признаков жанрового произведения — задача не из лёгких, но и не из рядовых. Немедленно после выхода фильма “Быть Джоном Малковичем” Кауфман стал гуру, и все по очереди высказались в том смысле, что вот мол гений и новое светило. И тут ему приносят новый проект. “Вот мол”, — говорят ему, — “прекрасная книга. Ты же гений. Напиши нам по ней сценарий”. И Чарли Кауфман снова пытается написать нечто оригинальное, чего ещё не было, незаштампованное и изящное, но очень скоро понимает, что это невозможно. Так и появляется “Адаптация” — картина, где повторяются практически все мыслимые штампы жанрового кино, и где они один за другим деконструируются и умело высмеиваются.

Главная идея и центральная мысль всей истории (значительно отяжелённая множеством побочных мыслей и выводов) — это дешевизна стремления Голливуда потакать вкусам толпы. Самые прекрасные идеи в Голливуде разбавляются, исправляются, подковываются, и на выходе начинают напоминать типичные штамповки категории “Б”. В голливудском фильме нельзя обойтись без секса, наркотиков и убийств, даже это просто история о цветах, и людях, которые обожают орхидеи. Эта несложная, в общем-то, мысль, уже не раз изложенная отчаявшимися свободными художниками, зажатыми в голливудские тиски. К примеру, в олтмановском “Игроке”. Но Кауфман подаёт её с блеском, создавая интригу на ровном месте, и драму из ничего — получая на выходе то же самое ничего, но при этом добротно повеселившись по дороге.

Помимо пост-модернистских игрищ и высмеивания голливудских сценарных стандартов в фильме есть ещё один план, чрезвычайно интересный для людей, считающих себя самих в той или иной степени авторами. Ведь в картине, помимо истории с орхидеями, и сложностями с её адаптации для экрана, присутствует ещё и прямая, линейная сюжетная линия — взаимоотношения Кауфмана с его выдуманным братом. Разумеется, Чарли и Дональд Кауфманы — это две ипостаси автора, Чарльза Стюарта Кауфмана, которые, каждая по своему, хотят написать хороший сценарий. Только Чарли стремится к тому, чтобы сделать оригинальную, незаезженную историю без секса-драгза-рокнрола, просто, и со вкусом, красиво и изыскано. Вторая ипостась — это живущий в каждом гении злой завистник, который поражается безумной популярности дешёвого “Кода да Винчи”, и хочет кричать на всю улицу “я могу так же! я могу куда лучше! почему вы увлекаетесь этим дерьмом, в то время, как я годами корплю над чем-то действительно талантливым!” Дешёвые, примитивные идеи, походя оброненные Кауфманом, становятся хитовыми (фильм “Трое” ведь таки действительно был снят! Правда, был признан тем, чем он и является — полным дерьмом), и другие люди подхватывают их, и поднимают на знамя. И как хочется иногда засесть за что-нибудь примитивное — и преподать всем этим бездарям мастер-класс. Не случайно именно после вмешательства Дональда Кауфмана фактически зашедшая в тупик история вдруг делает резкий разворот, оказывается, что цветы нужны для производства наркотиков, интерес писательницы к похитителю орхидей давно уже носит сексуальный характер, и в конце концов всё закончится беготнёй по субтропическому болоту, стрельбой и кровожадными крокодилами.

Кауфман снял исповедь (пусть и стёбовую, конечно) — и, как любая исповедь, это в первую очередь предупреждение. Нельзя поддаваться собственным слабостям, чем бы они не являлись — желанием отобрать конфету у младенца, или настрочить халтурку по-быстрячку. И он, ободрённый своими мыслями, уставший, но довольный, едет в машине по хайвею, исчезая в диафрагме.

(26.08.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: