Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Страх и трепет / Stupeur et tremblements (2003)


Страх и трепет
Средняя оценка: оценка: 3
2003. Франция / Япония. 107 минут.
Жанр: драма / комедия.

Режиссер: Ален Корно.
Сценарий — Ален Корно по одноименному роману Амели Нотомб,
оператор — Ив Анджело,
музыка — Бах.

В главных ролях: Сильви Тестю, Каори Тсуджи, Таро Сува.
В ролях: Бисон Катаяма, Ясунари Кондо, Сокью Фудзита, Ген Шимаока, Ери Сакаи и др.

Награды:
Сезар — лучшая актриса (Сильви Тестю) (2004)
международный кинофестиваль в Карловых Варах — лучшая актриса, специальное мнение (2003)
Lumiere Awards — лучшая актриса (2004).

Версия для печати

Мор: Японцы против маленькой девушки

Страх и трепет оценка: 3

Люди склонны преувеличивать разницу между разными народами, как доехавшие до соседнего города туристы преувеличивают разницу между ними и местным населением, напирая на то, что "батон" тут называют "булкой". Наверное, акцентируя внимание на таких незначительных вещах, они уверяют себя, что пережили приключение.

Я не хочу сказать, что разницы между жителями разных стран нет, это неправда. Но я уверена, что эти различия на определенном уровне развития обязательно преодолеваются. После изучения истории, культуры, искусства, истоков поведения многое, кажущееся вначале удивительным, становится понятным. Проблема понимания между народами действительно существует, но все больше в таком контексте: развитые, не скованные стереотипами люди образуют совершенно новый "народ" внутри вялой массы. У них, этих двух групп, действительно нет практически ничего общего. Это разные виды. Надеюсь, когда-нибудь все умные люди Земли, которые умудряются создавать удивительные вещи даже на этом острове говна, организуют свою Крипту. Но возвращаемся к разнице менталитетов. Многие любят трактовать границу между миропониманием разных наций, народов как непреодолимую, причем с обеих сторон. Т.е. японец не поймет европейца, индиец мексиканца, а зимбабвиец вообще никого. Мне приходилось даже слышать мнение, что русский человек не должен слушать зарубежную музыку, потому что не понимает лежащего за текстом бэкграунда.

"Страх и трепет" — это фильм о развитии отношений между японцами и бельгийкой, снятый по бестселлеру Амели Нотомб. Главная героиня, Амели, прожила в Японии до пяти лет, но затем уехала в Бельгию, так что является европейской девушкой. Но она продолжала считать Японию своей родиной и очень хотела вернуться, поэтому подготовилась, блестяще выучила японский и поступила на работу в крупную корпорацию "Юмимото". К сожалению, сначала работы переводчика для нее не нашлось, и господин Саито заставлял ее готовить кофе, потом она переворачивала календари, а позже из-за ледяной начальницы Фубуки нескладной гостье из Европы пришлось чистить туалеты. Душераздирающая история про столкновение разных подходов к жизни, принесшая Амели Нотомб Гонкуровскую премию, а Сильвии Тестю — Сезар. Как роман, так и фильм встретили понимание у многих читателей/зрителей, которые проклинали японцев, меня же эта штука так удивила, что я несколько недель размышляла над итоговым впечатлением.

Над Амели стоит целая череда начальников — жирный грубиян Омоти, сухой подхалимствующий господин Саито, который заставляет девушку вручную ксерокопировать тома правил спортивного клуба, и роскошная госпожа Фубуки Мори, сдержанная и поразительно красивая. Фубуки улыбается до тех пор, пока начальник соседнего отдела не дает разносящей сотрудникам кофе Амели важное задание. Госпожа Мори никак не может допустить, чтобы растрепанная пришелица получила важную работу, которой другие добиваются годами, и доносит на Амели. Дальше — хуже, и вскоре "дружба" превращается в противостояние.

Фильм "Страх и трепет" вызвал у меня неприятное ощущение при том, что книга наблюдательна и достаточно интересна. Режиссер сделал главную героиню слишком взбалмошной и беззащитной, слишком мечтательной. Он оставил происшествия и остроумные пассажи, убрав их трактовку, отчего Амели стала выглядеть добродушной дурой. Во время просмотра мне стало понятно, почему я так люблю японское кино и почему я так не люблю "рабочие комедии". Начнем с характера кино-Амели — она судит о людях по первым пяти минутам, выстраивая на основе лица или поведения человека долгосрочную стратегию и его характер. Естественно, она постоянно ошибается, но возлагает ответственность за свои промахи на других. Ее поэтическая натура имеет дело с двойниками людей, не имеющими практически никакого отношения к людям реальным. Амели пытается дружить со своей начальницей, что мне представляется верхом нелепости. В порыве неуместной доверительности она рассказывает незнакомой женщине о том, какие подлецы ее начальники (с ходу, даже не зная, в каких они находятся отношениях). Амели не дает покоя работающей Фубуки, постоянно глядя на нее и сочиняя истории. Она делает целый спектакль из ничтожных обязанностей, за которые от скуки берется с большим энтузиазмом, отвлекая на себя внимание работающих. Странно, что она не устраивала балет с чашками кофе, раз из переворачивания календаря ей удалось создать такое шоу. Амели (и части зрителей) это кажется забавным. Можно спорить, но мне это кажется суетливым и надоедливым. Т.е. я с трудом представляю, чтобы мне, пока я настраиваю бд, смотрю логи систем или, на худой конец, пишу статью, растрепанная гостья задавала вопросы о том, кем я хочу стать в детстве. Не думаю, что дело тут в разнице между европейским и восточным подходом к работе. Рабочее пространство как необходимость, за которой лежит настоящая жизнь, — очень сложная пленка, нарушать спокойствие которой чревато неприятностями. В итоге проблемы экранной Амели во многом являются результатом ее собственной глупости, потому что к конфликту менталитетов добавляется еще и простой конфликт характеров.

С другой стороны, на героиню действительно наваливается целый ряд неприятностей — например, ей не дают стоящую работу, заставляя быть обслугой, на нее кричат, она дезориентирована и не знает, у кого просить помощи. Что бы вы сделали в таком случае? Я верю, что 95 процентов людей плюнуло бы и отправилось восвояси, но у Амели есть мечта, ради нее она готова потерпеть и разобраться. По складу характера Амели совсем не подходит для монотонной бухгалтерской работы, а проявить свои прямые таланты ей не дают, задавив внутри серого тела конторы. В этом отношении фильм сделан отлично — в книге Нотомб упоминает, что за пределами работы ее жизнь проходила насыщенно, но в фильме кажется, что ничего кроме офиса не существует. О своем неумении заниматься глупой бумажной работой Амели сообщает с лишней надменностью — при том, что все остальные люди в кабинете занимаются именно этим. Это не добавляет ей любви, к которой девушка стремится. Когда один из японцев решает предложить ей проект, Амели даже не думает слушать его советы, поступая по-своему. Но самый ее отвратительный поступок — это попытка утешить спрятавшуюся после оскорбления босса Фубуки. Это не имеет отношения к западной/восточной морали, а просто результат того, что Амели старается быть добрым доктором там, где это не нужно и опасно.

Тем не менее, Амели Нотомб подвергает происходящее анализу, и "Страх и трепет" даже не о прямом конфликте Восток-Запад, а о том, что теоретические знания о чужой культуре, даже сочетающиеся с искренним желанием, оказываются неприменимыми в руках европейца. Легко говорить о том, что никакой разницы нет, но что, если этой разницы нет для тебя, а для них она существует? И ты ходишь под грузом неиспользованного дружелюбия, мечтая стать японкой, а на деле являясь бесполезным гайдзином, выделяясь даже самим своим видом, не говоря уже о манере держать себя? Несмотря на совершенные Амели ошибки, эта проблема в фильме остается.

Большой минус фильма в том, что в книжный текст можно вкладывать любые интонации, образ же Сильви Тестю однозначен. Люди вроде кино-Амели раздражают. Они хотят понравиться всем, и это выводит из себя, как прилипающий лист. Японская корпоративная иерархия и деловые отношения вообще — абсолютная кабала, подчинение, но Амели должна была знать, куда идет, и, раз уж ей так хотелось стать японкой, принять правила. В ходе работы на Юмимото она все же понимает, что японкой быть не хочет, потому что быть японкой — это склад "нельзя" и "нужно". Получается, что быть одновременно японкой и европейцем не выходит, что нужно искать людей с другой стороны, которые тоже готовы на контакт.

Кино назидательное, хотя кинообраз Амели подействовал на меня, как красная тряпка. Нотомб сняла с Японии флер страны аниме-героев и самураев, превратив ее в нагромождение скучных офисов и замордованных клерков. Ей повезло, и она нашла свое призвание — стала писателем, оставив корпорацию позади.

(20.09.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: